Психология личности (курс 1)

Уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, совокупность которых определяет неповторимую картину существования индивидуума, А.Адлер назвал «______» жизни (написать пропущенное слово в именительном падеже)
Установите соответствие между свойствами интереса и их характеристикой:
устойчивость интереса
степень разнообразия интересов, их предметная неоднородность
содержание интереса
активность, энергичность интереса
сила интереса
предметная характеристика интереса
широта интереса
длительность, в течение которой интерес сохраняет свою силу
Из предложенных понятий выберите три, которые относятся к защитным механизмам:
формирование реакции
рассогласование
фиксация
проекция
Установите соответствие между тремя гранями социализации и их характеристикой:
интимизация
движение от интерпсихического (коллективной деятельности ребенка) к индивидуальному ( психологическим формам деятельности)
интериоризация
производство внутреннего плана сознания
индивидуализация
процесс образования самосознания личности, т.е. переход от «Мы» к «Я»
Основное положение теории личности Дж. Келли, согласно которому личностные процессы направляются конструктами, которые служат средствами предвидения событий, это ________постулат психологии личных конструктов.
По А.Адлеру, показателем психического здоровья является социальный
Из предложенных стадий развития выберите три, которые выделил З.Фрейд:
фаллическая
латентная
генитальная
нарциссическая
Личностные структуры могут быть трех видов:
функциональные (целевые)
координационные («демократические», горизонтальные или сетевые)
иерархические (вертикальные)
блочные
Подкрепление, которое появляется как бы само по себе и увеличивает вероятность повторения предшествующего действия, называется
позитивным
первичным
негативным
вторичным
Установите соответствие между четырьмя фундаментальными психическими функциями, которые выделил Юнг, и их характеристикой:
интуиция
оценочная функция, определяющая ценность вещей, дающая людям переживание удовольствия и боли, гнева, страха, горя, радости и любви
мышление
реалистическая функция, дающая конкретные, безоценочные факты
ощущение
стремление понять сущность явлений путем рациональной обработки наличной информации
чувство
бессознательный доступ к информации
Для построения свой типологии Юнг постулировал две ориентации личности (эго направленности):
экстраверсия
интроверсия
эндопсихика
экзопсихика
В психологии изучаются следующие личностные структуры:
последовательные, параллельные
линейные, кольцевые
иерархические, координационные, функциональные
сетевые, плоскостные, пространственные
Тип культуры, для которого характерно, что цели отдельных людей не менее, если не более, важны, чем групповые, поведение отдельных людей определяется мотивацией к достижению, называется _______ типом культуры
Г. Виткин различал _________ личность и гетерогенную личность.
В когнитивной психологии система информации о внешнем мире и о собственной личности, являющаяся определенной организацией прошлого опыта индивида, результатом учения и мышления, получила название
архетипов
образа Я
когнитивных структур
самости
А.Ф.Лазурский совместно с Ф.С.Л.Франком представили структуру личности как взаимодействие двух компонентов:
темперамента
экзопсихики
характера
эндопсихики
В деятельностной концепции активность отличается от самой деятельности она представляет собой по отношению к деятельности
таксис
развитие
цель
мотив
Психическая активность (психика) по отношению к сознанию делится на два вида:
личностную
бессознательную
сознательную
эмоциональную
Ориентация человека на внутренний, субъективный мир У. Юнга – это
Вопрос о том, что представляют собой стабильные элементы личности и каким образом они связаны друг с другом, – это вопрос о _______ личности
Ориентация человека на внешний мир У. Юнга – это
С.Л. Рубинштейн выделял три источника мотивов:
потребности
идеалы
интересы
условные рефлексы
Развитие личности имеет два аспекта:
филогенетический
биопсихический
онтогенетический
эмоциональный
Установите соответствие между типами социального характера, выделенными Э.Фроммом, и их характеристикой:
эксплуатирующий тип
человек с таким типом характера воспринимает себя и окружающих как товар
продуктивный тип
человек с таким типом характера чувствует, что источник благ находится вовне, и полагает, что единственный способ иметь эти блага – получить их из внешнего источника, он внутренне зависим не только от источников благ, но и от людей в целом, стремится быть любимым, а не любить
накопительский тип
человек с таким типом характера мало верит в получении чего-то нового из окружающего мира, его безопасность основана на накоплении и сохранении
рецептивный тип
человек с таким типом характера – это человек, достигший высшей ступени развития – цели развития человека и одновременно идеала гуманистической нравственности
рыночный тип
человек с таким типом характера уверен, что источник благ находится вовне, но забирает эти блага силой или коварством
Часть психологии, которая занимается изучением человеческой индивидуальности, - это
психология личности
антропология
валеология
психология человека
Процесс формирования личности, в ходе которого происходят различные трансформации человеческого индивида под влиянием культуры, прежде всего, адаптация к общественным условиям жизни и деятельности, обретение свойств, производных от культуры, – это
социализация
интериоризация
индивидуализация
персонализация
Центральная, ядерная структура личности – это
темперамент
направленность
Я-концепция
характер
Установите соответствие между составляющими структуры личности и их характеристикой (по А.В.Петровскому):
надиндивидная составляющая
включает в себя темперамент, характер, способности
интериндивидная составляющая
находит свое проявление в области межличностного взаимодействия (самоопределение личности, внутригрупповая идентификация)
внутрииндивидная составляющая
находит свое воплощение в тех «вкладах» в других людей, которые субъект вольно или невольно осуществляет посредством своей деятельности
Психическая активность по своему содержанию делится на три вида:
познавательную
волевую
эмоциональную
безличностную
По мнению бихевиористов, человек – это реактивная система, его поведение управляется _______ средой, где находится главный инструмент управления – система подкреплений.
Совокупность устойчивых связей между компонентами сложного объекта, обеспечивающих его целостность, стабильность и тождество самому себе, называется строением или
Установите соответствие между стадиями развития личности, выделенными Э. Эриксоном, и их возрастными рамками:
возраст игры
12-18 лет
старость
25-50 лет
молодость
18-20 лет
зрелость
после 50 лет
пубертатный возраст
3-5 лет
Установите соответствие между видами подкрепления, выделяемых Б. Скиннером, и их характеристикой:
вторичное подкрепление
стимул, реакция на который заложена с рождения
негативное подкрепление
подкрепление, которое появляется как бы само по себе и увеличивает вероятность повторения предшествующего действия
позитивное подкрепление
подкрепление, которое усиливает то поведение, которое уменьшает или уничтожает вероятность появления неприятных ощущений
первичное подкрепление
первоначально нейтральный стимул, ассоциированный с первичным подкреплением тем или иным способом
Установите соответствие между компонентами Я концепции и их характеристикой:
мотивационно-поведенческий компонент
самооценка личности, чувство собственной значимости и все переживания по поводу своего социального положения, успехов и неудач, своих качеств и состояний
познавательный компонент
устоявшиеся знания о себе, которые обычно очень устойчивы и убедительны, независимо от того, истинны они или ложны
эмоционально-оценочный компонент
все то, что предопределяет поведение человека, самоконтроль, самообладание, умение планировать свою жизнь, управлять процессом собственного развития
Установите соответствие между формами человеческой активности и их характеристикой:
потребление
предметная форма активности, связанная с преобразованием элементов окружающей среды
общение
межличностная форма активности, основой которой служит информационный обмен между людьми
деятельность
вид активности, состоящий в непосредственном удовлетворении потребностей
Установите соответствие между видами тревоги, выделяемыми З. Фрейдом, и их характеристикой:
невротическая
страх совести, чувство вины, которое испытывают люди, совершая нечто противное кодексу чести
реальная
страх перед действительными опасностями внешнего мира
моральная
страх того, что инстинкт выйдет из-под контроля и заставит человека сделать нечто, за что последует наказание
Установите соответствие между стадиями, выделенными Э.Эриксоном, и задачей, которую решает человек в этот период:
первая стадия (1 год жизни)
формирование инициативности, развитие на этой стадии развертывается в пространстве между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом
четвертая стадия (6-11 лет)
формирование самостоятельности на основе развития моторных и познавательных способностей
вторая стадия (2-3-й года жизни)
формируется чувство достижения (трудолюбие) психосоциальный параметр этой стадии характеризуется умелостью, компетентностью, с одной стороны, и чувством неполноценности, с другой
третья стадия (4-5 лет)
формирование базового доверия к миру, важного параметра социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным - недоверие
Отечественные ученые, которые внесли значительный вклад в разработку психологической теории темперамента:
В.С.Мерлин
В.М.Русалов
З.Фрейд
В.Д.Небылицын
Установите соответствие между типами личности, выделенными А. Адлером, и их характеристиками:
социально-полезный тип
самоуверенный, напористый человек, обладающий незначительным социальным интересом, сталкиваясь с тремя основными задачами, решает их во враждебной манере
берущий тип
человек с недостаточным социальным интересом и социальной активностью, ведущий пассивный образ жизни, опасающийся неудач
избегающий тип
человек, который удовлетворяет свои потребности за счет других людей, у него отсутствует социальный интерес и низкая степень активности
управляющий тип
человек, обладающий высокой степенью социального интереса и высоким уровнем социальной активности, проявляет заботу о других, заинтересован в общении, вся энергия направлена на помощь другим
Если психология исходит из предположения, что индивид является самостоятельным субъектом, реализующим исследовательскую установку по отношению к реальности, то это _______ направление в психологии
Понятие «личность» является производным от такой категории психологической науки, как
физиология
психика
развитие
социализация
Я - концепция личности включает в себя три компонента:
познавательный
биопсихический
эмоционально-оценочный
мотивационно-поведенческий
Изменения, которые происходят со временем в психике и поведении человека, - это
Первые представления о темпераменте начали формироваться в глубокой древности. Первые идеи принадлежат двум врачам и философам:
Галену
Платону
Пифагору
Гиппократу
Форму энергии, связанную с инстинктами жизни, З. Фрейд назвал
А.В. Петровский включает в структуру личности три составляющие:
интериндивидную
надиндивидную
экзопсихическую
внутрииндивидную
эндопсихическую
По своему материальному носителю ________ активность – это активность мозга, оснащенного органами восприятия информации, исполнительными и энергетическими структурами.
Привычный способ приспособления эго к внешнему миру, к ид и суперэго, а также специфический тип сочетания этих приспособлений друг с другом психоаналитики называют
направленностью
личностью
характером
темпераментом
Стимул, который следует за действием и вызывает эмоциональную реакцию, называется
научением
подкреплением
мотивом
последствием
Человек как единичное природное существо, представитель рода Homo sapiens – это
индивид
личность
млекопитающее
индивидуальность