Литературное образование дошкольников

Герои произведений Э. Успенского:
почтальон Печкин
Мартовский Заяц
обезьянка Анфиса
крокодил Гена
Сказки итальянских авторов:
«Маугли»
«Приключения Пиноккио»
«Чиполлино»
«Приключения Буратино»
Укажите детских писателей в хронологическим порядке их творчества:
Михаил Михайлович Пришвин
Григорий Остер
Василий Андреевич Жуковский
Феофан Прокопович
Укажите литературные произведения в порядке их создания:
«Звери дедушки Дурова»
«Слово о полку Игореве»
«Сказка о царевиче Фивее»
«Детские годы Багрова-внука»
Укажите соответствие между произведением и его автором:
В.В. Бианки
«Кара-Бугаз»
Е.И. Чарушин
«Лисичкин хлеб»
М.М. Пришвин
«Никитка и его друзья»
К.Г. Паустовский
«Приключения Муравьишки»
_____ – жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом
Принцип многообразия при формировании круга детского чтения включает в себя:
тематическое многообразие
авторское многообразие
жанровое многообразие
количественное многообразие
Верны ли следующие утверждения? А) Сказка «Курочка Ряба» обязана своим появлением мифу о «мировом яйце». В) «Моя первая Священная история» была составлена протоиереем Александром Соколовым и выдержала в конце ХIХ в. несколько изданий.
А - да, В - нет
А - да, В - да
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
Определите малый фольклорный жанр: Умница Катенька Ешь кашку сладеньку, Вкусную, пушистую, Сладкую, душистую.
прибаутка
приговорка
потешка
пестушка
_____ – прозаический устный рассказ фантастического, авантюрного либо бытового плана с установкой на вымысел.
_____ — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
Тетралогия Н.Г. Гарин-Михайловского в порядке увеличения возраста главного героя:
«Гимназисты»
«Детство Темы»
«Студенты»
«Инженеры»
Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Всё равно его не брошу — Потому что он хороший. Укажите автора стихотворения: _____ (фамилия).
Критерии формирования круга детского чтения:
художественность
иллюстративность
нравственность
духовность
Русский писатель, поэт, прежде всего известный в литературе как создатель большого числа басен – И.А. _____ (фамилия).
Самый ранний букварь, дошедший до нашего времени, был создан _____.
Иннокентием Гизелем
Василием Бурцевым
Иваном Федоровым
Симоном Полоцким
Укажите литературные произведения в порядке их создания:
«Повесть временных лет»
«Кладовая солнца»
«Первое учение отрокам»
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Верны ли следующие утверждения? А) Автобиографическая детская литература затруднена для детского восприятия. В) В повести «Детство» получили художественное воплощение взгляды Л.Н. Толстого на воспитание детей.
А - да, В - да
А - да, В - нет
А - нет, В - да
А - нет, В - нет
Этапы предварительной подготовки воспитателя к занятию, посвященному знакомству детей с литературными произведениями:
отбор методов работы с книгой
подготовка воспитателя к чтению художественного произведения
постановка задач чтения (рассказывания) в зависимости от характера литературного произведения
Укажите соответствие между историческим произведением и его автором:
И. Гизель
«История о царях и великих князьях земли Русской»
Н.М. Карамзин
«История государства Российского»
Ф.И. Грибоедов
«Синопсис»
Содержат повторения одних и тех же (согласных или гласных) звуков - ______ и ______
аллитерация
ассонанс
анимизм
акростих
Укажите хронологический порядок выхода детских журналов:
«Новое детское чтение»
«Пионер»
«Детское чтение для сердца и разума»
«Трамвай»
Верны ли следующие утверждения? А) Дети средней группы воспринимают не только содержание литературного произведения, но и некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). В) Занятия в старших группах строятся на наглядном материале (картинка, игрушка), который вызовет речевую активность даже у застенчивых детей.
А - нет, В - да
А - да, В – да
А - нет, В - нет
А - да, В – нет
Классификация детской литературы:
видовая классификация
произведения, прямо адресованные детям, детское чтение и детское литературное творчество
классификация по родам
эпос, лирика, драма
научная классификация
научно-познавательная, этическая, развлекательная
В басне Л.Н. Толстого _____ маленький Миша дает хороший урок своим родителям, которые оставляли без присмотра и заботы старого деда.
«Отец и сыновья»
«Старый дед и внучек»
«Лгун»
«Два товарища»
Отрывки из стихотворений Е.А. Благининой:
Мама спит, она устала... Ну, и я играть не стала! Я волчка не завожу, Я уселась и сижу.
— Черёмуха, черёмуха, Ты что стоишь бела? — Для праздника весеннего, Для Мая расцвела.
Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Всё равно его не брошу — Потому что он хороший.
...Он лёг в траву. А между тем По листьям и цветам Жуки всех марок и систем Ползли и тут и там.
Установите порядок выпуска сборников авторских сказок:
«Сказки Кота-мурлыки»
«Летящие сказки»
«Сказки и рассказы дедушки Иринея»
«Сказки голубой феи»
В круг произведений, адресованных детям, входят _____ произведения, в которых писатель ставит своей задачей запечатлеть детство как источник и зеркало грядущей взрослой жизни.
художественно-публицистические
художественно-автобиографические
научно-художественные
учебно-публицистические
Укажите соответствие между историческим произведением и его автором:
И.М. Снегирев
«История России в рассказах для детей»
С.Н. Глинка
«Русские исторические и нравоучительные повести»
А.О. Ишимова
«История города Москвы»
Верны ли следующие утверждения? А) Борис Степанович Житков – автор популярных приключенческих рассказов и повестей «Сквозь дым и пламя» (1926), «Кино в коробке» (1927), «Телеграмма» (1927). В) Евгений Иванович Чарушин начал свою деятельность как иллюстратор детских книг.
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - нет
А - да, В - да
Укажите соответствие между произведениями (авторами) и их тематикой:
А. Барто «Игра в стадо», цикл «Игрушки», Э. Мошковская «Магазин»
тема внутрисемейных отношений и отношений внутри детского коллектива
Рассказы Н. Носова, В. Драгунского
тема детства
Л. Чарская «Княжна Джаваха», С.Георгиев «Дедушка»
тема детской игры и игрушки
Укажите соответствие между журналом для детей и его издателем:
«Звездочка»
Н.И. Новиков
«Друг юношества»
М.И. Невзоров
«Детское чтение для сердца и разума»
А.О. Ишимова
Верны ли следующие утверждения? А) Самым сложным видом работы с дошкольниками по детской литературе для воспитателя является заучивание стихотворений наизусть. В) В средней группе необходимо обратить внимание детей на разнообразие синтаксических конструкций при пересказе текста.
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - нет
А - да, В - да
Верны ли следующие утверждения? А) Сказка А.М. Горького «Утро» относится к типу волшебных сказок. В) Сказка А.М. Горького «Воробьишко» близка к народному сказочному эпосу о животных.
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - нет
А - да, В - да
Главная цель детской литературы — _____.
дать ребенку достойное образование, научить ребенка читать
привить ребенку основы нравственности
дать ребенку достойное воспитание и образование, подготовить к взрослой жизни
дать ребенку достойное воспитание, познакомить его с культурой общения
_____ – род художественной литературы, вид поэзии, сопровождающей изображение описываемых в ней действий, деяний, реконструкцию событий.
Укажите соответствие между способами классификации детской литературы и их особенностями:
гендерная классификация
определяется функцией книги
практическая классификация
построена на особенностях детской читательской психологии и периодизации образовательного процесса
видовая классификация
учитывает разные доминанты чтения для мальчиков и для девочек
Этапы развития литературных навыков дошкольников:
дети могут ориентироваться в жанре произведения (стихи, рассказ, сказка), читать стихотворения по ролям
дети могут различать жанры литературных произведений, называть любимые сказки и рассказы, знают авторов детских произведений
дети могут рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы взрослого
дети могут слушать доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы, и при повторном их чтении проговаривать слова, небольшие фразы
дети могут назвать любимую сказку, прочитать понравившееся стихотворение, считалку, инсценировать с помощью взрослого небольшие сказки
Укажите соответствие между малыми фольклорными жанрами и их определениями:
Считалка
рифмованная формула, служащая распределению всех играющих на две группы
Закличка
маленькая песенка, приговорка, обращенная к явлениям природы, животным, насекомым, растениям
Жеребьевка
рифмованное стихотворение, предназначенное для распределения ролей в игре
Укажите соответствие между видом сказки и ее названием:
сказка-абсурд
«Приключения Пиноккио»
сказка-сон
«Алиса в стране чудес»
пьеса-сказка
«Мэри Поппинс возвращается»
Верны ли следующие утверждения? А) Произведения для детей можно делить на устное творчество и письменно-печатную литературу. В) Только практическая классификация обладает стабильностью, остальные классификации представляют собой динамичные системы.
А - нет, В - да
А - да, В - да
А - нет, В - нет
А - да, В - нет
Авторские сказки в порядке их создания:
«Городок в табакерке»
«Лягушка-путешественница»
«Старик Хоттабыч»
«Случай с Евсейкой»
Пословицы:
«Любишь кататься — люби и саночки возить»
«В один, Клим, клин колоти»
«Один, как верста в поле»
«Цыплят по осени считают»
Названия сборников произведений Е.И. Чарушина:
«Первопоселенцы суши»
«Никитка и его друзья»
«Волчишко и другие»
«Разные звери»
Чешский писатель-сатирик, журналист, автор примерно 1500 различных рассказов, фельетонов и прочих произведений, в том числе романа «Похождения бравого солдата Швейка» – Я. _____ (фамилия автора).
Укажите верные утверждения:
пересказ - это механическое воспроизведение текста произведения
при знакомстве дошкольников с биографией автора, даты его жизни детям не сообщаются
стихотворение нужно заучивать не по частям, а целиком, но в течение нескольких дней
обсуждая поведенческие проблемы, ребенку надо преподнести литературного героя, как образец для подражания
Американский писатель, мастер приключенческого жанра, автор романов «Белый Клык», «Белое безмолвие» – Д. _____ (фамилия автора).
Первым собирателем сказок американских негров по праву является _____.
Эрнест Сетон-Томпсон
Джоэль Чендлер Харрис
Вашингтон Ирвинг
Гарриэт Бичер-Стоу
Произведения К.Г. Паустовского:
«Листобой»
«Ленька с Малого озера»
«Мещорская сторона»
«Барсучий нос»
Энциклопедия _____ Яна Амоса Коменского, написанная им в 1657 г., состояла из 150 глав, каждая из которых содержала картинку и текст, поясняющий ее.
«Новое краткое понятие о всех науках, или Детская настольная учебная книга»
«Видимый мир в картинках»
девиц «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению»
«Школа искусств, художеств и рукоделий»