Этнопсихология

Наиболее приемлемой формой социального восприятия при взаимодействии этнических общностей и культур на современном этапе истории человечества можно считать
сегрегацию
интеграцию
сепаратизм
сопоставление культур
Знания о своих и чужих этнических группах, их истории, обычаях, особенностях культуры - это
этническое самосознание
этничность
этническая идентичность
этническая осведомленность
Основателем этнографии является древнегреческий ученый
Гиппократ
Плиний
Геродот
Тацит
Вместо термина «культурный шок» использовать понятие «стресс аккультурации» предложил
Дж. Берри
С. Бочнер
К. Оберг
Г. Триандис
У истоков этнопсихологии в США стоял(а)
А. Кардинер
Р. Линтон
Р. Бенедикт
Ф. Боас
Направление этнопсихологических исследований, в основе которого лежит утверждение о единстве психики людей, но с возможными достаточно существенными внешними различиями, называется
экзистенциализмом
универсализмом
релятивизмом
абсолютизмом
Из перечисленных пунктов: 1) эмоционально-оценочный характер; 2) динамичность; 3) устойчивость к новой информации; 4) согласованность; 5) индивидуальная неповторимость - к наиболее существенным свойствам этнических стереотипов относятся
2, 4, 5
2, 3, 4
1, 3, 4
1, 3, 5
По мнению Г.Г. Шпета, изучение таких проявлений душевной жизни человека, как язык, мифы, верования, нравы, искусство, относится к предмету
этнической психологии
этнологии
этнолингвистики
этногеографии
Основные «измерения» стереотипов - содержание, их направленность, степень благоприятности, в первую очередь зависят от
характера межэтнических отношений
социально-экономического развития страны
особенностей национальной культуры
личностных особенностей индивидов
Осознанная попытка индивида сменить этническую группу называется стратегией
негативной этнической идентичности
ложной идентичности
индивидуальной мобильности
маргинализации
Культуры народов рассматривают как равные и одинаковые, а наличие различий между ними объясняют неспособностью существующих методик выявить внутреннее сходство между психологическими явлениями сторонники
релятивизма
экзистенциализма
абсолютизма
«абсолютизма наоборот»
По мнению Ж. Пиаже, этническая идентичность у детей формируется в полном объеме в возрасте ________ лет
8-9
14-15
6-7
10-11
Понятия emic и etic введены американским лингвистом
Дж. Майком
Дж. Берри
Г. Триандисом
К. Пайком
Понятие «базовая личность» ввел
Ф. Боас
А. Кардинер
Дж. Берри
Р. Линтон
Правильная самоидентификация индивида, сопровождающаяся ощущением неполноценности, ущемленности и даже стыда за представителей своего этноса, называется
биэтнической идентичностью
критерием приписывания
негативной этнической идентичностью
ложной идентичностью
Исследователи, полагающие, что индивид с разной степенью интенсивности может идентифицировать себя как с одной, так и одновременно с двумя этническими общностями, предложили модель
двух измерений этнической идентичности
полярной этничности
этнической гиперидентичности
двух измерений инкультурации
Согласно результатам, полученным британским исследователем У. Риверсом, более, чем англичане, подвержены горизонтально-вертикальной иллюзии
немцы
индийцы
русские
американцы
Психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, выражающая меру его подчинения групповому давлению, - это
статус
конформность
социальная роль
адаптация
До середины XX в. в сравнительно-культурной психологии различия между расами в отношении значимости разных органов чувств при восприятии назывались
дифференциация
фенотип
прототип
сенсотип
Из перечисленных видов: 1) горизонтальная; 2) «прямая»; 3) вертикальная; 4) «непрямая» - к основным видам культурной трансмиссии относятся
1, 3, 4
2, 3, 4
1, 2, 4
1, 2, 3
Дезорганизованность, ощущение неприспособленности, неудачливости, бессмысленности существования, отчужденность, отчаяние, агрессивность являются, по мнению автора книги «Маргинальный человек» Э. Стоунквиста, симптомами
усталости
ассимиляции
внутриличностного конфликта
межличностного конфликта
Перечисленные направления: 1)исследование социализации детей (этнография детства); 2) исследование национального характера; 3) анализ нормы и патологии в разных культурах - являются основными направлениями
общей психологии
социологии
психологической антропологии
этногеографии
В России спор между сторонниками естественно-научной психологии И.М. Сеченова и гуманитарной психологии К.Д. Кавелина завершился следующим образом
победу одержали сторонники К.Д. Кавелина
победителей не было
победу одержали сторонники И.М. Сеченова
спор так и не завершился
Жесты, помогающие нашему телу приспособиться к окружающей обстановке, но со временем способные утратить эту функцию, называются
демонстраторы
иллюстраторы
информаторы
адаптеры
Форма межгруппового конфликта, когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку - это конфликт
этнический
интрагрупповой
полярных позиций
интересов
Оригинальную концепцию языка, основанную на исследовании его психологической природы, разработал русский ученый
А.А. Потебня
И.М. Сеченов
Н.И. Надеждин
К.Д. Кавелин
Социально-психологическую причину разнообразия культур как желание этноса отличаться от своих соседей, развивая оригинальный стиль жизни, выявил
Ф. Боас
К. Леви-Строс
Л. Леви-Брюль
Ю. Бромлей
В США понятие «социальная дистанция» было введено в научный оборот в ХХ в. в
20-е гг.
40-е гг.
60-е гг.
80-е гг.
Этнографические архивы - «Региональную картотеку человеческих отношений» (Human Relations Area Files - HRAF) собирают в
Великобритании
Канаде
Франции
США
Процесс, приводящий к порождению в сознании человека образа мира, - это
категоризация
аккультурация
легитимизация
идентификация
Понятие «социальная дистанция» было введено в научный оборот американским ученым
Д. Кэмпбеллом
Р. Линтоном
Ф. Боасом
Е. Богардусом
Из перечисленных пунктов: 1) обращенность в прошлое; 2) мифологичность; 3) динамичность; 4) обращенность в будущее - к основным особенностям этнической идентичности относятся
1, 3
3, 4
2, 4
1, 2
В Америке движение человека с выпрямленным телом символизирует его
спокойствие и благодушие
силу и агрессивность
робость и нерешительность
высокомерие и чванство
Впервые термин «социальный стереотип» был использован в ______г.
1889
1902
1894
1922
Понятие «социальная идентичность» ввел
У. Липпман
А. Тэшфел
М. Лацарус
Г. Триандис
Изучая цветовое зрение, британский исследователь У. Риверс обнаружил, что туземцы часто смешивают цвета
синий и красный
красный и желтый
синий и зеленый
зеленый и желтый
Питательной средой для попыток доказать превосходство одних народов над другими из-за «научно доказанной» интеллектуальной неполноценности последних зачастую служит такое направление этнопсихологических исследований, как
универсализм
экзистенциализм
релятивизм
абсолютизм
Впервые термин «социальный стереотип» использовал американец
У. Самнер
М. Беннет
Э. Эриксон
У. Липпман
На уровне межгрупповых отношений изучаются _______ основных вида атрибутивных процессов
2
4
5
3
Зарождение этнопсихологии как самостоятельной науки произошло в
конце XVIII в.
середине XIX в.
начале XIX в.
конце XIX в.
Русский ученый А.А. Потебня главным фактором, объединяющим людей в «народность», считал
территорию
климат
религию
язык
Современные этнопсихологи У. и К. Стефаны, проанализировав большой объем литературы, выделили предложенные разными авторами ______ измерений культур
11
15
4
8
Стереотипы конфликтующих этнических групп, когда себе приписываются только позитивные качества, а «врагам» - противоположные негативные, называются
полярными образами
геноцидом
«культурным шоком»
критерием приписывания
Термин «психическая этнография» предложил русский ученый
К.Д. Кавелин
Н.И. Надеждин
И.М. Сеченов
А.А. Потебня
Из перечисленных пунктов: 1) стереотипизация; 2) идентификация; 3) рефлексия; 4) социальная каузальная атрибуция - к основным видам атрибутивных процессов относятся
1, 4
1, 2
2, 4
3, 4
Согласно теории эволюции Ч. Дарвина, мимика - движения лица, выражающие эмоции
не зависит от расы и культуры
зависит от расы и культуры
не зависит от расы, но зависит от культуры
не зависит от культуры, но зависит от расы
Относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей, относятся к понятию
ценностно-ориентационного единства
социальных стереотипов
этнических стереотипов
полярных образов
Первая попытка русских ученых «встроить» этнопсихологию в психологию была предпринята в XIX в. в
90-е гг.
60-е гг.
70-е гг.
30-е гг.
Согласно результатам, полученным британским исследователем У. Риверсом, чаще, чем представители двух других культур, воспринимают линии в иллюзии Мюллера-Лайера как различающиеся по длине
немцы
индийцы
англичане
американцы
Этнические группы с более низким статусом имеют тенденцию характеризовать себя с точки зрения
смелости и решительности
теплоты и добросердечия
трудолюбия и ответственности
эрудированности и образованности