Философия и методология науки (курс 1)

________ – прерывистый, состоящий из отдельных частей; в физике и химии дискретность означает зернистость строения материи, ее атомичность
Перманентный
Квантовый
Дискретный
Дифференцированный
________ гипотеза - предположение, которое специально готовится на опровержение
Нулевая
Несистематизированная
Рабочая
Описательная
________ – интуитивное объяснение явления без промежуточной аргументации
Научное предвидение
Гипотеза
Интеллектуальная интуиция
Научная идея
________ – образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы
Менталитет
Картина мира
Социальная установка
Парадигма
________ логика – движение мысли от отдельного, особенного ко всеобщему, которое приводит к вероятным, но не абсолютно достоверным заключениям
Индуктивная
Вероятностная
Модальная
Формальная
________ функция теории – способность научной теории в некотором смысле создавать свой собственный объект изучения, формировать предметную область
Конституитивная
Редукционная
Интеграционная
Конструктивная
________ редукционизм – разновидность редукционизма, основу которого составляет представление о возможности выработки некоторого универсального (в историческом и предметном планах) стандарта научности
Парадигмальный
Методологический
Релятивистский
Эпистемологический
________ - обоснованная, концептуально организованная система научных представлений
Дискурс
Схоластика
Доктрина
Теория
________ - форма научного знания, фиксирующая достоверные данные, установленные в процессе научного познания
Артефакт
Конструкт
Эпифеномен
Научный факт
________ поставленная проблема - проблема, которая должна иметь способность к развитию, уточнению, модификациям, т.е. быть открытой концептуальной структурой
Парадоксально
Алгоритмично
Неадекватно
Адекватно
Верны ли утверждения? А) С логической точки зрения проблема является особым вопросительным высказыванием В) Любой вопрос включает в себя некоторое множество предпосылок, содержащих определенную информацию о запрашиваемом объекте и задающих условия правильного ответа на данный вопрос
А – да, В - да
А – нет, В - да
А – да, В - нет
А – нет, В - нет
________ – совокупность значений (смыслов), придаваемых каким-либо элементам определенной теории
Герменевтика
Конструкт
Экстраполяция
Интерпретация
В группу конкретно-познавательных функций научной теории входит функция
вероятностная
формализационная
содержательная
прогностическая
Верны ли утверждения? А) Научные проблемы подлежат концептуальной оценке В) Говорят о проблемах действительных и мнимых, а также об адекватных и неадекватных формулировках
А – да, В - нет
А – нет, В - нет
А – нет, В - да
А – да, В - да
________ – теория, которая идет дальше непосредственно данного, ища скрытые механизмы, глубинные причины изучаемых явлений
Систематическая теория
Нефеноменологическая («эссенциальная») теория
Методология науки
Научная парадигма
Верны ли утверждения? А) С созданием научной теории мы получаем систематизированное описание предметной области В) С созданием научной теории мы получаем объяснение ряда явлений
А – да, В - да
А – да, В - нет
А – нет, В - да
А – нет, В - нет
Верны ли утверждения? А) Требования, которые можно выдвинуть для вновь вводимой гипотезы, можно разделить на три группы: логические, содержательно-теоретические, эвристические В) Требования, которые можно выдвинуть для вновь вводимой гипотезы, можно разделить на три группы: логические, содержательно-теоретические, методологические
А – да, В - да
А – да, В - нет
А – нет, В - да
А – нет, В - нет
________ - законы средних величин, действующие в области массовых явлений (например, в атомной физике)
Постулаты
Статистические законы
Конвенциальные законы
Каузальные законы
Гипотеза ________ – гипотеза, которая осуществляет перенос информации из одной предметной области в другую, причем часто здесь предполагается сама возможность существования какого-то иного объекта или наличия у него каких-то характеристик
сравнительная
экстраполяционная
интерпретационная
эвристическая
________ – форма мышления, характеризующая недостаточность имеющихся средств достижения цели научного познания
Научная проблема в широком смысле
Научная проблема в узком смысле
Квазинаучная проблема
Медологическая проблема
________ – затруднение, преодоление которого возможно только с помощью исследования
Междисциплинарная проблема
Глобальная научная проблема
Научная проблема в широком смысле
Научная проблема в узком смысле
Верны ли утверждения? А) В рамках данной теории факт выступает как ее концептуальный элемент В) С логической стороны факт представлен в теоретической системе как некое единичное суждение, обладающее устойчивым позитивным значением
А – нет, В - да
А – да, В - нет
А – нет, В - нет
А – да, В - да
________ формулировка проблемы – форма репрезентации проблемы, непригодная по каким-то причинам для дальнейшего развертывания, обсуждения и решения
Несистематизированная
Экстраполяционно-гипотетическая
Описательно-гипотетическая
Неадекватная
Гипотеза ________ - гипотеза, которая дает исходную интерпретацию изучаемому объекту (например, антрополог выдвигает подобную гипотезу, столкнувшись с каким-то неизвестным поведенческим комплексом, действием)
интерпретационная
вероятностная
методологическая
объяснительная
В группу конкретно-познавательных функций научной теории входит функция
описательная
проектировочная
дедуктивная
общерационализирующая
К этапам постановки проблемы относится
установление степени реальной выполнимости вытекающего из проблемы исследовательского проекта
оценка проблемы
построение композиции проблемы
выработка элементов научного прогноза
Гипотеза ________ - гипотеза, которая представляет собой попытку дать объяснение тем или иным фактам, т.е. в зависимости от вида объяснения выдвинуть предположение о причинах, законах, генезисе и истории объекта
экстраполяционная
описательная
объяснительная
вероятностная
________ функция теории - способность научной теории служить исходной точкой и ориентиром для постановки новых проблем, открывать перспективы для будущих исследований, стимулировать поиск и выдвижение новых идей
Прогностическая
Эвристическая
Наукотворческая
Ценностно-ориентирующая
Верны ли утверждения? А) Среди недедуктивных теорий выделяют индуктивные, или обобщающие, решающие в первую очередь задачи обработки и упорядочения эмпирического материала В) Среди недедуктивных теорий выделяют нарративные (описательные), строящиеся на повествовательных образцах, например исторические, географические, психологические
А – нет, В - да
А – нет, В - нет
А – да, В - нет
А – да, В - да
В группу методологических функций научной теории входит функция
интерпретационная
инструментальная
систематизирующая
описательная
К формам научного познания, которые могут выступать единицами логико-методологического анализа, относится
парадигма
аксиома
проблема
анализ
Верны ли утверждения? А) В развитых научных дисциплинах гипотеза выдвигается на фоне уже имеющегося массива теоретических знаний В) Вообще говоря, нет такой меры, согласно которой гипотезу можно было бы априорно отвергнуть как слишком смелую
А – нет, В - да
А – да, В - да
А – да, В - нет
А – нет, В - нет
________ – приставка, соответствующая по значению словам «мнимый», «ненастоящий»
Пара
Орто
Квази
Псевдо
Теоретическое продвижение разворачивается между двумя полюсами —
описательным и систематизирующим
интерпретационным и эвристическим
фундаментальным и прикладным
объяснительным и прогностическим
________ - относящийся к изобретению, открытию, а также служащий нахождению нового (новых идей, новых фактов)
Эпигонский
Эвристический
Эпистемологический
Методологический
Верны ли утверждения? А) В философско-методологической литературе называют наиболее часто две различные функции научной теории: объяснение и предсказание В) В философско-методологической литературе называют наиболее часто две различные функции научной теории: интерпретация и систематизация
А – да, В - нет
А – нет, В - нет
А – нет, В - да
А – да, В - да
________ – комплекс понятий и представлений о чем-либо, содержание которого определено методологической установкой исследователя
Научно-исследовательская программа
Дискурс
Конструкт
Парадигма
________ – вопрос, который содержит какие-то неприемлемые предпосылки (ложные, вненаучные, недостоверные, отвергнутые ходом науки и т.п.)
Эпигонство
Паралогизм
Фатум
Псевдопроблема
Верны ли утверждения? А) Гипотеза по своей логической характеристике имеет статус предположения, т.е. истинностное значение ей не приписано, и поэтому она расценивается лишь как возможное, вероятное научное утверждение В) Гипотеза по своему содержанию представляет собой некоторое новое знание, например она говорит о существовании нового явления или свойства, неизвестной ранее закономерности
А – нет, В - да
А – нет, В - нет
А – да, В - нет
А – да, В - да
________ - конечный набор правил, позволяющих решать конкретную задачу из данного класса однотипных задач
Метод
Дискурс
Процедура
Алгоритм
________ - неуклонно, последовательно придерживающийся какого-либо учения, мировоззрения
Ретроградный
Эссенциальный
Ортодоксальный
Эпигонский
________ функция теории – функция, которая связана с тем, что создание научной теории приносит нам прежде всего прирост рационального понимания мира
Общерационализирующая
Систематизирующая
Мировоззренческая
Интеграционная
Гипотеза ________ – гипотеза, которая вносит определенную упорядоченность в структуру изучаемых данных; предлагает классификацию, типологию, различного рода эмпирические обобщения и т.п.
объяснительная
описательная
систематизированная
методологическая
________ – взаимодействие, особенностью которого является способность субъекта интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия в соотнесенности с тем, как его воспринимает «генерализованный другой»
Социальная установка
Каузальная атрибуция
Интерпретация
Интеракция
К формам научного познания, которые могут выступать единицами логико-методологического анализа, относится
описание
теория
эксперимент
аналогия
________ - принцип, согласно которому сложное может быть объяснено на основе более простого; прием преобразования данных путем упрощения задачи и представления ее средствами формализованного языка
Экстраполяция
Унификация
Моделирование
Редукционизм
В группу конкретно-познавательных функций научной теории входит функция
индуктивная
общерационализирующая
интерпретационная
систематизирующая
Верны ли утверждения? А) Адекватно сформулированная проблема должна быть конкретной и определенной В) Адекватно сформулированная проблема не должна функционировать в научном познании как окончательная версия или как приказ, который не обсуждают; она должна быть открыта для возможных видоизменений
А – нет, В - да
А – да, В - нет
А – нет, В - нет
А – да, В - да
________ - наука, изучающая исторического прошлое человеческого общества по памятникам материальной культуры, находимых главным образом при раскопках
Компаративистика
Палеонтология
Этнология
Археология
Верны ли утверждения? А) Содержание научной теории раскрывает и описывает те или иные закономерности, регулярные связи, фундаментальные свойства изучаемых предметов, явлений, процессов В) Научная теория имеет статус обоснованного, принятого научным сообществом знания
А – да, В - да
А – нет, В - да
А – нет, В - нет
А – да, В - нет