Экспериментальная психология

Установите соответствие между общими понятиями психологии, описывающими основные её методы, и их содержанием
методологический принцип
частный методический приём, являющийся конкретизацией основных методологических принципов
методика конкретного исследования
конкретизация метода, зависящая от того, какую конкретную цель ставит перед собой исследователь
исследовательский метод
собственно научный метод, использующийся учёными при построении психологических исследований
Роберт Готтсданкер выделяет следующие варианты экспериментальных гипотез:
гипотеза о различии
комбинированая экспериментальная гипотеза
точная экспериментальная гипотеза
контргипотеза
экспериментальная гипотеза с одним отношением
статистическая гипотеза
Установите соответствие между формами знания, последовательно сменяющими друг друга по Огюсту Конту, и характеристиками, которые он им дал
философское знание
научное знание, основанное на традиции и индивидуальной вере
позитивное знание
знание, основанное на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения или эксперимента
религиозное знание
знание, основанное на интуиции автора той или иной концепции, рациональное и умозрительное по своей сути
Расположите этапы процедуры исследования методом наблюдения в порядке их очерёдности
выбор метода обработки результатов
выбор способа наблюдения и регистрации данных
построение плана наблюдения (ситуации–объект–время)
определение предмета наблюдения, объекта, ситуации
проведение обработки и интерпретации полученной информации
Установите соответствие между типами анкет и их определениями
анкеты, составленные из прямых вопросов
анкеты, в которых испытуемым на каждый вопрос предлагается несколько готовых ответов и их задача – выбрать наиболее подходящий
анкеты-шкалы
анкеты, при ответе на вопросы которых испытуемый наиболее правильный из готовых ответов должен оценить в баллах
анкеты селективного типа
анкеты, направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых
Вид беседы, представляющий собой целенаправленный опрос лицом к лицу, - это
Наиболее распространённым психологическим методом изучения продуктов деятельности в школе является изучение
школьных сочинений
дневников со школьными оценками
классных журналов
контрольных работ по математике
По результатам современных исследований, для психолога-практика характерны такие черты, как:
сдержанность в проявлениях общего интереса к человеку
эмоциональная холодность и рациональность в поддержании контактов
эмоциональная заразительность, эмпатичность
хорошая адаптация к социальной среде
Верны ли определения? А) Переменная величина в структуре научного исследования – это метод В) Переменная величина в структуре научного исследования – это содержание научного знания Подберите правильный ответ
А - да, В - нет
А - да, В - да
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
Составной часть клинического метода является _____ беседа
Особенностью интроспекции является
наблюдение за поведением
использование понятия эмпатии
обязательная проницательность психолога
многообразие линий рассмотрения внутреннего опыта
Установите соответствие между видами теоретических методов по В.Н. Дружинину и их определениями
индуктивный метод
конкретизация метода аналогий, умозаключения от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берётся более простой (или доступный) для исследования
дедуктивный метод
метод, при котором осуществляется восхождение мысли от общего к частному, от абстрактного к конкретному
моделирование
метод, при котором осуществляется обобщение фактов, восхождение мысли от частного к общему
Верны ли определения? А) Теории, построенные без привлечения математического материала, - это качественные теории В) Теории, построенные без привлечения математического материала, - это формализованные теории Подберите правильный ответ
А - нет, В - нет
А - да, В - нет
А - да, В - да
А - нет, В - да
Осуществление научного исследования предполагает:
ориентацию исследования на невоспроизводимость результата
выбор средств исследования (методологии, подхода, метода, методики)
бессистемность экспериметальных проб
ориентацию исследования на воспроизводимость результата
осознание и фиксацию цели исследования
Метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей, – это _____ метод
Верны ли определения? А) Метод – это система приёмов и операций, которая признана научным сообществом в качестве обязательной нормы, регулирующей проведение исследований в этой области В) Идеал научного поиска – это открытие законов Подберите правильный ответ
А - да, В - нет
А - нет, В - да
А - нет, В - нет
А - да, В - да
Верны ли определения? А) Предположения, выдвигаемые для решения проблемы методом экспериментального исследования, – это экспериментальные гипотезы В) Предположения, выдвигаемые для решения проблемы методом экспериментального исследования, – это теоретические гипотезы Подберите правильный ответ
А - нет, В - да
А - да, В - да
А - нет, В - нет
А - да, В - нет
Верны ли утверждения? А) Статистическая гипотеза служит для организации эксперимента В) Статистическая гипотеза служит для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров Подберите правильный ответ
А - нет, В - да
А - да, В - нет
А - нет, В - нет
А - да, В - да
«Архивный метод» широко распространён в таких науках, как:
психология творчества
историческая психология
антропология
математика
физика
Один из наиболее распространённых методов исследования, в процессе которого каждому лицу из группы предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа-анкета–это
Первоначально естественный элемент человеческой жизни, сейчас обособленный в специальное духовное и научное производство, - это
бессознательное
поведение
волевые процессы
познание
Установите соответствие между классами психологических методов по классификации С. Л. Рубинштейна и их составляющими
другие приёмы изучения психических явлений
наблюдение, эксперимент
вспомогательный метод
физиологический эксперимент
главные методы
изучение продуктов деятельности, беседа, анкета
Формирующие исследовательские методы – это разновидности _____________ эксперимента
социального
пилотажного
решающего
контрольного
Верны ли определения? А) Существование парадигмы – это признак зрелости науки или отдельной научной дисциплины В) Существование парадигмы – это признак незрелости науки или отдельной научной дисциплины Подберите правильный ответ
А - нет, В - да
А - да, В - да
А - нет, В - нет
А - да, В - нет
Верны ли определения? А) Hı – это гипотеза о различии В) Hı – это гипотеза о сходстве Подберите правильный ответ
А - нет, В - да
А - да, В - нет
А - да, В - да
А - нет, В - нет
В экспериментальной психологии считается, что К. Поппер и его последователи были приверженцами
идеализма
стихийного материализма
критического рационализма
волюнтаризма
Верны ли определения? А) «Знаково-символическая модель» – это модель, которая реализуется в виде компьютерной программы и поведение которой исследуется теоретически В) «Физическая модель» – это модель, исследуемая экспериментально Подберите правильный ответ
А - нет, В - нет
А - да, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - да
Идеальное исследование и идеальный результат должны быть объективны относительно:
философии
пространства
времени
процесса познания
Отечественные психологи используют для обозначения «архивного метода» название «___________ метод»
Верны ли утверждения? А) По классификации известного методолога Бунге, психология – это наука, в которой результат исследования не зависит от метода В) По классификации известного методолога Бунге, психология – это наука, в которой результат исследования зависит от метода Подберите правильный ответ
А - да, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - да
А - нет, В - нет
Объективно возникающий в ходе познания вопрос (комплекс вопросов), решение которого представляет существенный практический или теоретический интерес, - это
Верны ли утверждения? А) Проблемы порождаются неизменными условиями, к которым человек приспосабливается В) Проблемы порождаются изменчивостью мира и духовной активностью людей Подберите правильный ответ
А - нет, В - нет
А - да, В - да
А - да, В - нет
А - нет, В - да
Установите соответствие между очевидными предположениями теории естественно-научного исследования и их содержанием
пространство, в котором происходят события, изотропно
события необратимы, следствие не может быть раньше причины
события в мире происходят независимо от нашего знания о них
мир реален и объективен
время непрерывно и направлено из прошлого в будущее
процесс в одной из областей пространства происходит так же, как в любой другой области
Один из наиболее строгих методов анализа документов, в котором исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует полученные данные, - это
Формами неэмпирического (теоретического) знания являются:
типологии
модели и схемы
измерение
естественный эксперимент
Разновидностями формирующего исследовательского метода в психологии являются:
преобразующий эксперимент
лонгитюдное исследование
психолого-педагогический эксперимент
интерпретация
метод поэтапного формирования
Впервые в отечественной психологии экспериментальную психологию как учебную дисциплину по методике эксперимента рассматривал
Иван Петрович Павлов
Владимир Михайлович Бехтерев
Георгий Иванович Челпанов
Александр Николаевич Радищев
Установите соответствие между видами общенаучных исследовательских методов и их составляющими (конкретными методами и операциями)
эмпирические методы
анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение
моделирование
методы представления данных, методы обработки данных
итерпретационные методы
физическое моделирование, знаково-символическое моделирование
теоретические методы
наблюдение, измерение, эксперимент
Установите соответствие между классами психологических методов по классификации Г. Д. Пирьова и их составляющими
самостоятельные методы
генетический подход, сравнительный подход
вспомогательные методы
математические методы, графические методы, биохимические методы
специфические методические подходы
наблюдение, эксперимент, моделирование, психологическая характеристика
Расположите этапы научного исследования в порядке очерёдности их осуществления
формулировка предположений – гипотез
построение плана научного исследования для проверки гипотез
проведение исследований по намеченному плану
фиксация результатов эксперимента, первичный анализ данных, их математическая обработка и интерпретация
анализ доступной информации и имеющихся методик по изучаемой проблеме
формулировка новых фактов, закономерностей, выводов, предсказаний на основе уточнённой теории
проверка исходных гипотез на достоверность, уточнение или отказ от теорий
постановка задачи, исходя из того, что неизвестно
Установление связей между различными свойствами объектов, возможное при сопоставлении результатов измерения различных параметров, называют
корреляционным исследованием
наблюдением
экспериментальным исследованием
анкетированием
В экспериментальной психологии считается, что гипотезы как частные следствия теории должны быть:
неопровержимыми
операциональными
сформулированными в виде двух альтернатив
содержательными
Прототипами проблемы можно считать
аксиомы
наивные детские вопросы
подтверждение очевидности
эмпирические факты
Латинское «experimentum» в переводе означает
проба, опыт
расследование
«смотреть внутрь»
связь
Принцип потенциальной опровержимости научной теории – это принцип
Идеальное исследование и идеальный результат должны быть объективны относительно:
типа субъектов исследования
процесса жизнедеятельности
типа объектов исследования
знаний человека
Теории ad hos (для данного случая) – это теория
построенные на предположениях, имеющих индуктивную основу
применяемые при шкалировании результатов тестирования
позволяющие понять лишь те явления и закономерности, для объяснения которых они были разработаны
позволяющие понять общие закономерности явлений и сделать долгосрочный прогноз
Установите соответствие между противоположными типами исследования по характеру (критерий – определённый характерный признак)
фундаментальное исследование
комплексное исследование
монодисциплинарные исследования
междисциплинарные исследования
аналитическое исследование
прикладное исследование
Расположите уровни системы психологических методов в порядке возрастания уровня их обобщённости
уровень методического приёма
уровень метода (эксперимент, наблюдение и др.)
уровень организации исследования
уровень методологического подхода
уровень методики
Верны ли утверждения? А) Постановка научной проблемы означает конец исследования В) Постановка научной проблемы означает начало исследования Подберите правильный ответ
А - нет, В - нет
А - да, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - да