Модели этнического самоопределения: собственная государственность, МНТСУ, НКА

Коренные народы Корякского автономного округа:
ительмены
коряки
ненцы
чукчи
Основные формы государственного существования и развития наций и национально-этнических групп: унитарное государство (унитаризм), федерация и
В.П. Безобразов полагает, что
органы самоуправления должны выполнять функции государственного управления, но при этом оставаться не органами государства как юридического лица, а городской или сельской общины
земским учреждениям «дано много воли и никакой власти»
органы самоуправления должны входить в общую систему власти и управления государства
необходимо разделить органы местного самоуправления на две категории: «общественные союзы» и «административные или территориальные округа»
Экстерриториальная форма местного самоуправления
подразумевает выделение какой-либо территории, на которой предполагает осуществлять управление, нацеленное на развитие экономической, социальной и культурной жизни населения
предусмотрена для этносов, живущих дисперсно
подразумевает управленческую деятельность в местной административной единице, проводимую центральной властью
направлена на поддержку этнической культуры того или иного этноса без выделения отдельной территории
Государство принято считать _________, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления
квазифедеративным
унитарным
тоталитарным
централизованным
Согласно мнению сторонников «____________» теории местного самоуправления, местное самоуправление - это форма децентрализации государственной власти, осуществление по поручению государства в рамках, установленных государством; форма управления «местными делами» с использованием органов, которые формируются при непосредственном участии жителей соответствующих территорий
Американская система местного самоуправления построена на следующих принципах:
местные органы власти подотчетны не центру, а населению и независимым органам контроля (контроль с позиций системы публичного управления в целом)
обязательность выборных органов власти, обладающих всей полнотой полномочий на местном уровне
государственные интересы (интересы штата) не должны доминировать над местными интересами
местное управление является лишь территориализацией единого публичного управления
местное сообщество - отдельное социальное образование, имеющее право на самоуправление для выражения своих интересов
Конструктивистский подход в понимании нации и этничности исходит из того, что
атрибуты этничности (например, язык) - это не самодовлеющий фактор, а следствие определенной парадигмы общественного развития
люди сами рациональным образом избирают ту культурную парадигму развития, которая делает членство в этнической или социальной группе не просто приемлемым, но и выгодным
человеческие сообщества сами формируют ту среду, которая наиболее адекватна их общим интересам
характер этнической идентичности определяет экономические, политические и коммуникационные процессы
Квазифедеративные формы
унии
конституциональная регионализация
лиги
государство автономий
конституциональное самоуправление
Япония
Испания
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии
Италия
В Европе персональные автономии существуют в
скандинавских странах
Австрии, Венгрии
Великобритании
Португалии
Принцип, согласно которому разделение государственной власти (в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях) происходит по этническому принципу, носит название «этнический _________»
Участок, где свойства и признаки региона выражены наиболее ярко, носит название «__________ региона»
В условиях, когда нация-государство полностью поделено на субнациональные единицы при отсутствии гегемонии одной нации над другой или другими, говорят о __________ государстве
квазинациональном
мультинациональном
традиционно-региональном
полиэтническом
Характеризуя проект закона «О местных национально-территориальных сообществах» (нач. 1990-х гг.) необходимо отметить следующее: данный законопроект
может использоваться как средство этнической мобилизации
носит конфликтогенный характер, т.к. создает неравные условия для разных этнических групп
противоречит конституции РФ, т.к. защищает коллективные права, в то время как в конституции приоритет отдан правам личности
дает право русским, как этническому большинству, создавать МНТСУ на тех территориях национальных республик, где они компактно проживают
детально определяет термины «национально-территориальные сообщества», «этнические меньшинства»
Различаются три основных вида автономий: персональная, корпоративная и
Согласно мнению примордиалистов,
этничность является исконно присущим атрибутом человеческих сообществ
этническое сообщество существует на базе различных доктрин, созданных представителями интеллектуальной элиты
этничность консервативна
этничность есть ситуативная роль, избранная человеком или группой под воздействием тех или иных материальных факторов
Специфика федерализма России:
РФ состоит только из административно-территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью
наличие «сложноустроенных» или «сложносоставных» субъектов
отсутствуют межнациональные конфликты, сепаратистские тенденции
одна и та же территория имеет одновременно разный статус как единицы государственного и местного управления
у ряда субъектов автономий существуют привилегии в области налогообложения
В современной федеративной системе
институты разных уровней не подчиняются друг другу, связаны какой-либо иерархией и выполняют различные функции
регионам принадлежат законодательная, исполнительная и судебная власть
выделяют следующие уровни: общегосударственный, субъектов федерации и местного самоуправления
правительство при определенных условиях вправе распустить законодательный орган субъекта
Унитарное государство
представляет собой политически и юридически единое, целое, монолитное государство
предполагает распределение государственной власти как вертикально, так и горизонтально
может быть дуалистическим или кооперативным
может существовать самостоятельно как суверенное государство, а может входить в другое государство на федеративных началах
Примеры предоставления законодательной автономии европейскими странами отдельным территориальным единицам
Дания
Франция
Испания
Португалия
Корсика
Страна Басков
Гренландия
Азорские острова
Понятие «самоуправление» впервые стало употребляться в связи с местными органами власти в период
Октябрьской революции в России
Голландской революции
Английской революции
Французской революции
Централизованные федерации:
Индия
Австралия
Швейцария
Пакистан
В условиях этнического унитаризма
все административно-территориальные единицы выделяются по этническому принципу
руководство государства осуществляется центром
часто наблюдается дискриминация по этническому признаку
под нацией понимаются все граждане государства вне зависимости от этнической принадлежности
Исторически первая форма объединения государств - __________ (насильственное объединение государств, осуществленное либо путем завоевания, либо путем создания иного вида давления (экономического, политического))
империя
деспотия
уния
диктатура
«Общественная» теория местного самоуправления
характерна для второй половины XX в.
является теоретической базой, принятой Советом Европы Европейской хартии местного самоуправления
исходит из полного отделения друг от друга государственной власти и местного самоуправления
понимает право на местное самоуправление как неотъемлемое право населения соответствующих территорий
В западной терминологии «национальное государство» обозначается термином «__________»
По вопросу об автономии верны следующие утверждения:
автономия выражает, с одной стороны, форму самоопределения конкретного народа, с другой стороны, определенную степень децентрализации управления отдельными территориями
автономии, как правило, недолговечны, имеют иерархический характер и приводят к неравноправию между народами
автономная территориальная единица, как правило, самостоятельна в решении запросов местного значения в пределах, установленных центральной властью
в автономных образованиях отсутствуют выборные органы местной власти
Б.Н. Чичерин отмечал, что
общество есть производная от государства; возникновение государства предшествовало возникновению общины
управление делами общины должно быть предоставлено органам самой общины, а не государственному бюрократическому аппарату
«два элемента соединяются в организации государственного управления: государственный и общественный
государство является гарантом неприкосновенности в отношении общины
органы местного самоуправления являются органами государства как особого юридического лица
Регион
образуется на основе естественно-географических и экономических условий
может быть единицей административно-территориального или политико-территориального деления
является результатом политических решений
по своей природе всегда этничен
Автономия, связанная, прежде всего, с языковым пространством и проведением охранительной языковой политики (через гарантии двуязычного культурного, информационного пространства, обязанность чиновников, представляющих центральную власть в регионе, знать оба языка и т.п.), определяется как «____________ автономия»
политическую
административную
персональную
корпоративную
К конгруэнтным федеративным государствам можно отнести:
Швейцарию
Канаду
Австралию
Германию
По вопросу о кооперативном федерализме верны следующие утверждения:
это централизованная федерация, при которой взаимоотношения строятся на принципе разделенной и солидарной власти
центр и субъекты независимы друг от друга
этот тип распространен в бывших национальных государствах, ныне федерациях
основа кооперативного федерализма – фиксированное на конституционном уровне разделение функций и полномочий между центром и субъектами федерации
федерализм, родиной которого являются США, появился как кооперативный
Государство, образованное этносом (гражданской нацией) на базе этнической территории и реализующее юридически политическую независимость и самостоятельность данной, объединенной общей культурой нации, носит название «_________ государство»
Договорные (возникшие на основе договора) федерации:
бывший СССР
Швейцария
Россия
США
Одними из первых показали значение местного самоуправления для развития демократии
А. де Токвиль
К. Дойч
Э. Смит
Д.С. Милль
Согласно _____________ теории, сущность местного самоуправления заключается в том, что оно осуществляется почетными представителями местного населения, выполняющими свои обязанности безвозмездно
Типологизация функций государства по различным основаниям
актуальность функций
по способу осуществления
по критериям значимости
по характеру тех социальных сфер, в которых они проявляются
внутренние, внешние
регулятивные (создание правовых норм), исполнительно-распорядительные (организация текущей деятельности) и охранительные (обеспечение выполнения норм и наказание нарушителей)
основные и неосновные
постоянные и временные
Обычно в исключительную компетенцию самой федерации включены следующие вопросы:
охрана общественного порядка
организация местного управления
оборона государства, объявление войны и заключение мира
регулирование таможенных отношений
«Национальные государства» в значении «государства с абсолютным большинством однородного состава населения»:
Швеция
Болгария
Венгрия
Греция
Норвегия
Словакия
Городами федерального значения в РФ являются:
Москва
Санкт-Петербург
Хабаровск
Владивосток
Формы федерализма
федератизм
федерация
ассоциированная государственность
конфедерация
асимметричная система отношений между центральной властью федерированного государства и отдельным субъектом, сохраняющим широкую автономию и отказывающимся лишь от некоторых прав в пользу федерального центра (Пуэрто-Рико, Гуам в рамках США)
форма организации государственной власти, при которой центральное правительство учреждается самоуправляющимися территориями путем делегирования определенного набора полномочий
предусматривает возможность разрыва содружества при определенных условиях(Микронезия, Маршалловы острова и США)
признание за субъектами, учреждающими центральную власть, права на полный государственный суверенитет и собственное законодательство, а также право самостоятельного выхода без согласия остальных ее членов
Государство, в составе которого проживают различные этносы, исторически сформировавшиеся на данной этнической территории и имеющие свои формы политической, территориальной, административной или культурной автономии, определяется как _________ государство
моноэтническое
этнонациональное
полиэтническое
националистическое
О субъектах федерации верны следящие утверждения:
этнический фактор не всегда оказывает влияние на число субъектов
количество субъектов федерации зависит от размеров государства
название территориальных единиц всегда свидетельствует об их правовом статусе
в рамках одной и той же федерации величина территории и численность ее субъектов часто различны
Титульная нация
редко требует привилегировонного положения
представляет собой доминирующую нацию
это нация, давшая название государству
является эквивалентом термина «коренная нация»
Типология федерализма с точки зрения реального соотношения сил, сложившегося между центром и субъектами федерации (по К.Кернагану и Д.Сигелю)
исполнительный федерализм
федерализм с двойным лицом
чрезвычайный федерализм
кооперативный федерализм
квазифедерализм
классический федерализм
форма федерализма, при которой идет процесс постепенной «притирки» и согласования позиций между уровнями управления, при этом не столько законодательным и судебным путем, сколько наработкой опыта взаимодействия
декларируется федеративное устройство, но практически сохраняется полный диктат центра; субъекты федерации представляют собой обычный уровень иерархической управленческой пирамиды централизованного государства
основной принцип - разделение власти между центральным и региональным правительствами, при котором каждое из них в пределах своей компетенции координирует свои действия самостоятельно в условиях относительной автономии
существует в период глубоких социальных и экономических потрясений (войны, великая депрессия и т.п.); субъекты федерации добровольно передают часть своей компетенции центру на определенный период времени
субъекты федерации находятся в неравном правовом положении, имеют различный конституционный статус, реальные права и возможности
концентрация и централизация власти высшими органами исполнительной власти как федерации в целом, так и ее субъектов, контроль за отношениями между центром и регионами со стороны политиков и официальных лиц с широким кругом функциональных интересов
Основные формы существования полиэтнического государства:
демократизм
федерализм
плюрализм
тоталитаризм
унитаризм
Субъекты федерации
могут иметь свои государственные символы
обладают абсолютным суверенитетом
обладают правом сецессии
наряду с федеральной конституцией могут иметь собственные конституции и законодательства
Примеры религиозно-этнических региональных конфликтов
Великобритания
Индия
Филиппины
Нигерия
христиане-мусульмане-язычники
мусульмане-индуисты
христиане-католики, христиане-протестанты
мусульмане-христиане
По вопросу о союзном федеративном государстве верны следующие утверждения:
все вопросы решаются в рамках властной вертикали
появляются на основе объединения независимых государств в результате договора и создания единого центра управления
классический пример данного типа государственного устройства - США
данная форма характерна для государств с авторитарным или тоталитарным политическими режимами
Европейская хартия о местном самоуправлении
не была подписана Российской Федерацией
была создана в середине 80-х годов XX столетия и открыта для подписания 15 октября 1985г.
является документом, в котором сформулированы принципы и понятия местного самоуправления
создавалась по предложению Организации Объединенных Наций