Философия религии

Верны ли определения? А) Секуляризация – обмирщение, среди прочего влекущее за собой ослабление влияния религии и церкви на общество и личность В) Секуляризация – усиление влияния религии в обществе Подберите правильный ответ
А - да, В - нет
А - да, В - да
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
Расположите в хронологическом порядке концепции следующих мыслителей
Э. Фромм
З. Фрейд
С. Кьеркегор
К.Г. Юнг
Верны ли определения? А) Табу – запреты, налагаемые на совершение человеком каких-либо действий, проистекающих из существующих в обществе религиозных обычаев, социальных предписаний и морально-этических норм, за нарушение которых человека ждет неизбежное наказание В) Вето – запреты, налагаемые на совершение человеком каких-либо действий, проистекающих из существующих в обществе религиозных обычаев, социальных предписаний и морально-этических норм, за нарушение которых человека ждет неизбежное наказание Подберите правильный ответ
А - да, В - нет
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - да
Философский термин русской религиозной философии, означающий внутреннее органическое единство бытия как универсума, - это
всеединство
София
соборность
взаимопронизанность
Экзистенциализм делится на ______________ и атеистическое направления
Основные представители психоанализа, рассматривавшие вопрос о религии, - это
А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков
З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм
Ж. Маритен, Э. Жильсон, Г. Веттер, Ю. Бохенский, Г. Манзер, И. де Фриз
К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман, Р. Нибур, Э. Бруннер, Ф. Гогартен, Э. Турнейзен
Назовите мыслителя, провозгласившего неизбежным для своей эпохи движение к нигилизму и переоценке ценностей
С. Кьеркегор
Ф. Шлейермахер
Ф. Ницше
Ф. Энгельс
По Ницше, «смерть Бога», причиной которой является отказ человека от традиционных христианских ценностей, лежащих в основе западной культуры и цивилизации, для человека, означает
смерть самого человека
бесплодность попыток представить живого Бога Библии
освобождение людей от «цепей сверхъестественного»
отсутствие абсолютного и незыблемого критерия ценностей
Установите соответствие между произведениями и их авторами
«Непостижимое», «С нами Бог»
С.Н. Булгаков
«Манифест персонализма», «Что такое персонализм?»
Ж. Маритен
«Антимодерн», «Интегральный гуманизм», «Краткий трактат о существовании и существующем», «Философ во граде», «О церкви Христовой»
Э. Мунье
«Свет невечерний», «Тихие думы», «Православие»
С.Л. Франк
Верны ли определения? А) В «аналитической психологии» Юнга понятие «архетип» соотносится с бессознательной активностью людей В) В «аналитической психологии» Юнга понятие «архетип» соотносится с осознанной активностью людей Подберите правильный ответ
А - да, В - нет
А - да, В - да
А - нет, В - да
А - нет, В - нет
Сексуальные связи между кровными родственниками, зачастую характеризует отношения между героями мифов – это
генотеизм
табу
блуд
инцест
Расположите в порядке появления концепций
К.Г. Юнг
Ф. Шлейермахер
З. Фрейд
С. Керкегор
Назовите представителей «старших» славянофилов
А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, П.Я. Чаадаев
А.С. Пушкин, И.В. Киреевский, П.Я. Чаадаев
А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков
А.С. Хомяков, П.Я. Чаадаев, Т.Н. Грановский
Установите соответствие между произведениями и их авторами
«Разум и откровение в средние века», «Дух средневековой философии», «Философ и теология», «Трудный атеизм»
Ф.Д.Э. Шлейермахер
«Страх и трепет», «Или-или», «Дневник обольстителя»
С.Н. Булгаков
«Свет невечерний», «Тихие думы», «Православие»
С. Кьеркегор
«Речи о религии к образованным людям, её презирающим», «Монологи», «Христианская вера, представленная в её связности в соответствии с основоположениями евангелической церкви»
Э. Жильсон
________ , по Тиллиху, – событие, находящееся и внутри, и вне истории, это точка, в которой история трансцендирует себя, прорывается к своей надвременной основе
Лежащее за пределами досягаемости разума, недоступное постижению в рамках логического мышления, противоположное рациональному - это
сюрреальное
виртуальное
иррациональное
сверхрациональное
Назовите основные черты творческого наследия К. Барта
источник веры, по его убеждению, заключен в Боге, который порождает эту веру посредством откровения, и поэтому обоснование веры надо искать в ней самой
движение к нигилизму и переоценке ценностей
вера является божественным чудом и проявляется в форме диалога между Богом и человеком
смерть Бога освобождает людей от «цепей сверхъестественного»
пытался возродить евангелическую теологию, основывающуюся на традициях Лютера и Кальвина
Верны ли определения? А) Партиципация – (в неоавгустинизме) понятие, характеризующее отношения человека и Бога; эти отношения рассматриваются как внутреннее объединение, взаимопроникновение человека и Бога на мистической основе В) Диалог – (в неоавгустинизме) понятие, характеризующее отношения человека и Бога; эти отношения рассматриваются как внутреннее объединение, взаимопроникновение человека и Бога на мистической основе Подберите правильный ответ
А - да, В - нет
А - да, В - да
А - нет, В - да
А - нет, В - нет
Верны ли определения? А) Табу – запреты, налагаемые на совершение человеком каких-либо действий, проистекающих из существующих в обществе религиозных обычаев, социальных предписаний и морально-этических норм, за нарушение которых человека ждет неизбежное наказание В) Табу – вера во многих богов, произошедших от единого Бога Подберите правильный ответ
А - да, В - нет
А - нет, В - да
А - нет, В - нет
А - да, В - да
В современной католической мысли можно выделить два основных направления: ____________ и неоавгустинизм
Влиятельное течение в современной католической философии, развивающее идеи Аврелия Августина, именуется
неопатристикой
неосхоластикой
неотомизмом
неоавгустинизмом
Выдающийся русский философ и психолог, крупнейший представитель русского неокантианства - это
В.С. Соловьёв
С.Л. Франк
С.Н. Булгаков
А.И. Введенский
Запреты, налагаемые на совершение человеком каких-либо действий, проистекающих из существующих в обществе религиозных обычаев, социальных предписаний и морально-этических норм, за нарушение которых человека ждет неизбежное наказание, называются
табу
вето
заповедями
инцестом
В протестантизме неоортодоксия возникает в __________ в.
конце XX
начале XX
середине XX
начале XIX
Назовите имя французского философа, представителя католического модернизма, видного неоавгустиниста
Э. Мунье
Э. Жильсон
М. Блондель
Ж. Маритен
___________ – мистическое учение в ортодоксальном лютеранстве, появившееся в XVII-XVIII вв. в Германии как негативная реакция на догматизацию протестантской церкви; стремился возродить «истинную религию», основанную на глубоком религиозном чувстве, а не на обрядах и догматах, реставрированных в лютеранстве; подчеркивал необходимость личного благочестия, живого общения с Богом
Назовите создателя концепции о «воле к мощи» (или «воле к власти»), оказавшейся для этого мыслителя в центре рассмотрения социальных явлений, в том числе и религии
Ф. Ницше
С. Кьеркегор
Ф. Шлейермахер
Ф. Энгельс
_________ – неоавгустинистское понятие, характеризующее отношения человека и Бога; эти отношения рассматриваются как внутреннее объединение, взаимопроникновение человека и Бога на мистической основе
Верны ли утверждения? А) В рамках либеральной теологии была предпринята попытка применить в изучении Библии историко-критический метод, использующий достижения лингвистики и исторических наук и опирающийся на текстологический анализ В) В рамках либеральной теологии была предпринята попытка применить в изучении Библии психологический метод, использующий достижения лингвистики и исторических наук и опирающийся на текстологический анализ
А - нет, В - да
А - да, В - нет
А - нет, В - нет
А - да, В - да
Назовите, кому из «старших» славянофилов принадлежат слова: «Церковь не авторитет..., ибо авторитет есть нечто внешнее для нас; Церковь не авторитет, а истина... Крайне несправедливо думать, что Церковь требует принужденного единства или принужденного послушания, – напротив, она гнушается того и другого: в делах веры принужденное единство есть ложь, а принужденное послушание есть смерть. …Если свобода верующего не знает над собой никакого внешнего авторитета, то оправдание этой свободы – в единомыслии с Церковью».
А.С. Хомякову
А.С. Пушкину
И.В. Киреевскому
К.С. Аксакову
К.Г. Юнг – швейцарский психолог, основоположник одного из направлений глубинной психологии – аналитической психологии, создатель психологического учения об «________»
Назовите, в чём состоит парадокс веры, по Кьеркегору
выбор единичного (Бога) перед всеобщим (мораль). Жить по закону или слушаться Бога
истинная религиозность, истинная вера всегда осознается как парадокс и связана с осознанием парадоксальности человеческого существования
при религиозном способе бытия человек должен осознать себя выше рода, т.е. выше общего, выше разума, выше добра и зла. Он должен осознать себя принадлежащим только Богу, который всё устанавливает: и добро, и зло, и разум, и все законы – этические, эстетические и т.д.
понятие и слово необходимы и неотделимы от внутреннего содержания, выявляют его, но лишь через эти внутреннее содержание и вместе с ним
Ведущие представители ________________: М. Хайдеггер и К. Ясперс – в Германии, А. Камю, Г. Марсель и Ж.-П. Сартр – во Франции.
Верны ли определения? А) Всеедиинство – философский термин, означающий внутреннее органическое единство бытия как универсума В) Соборность – философский термин, означающий внутреннее органическое единство бытия как универсума Подберите правильный ответ
А - да, В - да
А - нет, В - нет
А - да, В - нет
А - нет, В - да
Принципы автономии субъекта, свободы разума, частной инициативы были свойственны _________ теологии
С точки зрения П. Тейяра де Шардена, «______» служит и побудительным фактором и притягательным идеалом; это вселенский Христос
О доктрине П. Тиллиха правильны следующие утверждения
с событием главного Кайроса соотносятся все те моменты исторического движения, которые становятся выразителями безусловного значения и переживаются людьми как моменты «свершения», «осуществления» (малый кайрос)
одним из наиболее важных его положений является идея «смерти Бога», причиной которой является отказ человека от традиционных христианских ценностей, лежащих в основе западной культуры и цивилизации
главным Кайросом истории считает акт воплощения Слова Божьего, поскольку им было восстановлено единство сущности и существования, в разрушении которого и состояло грехопадение человека
культура, по мнению теолога, получает смысл лишь тогда, когда через неё выражается человеческая озабоченность, то есть поиск и обретение Бога: в этом случае культура становится символическим языком религии
историческому христианству приписывает неистребимый инстинкт неприятия всего высокого и одаренного
О творчестве П. Тиллиха правильны следующие утверждения
согласно его учению, кризисы XX века, подорвав рациональные принципы объяснения мира, сделало принятие Бога через веру единственной возможностью противостоять неопределенности и хаосу
мировоззренческая ориентация: субъективизм (главным образом, идеализм)
кайрос – это событие, находящееся и внутри, и вне истории, это точка, в которой история трансцендирует себя, прорывается к своей надвременной основе.
основная трагедия человека состоит в утрате идентичности и растворении в безликой массе
главная тема его творчества – место христианства в современной культуре и экзистенциальном опыте современного человека
Основной печатный орган протестантской неоортодоксии - это
«Основы» («Fundamentals»)
«Сторожевая башня» («Watchtower»)
«Вперёд!» («Forward!»)
«Правда» («Truth»)
Основные черты либеральной теологии - это
устремлённость к фундаментальным основам протестантизма
сочетание идеи имманентности божественного миру с идеей «роста человека в борьбе с грехом и косностью»
соотношение божественного и человеческого, способность человека познать бога, деятельность человека в этом мире и её ограничение божественным предопределением
безразличие к космологическим и гносеологическим проблемам и сосредоточенность преимущественно на онтологической проблематике
Учение Шлейермахера об основных сторонах религии имеет следующие особенности
Вера представляет собой парадокс, где человек предпочитает единичное всеобщему
Внутренняя сторона – это религиозная жизнь, чувство бесконечного и вечного
Понятие и слово необходимы и неотделимы от внутреннего содержания, выявляют его, но лишь через эти внутреннее содержание и вместе с ним
Имеется внутренняя и внешняя сторона религии
Внешнюю сторону образуют системы вероучения, догматы – «искусственные создания счисляющего рассудка»
В центре внимания экзистенциализма находятся проблемы смысла жизни, индивидуальной свободы и
Установите соответствие между произведениями и их авторами
«Мужество быть», «Теология культуры», «Систематическая теология», «Динамика веры»
П. Тейяр де Шарден
«Условия абсолютного добра», «Оправдание добра», «Три разговора о войне, прогрессе и всемирной истории»
Ж.П. Сартр
«Бытие и ничто», «Экзистенциализм – это гуманизм»
В.С. Соловьёв
«Происхождение человека»
П. Тиллих
Применительно к концепции К. Барта верны следующие утверждения
между человеком и Богом – пропасть. Вступить в контакт с Богом невозможно ни через чувство, ни через религиозное переживание, ни через историческое знание. Только сам Бог через Христа или через пророков и духовенство может явить себя человеку
христианин должен следовать слову Божию, переданному Священным Писанием, не придавая значения возникающим философским, историческим и психологическим проблемам. Чтобы быть подлинным христианином, человек должен сначала верить и лишь затем осмысленно прийти к истине Откровения
представитель неоортодоксии
мировоззренческая ориентация – объективизм (главным образом материализм и позитивизм)
историко-критическому методу противопоставляет учение о вдохновении. Согласно ему сквозь историческое настоящий теолог чувствует вечное Библии
Назовите основные сочинения Ф. Шлейермахера – это: «__________»
Страх и трепет
Или – или
Речи о религии к образованным людям, её презирающим
Монологи
Христианская вера, представленная в её связности в соответствии с основоположениями евангелической церкви
Основные произведения Э. Жильсона – это
«Весёлая наука», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Антихрист», «Сумерки богов», «Воля к власти»
«Или – или», «Страх и трепет», «Понятие страха», «Болезнь к смерти», «Философские крохи», «Заключительное ненаучное послесловие к философским крохам»
«Речи о религии к образованным людям, её презирающим», «Монологи», «Христианская вера, представленная в её связности в соответствии с основоположениями евангелической церкви»
«Разум и откровение в средние века», «Дух средневековой философии», «Философ и теология», «Трудный атеизм»
Установите соответствие между основными протестантскими концепциями и их представителями
неолиберализм
К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман, Р. Нибур, Э. Бруннер, Ф. Гогартен, Э. Турнейзен
либеральная теология
Ф.Д.Э. Шлейермахер, А. Ричль, А. Гарнак
неоортодоксия
Д. Бонхёффер, Х. Кокс, Г. Гутьеррес
Верны ли определения? А) Керигма (греч. κήρυγμα [kerugma] – «возвещение», «провозглашение», «проповедь»), новозаветный термин, близкий по смыслу к понятию Евангелие (не как книга, а как Благая Весть) В) Керигма – это событие, находящееся и внутри, и вне истории, это точка, в которой история трансцендирует себя, прорывается к своей надвременной основе; это время, когда Бог посылает в мир людей своего Сына, а также время установления Царства Божьего Подберите правильный ответ
А - да, В - нет
А - нет, В - да
А - нет, В - нет
А - да, В - да
Согласно С.Л. Франку, различие между религиозной верой и неверием состоит в
различии между более широким и более узким духовным кругозором
различии между двумя противоположными суждениями
доверии и недоверии Откровению
мировоззренческом различии между верой в Бога и в то, что Его нет
Одной из основных идей либеральной теологии была идея «_____________» (или «непрерывности») человеческого мира и Бога, единства божественной и человеческой реальности