Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)

Вставьте нужное слово: К аспекту речи относятся: морф (вариант морфемы), словоформа, член предложения, словосочетание, ___________ (высказывание), сверхфразовое единство, текст
Установите последовательность предложений:
При этом образуются синонимические формы, различающиеся оттенками значения.
Она заключается в использовании грамматической формы в значении противочлена, то есть другой формы того же парадигматического ряда.
Например, вторичная значимая функция образуется при употреблении мн. числа вместо единственного (les neiges вместо la neige), при употреблении настоящего вместо прошедшего (présent historique) или будущего (futur proche), будущего вместо прошедшего (futur historique) и т.д.
Вторичная значимая функция (функция транспозиции, переноса).
Содержит суждение о частях речи во французском языке предложение? А) Обычно различаются самостоятельные и служебные части речи. В) Так, слова с -tion – существительные, с -iste – существительные или прилагательные и т.д.
А - да, В - да
А - нет, В - да
А - нет, В - нет
А - да, В - нет
Установите соответствие
В целом эти критерии соответствуют семантическому, синтаксическому
Среди «полных слов» Теньер выделяет существительные, глаголы, прилагательные и наречия,
Положительным моментом в его классификации следует считать выделение
и морфологическому критериям, обычно применяемым при выделении частей речи
обозначающие, соответственно, субстанции, процессы и свойства субстанций и процессов
четырех типов слов: самостоятельных («полных»), служебных, местоимений и слов-фраз
Вставьте нужное слово: По содержанию различаются _____________ (деривационные) морфемы (-ette, -ment), служащие для образования новых слов
Нередко разные грамматические значения слова выражаются при помощи различных основ: je vais, nous allons, j'irai; homme – gens и т.п. Это – _____________
лексикализация
грамматические значения
морфологический супплетивизм
грамматикализации
Есть неточности в предложениях? А) Несомненным признаком является изменение значения элемента. В) Французские лингвисты стремились выявить признаки вспомогательного слова.
А- да, В- да
А - да, В - нет
А - нет, В - да
А - нет, В - нет
В своих первичных функциях грамматические категории могут быть разделены на три группы:
содержательные субъективно-объективные категории, отражающие свойства и отношения объектов с точки зрения говорящих
категория сказуемого, когда она выражает предикат (Pierre lit) и несет лишь структурную функцию
категория подлежащего значима, когда она выражает субъект действия (Pierre lit) и несет лишь структурную функцию
содержательные объективные категории, которые в своих значениях отражают свойства и отношения объектов независимо от точки зрения говорящего
асемантические, формальные категории, отражающие не внешний мир, но свойства самих языковых единиц
Грамматикализации подвергаются особенно часто слова абстрактного значения: глаголы être, avoir, faire, aller, venir в глагольных формах; __________ при обозначении деятеля; le fait que при обозначении действия; façon, manière, air при обозначении образа действия (d'un air solennel)
le chien или du chien
слово
parler calmement
femme, homme, gens
_____________ имеют много общего со словоизменительными (несамостоятельность номинативной функции, категориальное значение и др.), но они отличаются от них тем, что изменяют референцию слова (его соотнесенность с предметом)
Значение слова
Словообразовательные морфемы
Грамматическое значение
Лексическое значение
Устойчивые выражения играют большую роль во французском языке, иногда их называют речениями (__________________ и др.)
je mène – nous menons; il tient – ils tiennent – nous tenons
locutions verbales, adverbiales, prépositionnelles
bleue, une employée, elle est aimée
travail – travaux; national – nationaux; grand –grande; anglais – anglaise
Всякое французское существительное обязательно выступает в определенной форме _______ и рода, глагол – в форме числа, лица, наклонения, залога, времени
Выберите предложение о грамматической категории:
Способы грамматического выражения могут быть морфологическими и синтаксическими, в связи с чем и сами ГК являются морфологическими или синтаксическими.
Оппозиции могут быть бинарными, когда противопоставляются две субкатегории, и множественными, когда противопоставляется большее число форм и значений.
В основе всякой грамматической категории лежит оппозиция форм и значений.
Более полная субстантивация имеет место, когда числительное обозначает не количество или порядковый номер определенного предмета, но сам предмет.
Это относится к обозначению цифр, отметок, игральных карт, марок автомашин и т.п.: Il a reçu un deux; chiffre formé de trois cinq; le quatre de trèfle; Il a vendu sa quatre cent trois; faire des huit (но и здесь характерно отсутствие -s во множественном числе).
Вставьте нужное слово: Слово, морфема, ___________ представляют собой докоммуникативные единицы: они являются строительным материалом для предложений, но сами, как правило, предложения не составляют
Вставьте нужное слово: С грамматической точки зрения имеет большое значение деление слов на две группы: самостоятельные (полнозначные) и ___________ (несамостоятельные)
____________ подвергаются особенно часто слова абстрактного значения: глаголы être, avoir, faire, aller, venir в глагольных формах; femme, homme, gens при обозначении деятеля; le fait que при обозначении действия; façon, manière, air при обозначении образа действия (d'un air solennel)
Морфологический супплетивизм
Грамматикализации
Лексикализация
Грамматические значения
В словах fille – quille, fille – feuille, fille – fil выделенные ________ не выражают сами по себе никакого значения, но различают пары слов
фонемы
предложение
морфемы
сверхфразовое единство
Вместо ___________ можно сказать parler d'une voix calme, где voix семантически дублирует глагол parler, но позволяет использовать прилагательное для характеристики глагола
единство ударения
femme, homme, gens
le chien или du chien
parler calmement
Установите связь между термином и определением
числительное
субстантивация
порядковые числительные
часть речи, которая выделяется на основании общего категориального значения - представления о конкретном числе
переход прилагательного или причастия в разряд существительных
особая группа относительных прилагательных, которые они показывают отношение к счету: deuxième, huitième
Установите последовательность предложений:
Такой аспект выбора называется семиотическим.
В речи, желая что-либо сказать, мы производим отбор соответствующего элемента в зависимости от его значения среди других элементов данного класса (парадигматический аспект) и в зависимости от его сочетаемости в речи с другими отбираемыми элементами (синтагматический аспект).
При объединении парадигматического и синтагматического выбора образуется форма, которая может быть использована для обозначения отрезка действительности (vous dites).
Если мы хотим сказать по-французски Вы говорите, то среди основ di-, mang-, écri- мы выберем первую, а среди флексий -ez, -issez, -(v)ez, -(t)es – последнюю, хотя значение этих флексий одинаково.
Лексические элементы могут выражать категорийные значения, обычно передаваемые грамматическими средствами; например, выражение _________: femme-peintre, выражение пассивного значения: Le Chambre approuva la loi – La loi reçut l'approbation de (= fut approuvée par) la Chambre
_________ состоит из слов и словосочетаний (синтаксических групп) и является важнейшей коммуникативной единицей языка – единицей общения
Текст
Морфема
Предложение
Словосочетание
Содержит суждение о частях речи во французском языке предложение? А) В зависимости от классификации указанных групп слов изменяются пределы других частей речи. В) Под влиянием методов американского структурализма в качестве наиболее существенного признака выделения частей речи выдвигается дистрибутивный метод; часть речи слова определяется на основании его сочетаемости и окружения.
А - да, В - да
А - да, В - нет
А - нет, В - да
А - нет, В - нет
Установите связь между термином и определением
существительное
аффиксация
конверсия
- часть речи, имя, обозначающее предмет, обладающее категорией рода и числа, способное сочетаться с детерминативами или определениями, выполняющее функцию подлежащего, дополнения, именной части сказуемого, приложения
способ словообразования, при котором слово иной части речи образуется без участия аффиксов, путем изменения синтаксической функции и морфологической парадигмы
способ словообразования, при котором слово иной части речи создается сразу при помощи аффиксов
Вставьте нужное слово: Каждая единица высшего уровня может состоять из одной единицы низшего уровня: морфема – из одной фонемы (parle); слово – из одной морфемы или фонемы (eau); ___________ – из одного слова (Feu!); текст – из одного предложения и даже слова (вывески, лозунги, объявления: Attendez! Passez! Trains.
Вставьте нужное слово: Каждая единица высшего уровня может состоять из одной единицы низшего уровня: ___________ – из одной фонемы (parle); слово – из одной морфемы или фонемы (eau); предложение – из одного слова (Feu!); текст – из одного предложения и даже слова (вывески, лозунги, объявления: Attendez! Passez! Trains.
В устной речи все особенности флективности французского языка усугубляются, наблюдается увеличение числа морфологических омонимов: при выражении категории рода (_______________), числа (les enfants), лица (je parle, tu parles)
locutions verbales, adverbiales, prépositionnelles
je mène – nous menons; il tient – ils tiennent – nous tenons
travail – travaux; national – nationaux; grand –grande; anglais – anglaise
bleue, une employée, elle est aimée
Самостоятельное ___________ как единица языка характеризуется со стороны фонетической, грамматической, семантической
femme, homme, gens
le chien или du chien
parler calmement
слово
В грамматическом плане выделяются следующие структуры:
(один член предложения) – промежуточные ассиметричные структуры
(одно понятие) – промежуточные структуры: а) производное слово: acheteur; б) сложное слово: protège-livre, arc-en-ciel; в) устойчивое выражение: pomme de terre, prendre froid
(один член предложения) – синтетическая форма слова: Parlez!
(два понятия) – словосочетание: acheter un livre
(два члена предложения) – свободное сочетание
Выберите предложения о частях речи:
Части речи должны выделяться на основании ряда, а не одного какого-либо признака.
В предложении они часто выполняют вторичные синтаксические функции имен.
ЧР – объективно существующие классы слов в языке, игнорировать которые невозможно.
Периферийные разряды N, как правило, образуются от других частей речи (V или A) (beauté changement < changer).
Между словами разных частей речи имеется внутренняя иерархия.
Вставьте нужное слово: Глагол, обозначающий действия человека (penser, parler), может быть связан только с __________ со значением лица (homme, enfant), в противном случае словосочетание либо невозможно (*la maison pense), либо возможно при условии переосмысления одного из компонентов (l'honneur parle)
Выберите предложения о частях речи:
Первичными синтаксическими функциями N являются функции подлежащего и дополнения.
Если признать артикль частью N, то, поскольку предлог не включается в состав имени, было бы невозможно провести границы слова в случаях le livre du frère; jouer aux échecs (ср.: le livre de/la sœur, jouer à/la balle).
Местоимения обозначают эти элементы не непосредственно, а косвенно, через замещаемые ими слова и по соотнесенности с участниками речи.
Служебные слова лишены самостоятельной номинативной функции.
По характеру отображаемого объекта различаются также несколько классов слов.
Установите последовательность предложений:
Если грамматическая форма, несовместимая со значением слова, все же присоединяется к нему, то это свидетельствует об изменении значения слова.
Наиболее характерные случаи: число существительных: l'amitié–des amitiés; форма артикля: un mouton – du mouton; переходность прилагательного: un garçon capable – un garçon capable de bonnes actions; переходность глагола: décoller vt – отклеить; décoller vi – взлететь (о самолете).
Форма des cotons показывает, что несчитаемый объект заменился считаемым и существительное изменило свое значение, обозначая сорта хлопка.
Во французском языке изменение морфологической формы или синтаксической связи слов часто свидетельствует об изменении значения слова.
Фонетическими признаками отдельного слова (неслужебного) считаются __________, определенные пограничные сигналы
parler calmement
le chien или du chien
единство ударения
слово
Установите соответствие
связующие ЧР
главные ЧР
зависимые ЧР
espèces adjointes
espèces principales
espèces de jonction
Фонемы объединяются в ____________ – элементарные значимые единицы языка, которые являются наименьшими единицами, изучаемыми в грамматике
предложение
фонемы
морфемы
сверхфразовое единство
Система форм образует __________, внутри которой обычно выделяется исходная форма (ед. число для существительного, инфинитив для глагола, м. род ед. число для прилагательного)
словосочетание
член предложения
парадигму
служебные слова
Вставьте нужное слово: По содержанию различаются словоизменительные (-ait), __________ (граммемы), которые присоединяются к лексическим морфемам при их включении в предложение, но не изменяют при этом их значения
В лексическом плане выделяются следующие структурные типы единиц:
(два члена предложения) – свободное сочетание
(одно понятие) – простое слово: (un) livre, acheter
(один член предложения) – промежуточные ассиметричные структуры
(два понятия) – словосочетание: acheter un livre.
(одно понятие) – промежуточные структуры: а) производное слово: acheteur; б) сложное слово: protège-livre, arc-en-ciel; в) устойчивое выражение: pomme de terre, prendre froid
Установите соответствие
артикль
числительные
детерминативы
включают в прилагательные или в местоимения
рассматривают как особую часть речи
рассматривают как морфему при существительном
Выберите предложение о грамматической категории:
Zéro сближается с числительными в конструкциях zéro et trois font trois, à zéro heure; le degré zéro, но сохраняет признаки N в выражениях типа: J'ai eu zéro de fautes.
Семасиологический функциональный подход раскрывает различные функции, значения, которые грамматические формы могут приобретать в речи.
Ономасиологический функциональный подход состоит, напротив, в описании способов выражения определенного значения.
Развитие математических знаний побуждает пополнять разряд числительных.
В соответствии с двумя типами грамматического описания – семасиологическим и ономасиологическим функциональный подход в грамматике также может быть двояким.
Установите связь между термином и определением
детерминация
существительное
детерминативы
служебные слова, сопровождающие существительное в предложении и выражающие общие признаки объекта: определенность, принадлежность, количество
часть речи, имя, обозначающее предмет, обладающее категорией рода и числа, способное сочетаться с детерминативами или определениями, выполняющее функцию подлежащего, дополнения, именной части сказуемого, приложения
частный случай широкого явления – актуализации – перевода слова из языковой системы в речь
Глагол être сохраняет полноту своего значения в абсолютной конструкции (Je pense donc je suis) связывая другие слова, он становится ___________ (Il est heureux; Il est médecin)
Есть неточности в предложениях? А) Внутри Il a parlé можно вставить обстоятельство, показывающее интенсивность: Il a beaucoup parlé, и даже местоимение-дополнение: Il a tout dit, но нельзя, например, сказать: *I1 a ici parlé. Бенвенист отмечает среди признаков «вспомогательности» невозможность слова употребляться с самим собой. В) А.Боннар к «auxiliaires» наряду с je suis aimé, il est venu, il a déjeuné относит различные перифразы: Ça doit arriver; Ils étaient en train de parler, il est à se promener, etc.
А - нет, В - нет
А- да, В- да
А - да, В - нет
А - нет, В - да
Установите связь между термином и определением
местоимение
анафора
дейксис
указание на объект путем отсылки на предыдущее (реже – последующее) обозначение его в тексте
частей речи местоимение не называет объект непосредственно, но указывает на него в условиях данного акта речи
указание с точки зрения говорящего, который находится в центре речевой ситуации
Грамматическое значение выражено внутри слова путем добавления (____________): table–tables; clair– claire
аффиксация
морфология
внутренняя флексия
агглютинации
При первом членении высказывание делится на монемы (наименьшие значимые единицы), они ________, так как в них представлены и форма, и содержание
одноплановые
самостоятельные
словоизменительные
двуплановые
Установите соответствие
Теньер считает традиционную классификацию ЧР «порочной в своей основе» и предлагает различать слова, исходя из следующих оппозиций:
Соответствует делению слов на самостоятельные и служебные; б) слова конститутивные способные формировать член предложения
Положительным моментом в его классификации следует считать выделение
четырех типов слов: самостоятельных («полных»), служебных, местоимений и слов-фраз
а) слова «полные», с самостоятельной номинативной функцией, и слова «пустые», выполняющие грамматическую роль
и вспомогательные (subsidiaires, не несущие самостоятельной функции в предложении – артикль, предлог); в) слова изменяемые (variables) и неизменяемые
Установите последовательность предложений:
В соответствии с этим ГК могут быть бинарными и многочленными.
В основе всякой грамматической категории лежит оппозиция форм и значений.
К бинарным во французском языке относится категория рода (мужской и женский), числа (единственное и множественное), к многочленным – время (прошедшее, настоящее, будущее).
Оппозиции могут быть бинарными, когда противопоставляются две субкатегории, и множественными, когда противопоставляется большее число форм и значений.
Содержит суждение о частях речи во французском языке предложение? А) В разных работах выделяются в качестве частей речи: существительное, детерминативы (актуализаторы существительного), артикль, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, актуализаторы глагола (приглагольные местоимения), наречие, предлог, союз, междометие, частицы, слова-фразы (типа Да, Нет). В) Кроме того, сочетаемость не позволяет различить степень перехода одной части речи в другую.
А - да, В - да
А - да, В - нет
А - нет, В - нет
А - нет, В - да