Методология исследования социологии культуры (магистр, курс 1)

Синонимом термина «регресс» является
переворот
деградация
консолидация
застой
Верны ли утверждения? А) Понятие "культура" может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида В) Каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения определенных человеческих потребностей
А - нет, В - да
А - да, В - да
А - нет, В - нет
А - да, В - нет
К политическим социальным институтам не относится
телевидение
армия
суд
государство
Верны ли утверждения? А) Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства – материального и духовного В) Духовные ценности могут выступать не только в предметно-вещественной оболочке, но и в акте творческой деятельности
А - нет, В - да
А - да, В - да
А - нет, В - нет
А - да, В - нет
Процесс, удаляющий нас от такого общественного состояния, в котором реализуются некие важные социальные ценности, рассматриваемые людьми как хорошие, справедливые, счастливые и т.п., – это
регресс
утопия
травма
прогресс
Восприятие этническим французом себя как представителя французской нации следует считать проявлением культурной
ассимиляции
идентичности
аккомодации
аккультурации
Верны ли утверждения? А) Постоянно происходящая типологическая интерпретация и переинтерпретация высказываний, действий, реплик в диалоге является непременным условием всякого повседневного воздействия В) Задача экспертизы - выносить объективные обоснованные суждения, не полагаясь на мнение непрофессионалов
А - нет, В - нет
А - да, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - да
К числу норм этики протестантизма в сфере организации и ведения предпринимательской деятельности не относится
профессиональное отношение к делу
обман покупателей и партнеров по бизнесу
верность данному слову
аскетизм в частной жизни
Совокупность приемов ведения хозяйственной деятельности следует считать элементом ________ культуры
экономической
политической
эстетической
нравственной
Верны ли утверждения? А) Этноцентризм и релятивизм - крайние точки зрения в исследовании многообразия культурных форм В) Социология культуры - это самостоятельная дисциплина общественного характера, которая до настоящего времени имеет ряд нерешенных теоретических, методологических и практических проблем
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - да
А - да, В - нет
Различные виды культурного протеста против доминирующей системы культурных ценностей, стремление отделиться от нее, вести независимое самодостаточное существование – это ________ культура
массовая
политическая
контр
обыденная
Верны ли утверждения? А) Татары – это этническая общность В) Русские – это этническая общность
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - нет
А - да, В - да
Верны ли утверждения? А) А.Шюц в своих работах исходил из идей феноменологической философии Эдмунда Гуссерля, в частности его концепции 'жизненного мира' как сферы дорефлексивного, непосредственно переживаемого опыта В) Э.Гуссерль рассматривал проблематику жизненного мира в рамках философской дисциплины, которую он называл феноменологической психологией и предмет которой определял как человеческую самость во всей совокупности действительной и возможной жизни сознания, в том числе конкретной жизни вообще
А - нет, В - нет
А - да, В - нет
А - да, В - да
А - нет, А - да
Верны ли утверждения? А) Ритуалы могут быть классифицированы по массовости, то есть по количеству участвующих, по степени структурированности, по чередованию элементов аморфности и структурированности, по характеристикам группы, внутри которой и во имя которой они исполняются В) Ритуалы перехода - это особенный класс ритуалов, существующих в каждой культуре и выполняющих особые функции, связанные в первую очередь с последовательным прохождением индивидом стадий своего жизненного пути - от рождения до смерти
А - нет, А - да
А - да, В - да
А - нет, В - нет
А - да, В - нет
В концепции Дж.Мида происхождение личности определяется
в большей степени природой
только обществом
как обществом, так и природой
только природой
Развитие общества идёт от первобытнообщинного строя через рабство, феодализм и капитализм к коммунизму, считал
Т.Парсонс
Т.Кун
Г.Спенсер
К.Маркс
Верны ли утверждения? А) Согласно культурному релятивизму, «все культуры равные, но разные» В) Согласно культурному релятивизму, «все культуры одинаковые, но неравные»
А - да, В - да
А - нет, В - нет
А - да, В - нет
А - нет, В - да
Наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития с целью осмысления культуры как целостного явления, определения наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы, - это
акмеология
феноменология
герменевтика
культурология
Верны ли утверждения? А) Российский историк и литературовед В.Н.Топоров пишет, что мифологическое (он употребляет термин «мифопоэтическое») являет собой творческое начало энтропической направленности, как противовес угрозе энтропического погружения в бессловесность, немоту, хаос В) Каждый миф формирует свое собственное пространство, в котором можно выделить центр, периферию и разные степени отдаленности от центра
А - нет, В - нет
А - да, В - да
А - нет, А - да
А - да, В - нет
Верны ли утверждения? А) Социология культуры – отраслевая социологическая теория, объектом изучения которой являются закономерности функционирования и развития культуры в обществе В) Термин социология культуры был впервые употреблён Максом Адлеро
А - да, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - да
А - нет, В - нет
Верны ли утверждения? А) Понятие "культура" фиксирует общие отличия человеческой жизни от биологических форм жизни; отражает качественно своеобразные формы жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или различных общностей В) Понятие "культура" может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культура труда, политическая культура)
А - нет, В - нет
А - да, В - да
А - да, В - нет
А - нет, В - да
Противопоставляет себя распространенным массовым стереотипам, тяготеет к индивидуальному, имеет замкнутый характер _________ культура
трудовая
материальная
элитарная
региональная
Верны ли утверждения? А) По мнению Л.Уайта, культура должна была рассматриваться как аспект всех возможных социальных взаимосвязей, поэтому социология не может отделять культурное от социального В) При изучении культуры, с точки зрения социологии, важным является определение подхода, выделение деятельного или ценностного компонента, которые позволяют объединять отдельные элементы культуры в систему, проводить анализ данных на разных иерархических уровнях, применяя методы обеих наук
А - нет, В - нет
А - да, В - да
А - да, В - нет
А - нет, В - да
Верны ли утверждения? А) Ритуализация определенных систем деятельности, отрыв их от реального жизненного энергетического субстрата есть форма образования социальных институтов В) Институционализованные ритуалы понимают в трех смыслах: во-первых, ритуализм как принцип межиндивидуальных повседневных взаимодействий; во-вторых, ритуализм как форма адаптивного поведения; в-третьих, ритуализм как ценностная характеристика личностей, или групп, или даже крупных социокультурных систем
А - нет, В - нет
А - да, В - нет
А - да, В - да
А - нет, А - да
Верны ли утверждения? А) Антропологу М.Дуглас принадлежит следующее определение: «Ритуалы - это определенные типы действий, служащие цели выражения веры или приверженности определенным символическим системам» В) Нация - это окончательная общность судьбы
А - да, В - нет
А - нет, А - да
А - нет, В - нет
А - да, В - да
Культуры, связанные с определенным ареалом, возникшие в результате серии природных вызовов (например, “вызов засушливой земли” - Египет), – это ________ культуры
духовные
глобальные
массовые
локальные
________ полагал, что общество не обладает сознанием в отличие от индивидов, поэтому раскрыть содержание общества можно лишь через «идеальные типы»
Э.Дюркгейм
П.Бурдье
Р.Мертон
М.Вебер
________ ритуалы – это ритуалы, совершаемые индивидом или группой в критические периоды жизни или как ответ на острую и совершенно неотложную проблему
Кризисные
Религиозные
Отрицательные
Магические
«Социомаргиналы» – это
социальное дно
социальная элита
деклассированные группы
индивиды, не завершившие своего социального перемещения
Верны ли утверждения? А) Под повседневностью понимается нечто привычное, рутинное, нормальное, себе тождественное в различные моменты времени В) Повседневность - это продукт длительного исторического развития
А - нет, А - да
А - да, В - да
А - нет, В - нет
А - да, В - нет
________ ритуалы преследуют непосредственные, ближайшие цели и, что очень важно, они являются делом индивидуумов, а в результатах религиозных ритуалов обычно бывает заинтересовано все общество (клан, племя) и поэтому, как правило, все общество (или ключевые группы, или символические общественные фигуры) участвуют в их осуществлении
Отрицательные
Положительные
Религиозные
Магические
Признаком этнической общности является
единство религии и морали
общность языка и культуры
единое гражданство
сословное деление
Верны ли утверждения? А) Начиная с XIV века, М.Вебер выдвинул гипотезу о наличии каузальной связи между воспитанными духовными качествами, а именно: религиозной атмосферой дома и в общине, и направлением развития, выбором профессии и дальнейшим профессиональным становлением В) Капиталистическому этосу не противостоит этос традиционализма
А - да, В - да
А - да, В - нет
А - нет, В - нет
А - нет, А - да
Т.Парсонс утверждал, что ведущая роль в эволюции социальных систем принадлежит
технологии
языку
личности
культуре
Все, что создано человечеством, по мнению П.А.Сорокина, - это
культурная аккомодация
кросс-культура
культурная диффузия
социокультура
Ускорение интеграции культуры благодаря воздействию на людей средств массовой информации определяется как
диверсификация культуры
глобализация культуры
ассимиляция
аккультурация
Верны ли утверждения? А) Коммуникативная функция культуры связана с накоплением и трансляцией социального опыта (в том числе межпоколенческого) В) Регулятивная функция культуры связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля за этими действиями
А - да, В - да
А - нет, В - да
А - нет, В - нет
А - да, В - нет
Отношение к видимому материальному миру как показателю духовного невидимого мира - это
прагматизм
символизм
рационализм
ультраэлитаризм
Социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к социальным благам, – это социальное (ая) (ый) (ые)
неравенство
мобильность
статус
отношения
Верны ли утверждения? А) Социология культуры изучает противоречивые тенденции и факторы, которые оказывают влияние на генезис культуры и общую картину культуры с точки зрения развития общества В) В культурном контексте социологии изучает устойчивые и повторяющиеся формы отношений людей в рамках социальных общностей, динамику развития складывающихся культурных отношений, что позволяет судить о степени развития общественных отношений и культурном прогрессе либо же регрессе
А - нет, В - да
А - нет, В - нет
А - да, В - да
А - да, В - нет
По Р.Маршу, социальное объединение можно называть обществом, даже если отсутствует такое условие его существования, как
постоянная территория
благоприятные природно-климатические условия
система управления
высокоразвитая культура
Верны ли утверждения? А) Объективизм - направление в эпистемологии, считающее возможным постижение в процессе познания реальных предметов, их свойств и отношений; иногда – объективный идеализм В) Ритуалы презентации - это предписываемые модели уважительного поведения, но служащие цели поощрения и активизации взаимодействия
А - да, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - да
А - нет, В - нет
Верны ли утверждения? А) Дюркгеймовская социология религии, основанная на его концепции общества, не стала общепринятой, но многие сложившиеся в ее рамках объяснения неоспоримы, а предложенная им классификация ритуалов многое дала для понимания этого феномена религиозного культа В) Важным считается разделение ритуалов на магические и религиозные
А - нет, А - да
А - нет, В - нет
А - да, В - да
А - да, В - нет
Верны ли утверждения? А) Единственная попытка проанализировать многообразные функции ритуалов как единое системно организованное целое принадлежит Э.Дюркгейму В) В своей интерпретации ритуала Э.Дюркгейм отразил собственное понимание природы социального и природы религиозной жизни
А - нет, В - нет
А - нет, А - да
А - да, В - нет
А - да, В - да
Верны ли утверждения? А) Согласно Э.Гуссерлю, наука не дает возможности проникнуть в жизненный мир, наоборот, она подменяет живой человеческий мир миром объективированных абстракций В) По отношению к активности субъекта жизненный мир представляет собой 'горизонт' всех его целей, проектов, интересов независимо от их временных, пространственных, ценностных и прочих масштабов
А - да, В - да
А - да, В - нет
А - нет, А - да
А - нет, В - нет
Культура группы людей, объединенных общими интересами в определенной области жизнедеятельности, – это ________ культура
обыденная
контр
массовая
суб
_________ - это учение об онтологии понимания и эпистемологии интерпретации; искусство понимания
Акмеология
Культурология
Герменевтика
Феноменология
Верны ли утверждения? А) В ряде культур инициация - переход в статус взрослого полноправного члена клана или племени - отождествляется со смертью и новым рождением В) Миф не есть бытие идеальное, то есть абстрактное, смысловое бытие. Он не есть продукт мыслительных усилий
А - нет, А - да
А - нет, В - нет
А - да, В - да
А - да, В - нет
Указывал на неприемлемость насаждения западного опыта в жизнеустройство русского народа, т.к. его определяет сама жизнь этноса
П.И.Пестель
К.Д.Кавелин
В.Г.Белинский
Г.Н.Грановский
В восточных регионах (евразийских) отсутствие господства частной собственности не способствовало формированию такого показателя культуры народов, как
рационализма
духовности
коллективизма
мистицизма