Философия культуры (магистр)

Мировые религии, отождествив божественное с духовным, резко противопоставили культуру природе, требуя подавления всего _______ в человеке
физического
волевого
натурального
индивидуального
животного
Изменение натуры культурой имеет два аспекта:
художественный
утилитарный
духовный
эстетический
Функциональный анализ внутренней жизни культуры должен перерасти в исследование ее
_______ служит основным способом его ориентации во времени
Укажите последовательность перечня особенностей проявления взаимоотношений «культура-общество»
проявление в разных сферах
проявление на разных уровнях
проявление на разных этапах истории
Системное представление о человеческой деятельности открывает философии путь к _______ видению культуры
Нельзя понять сущность самой духовной культуры, ее _______, рассматривая ее обособленно от материальной культуры
строение
влияние на мораль
развитие
влияние на искусство
Верны ли утверждения? А) О прогрессе можно говорить лишь в диалектическом сопряжении его с противоположным качеством развития — регрессом В) В разных областях культуры соотношение прогресса и регресса разное — скажем, в развитии науки и искусства, в истории техники и нравственности
А – да, В – нет
А – нет, В - нет
А – да, В - да
А – нет, В - да
Для понимания многослойной функциональной структуры зрения и слуха ключевое значение имеет проблема различия между "высшими" и "низшими" органами чувства, т.е. между:
осязанием, обонянием, вкусом
зрением и слухом
тактильными ощущениями и обонянием
тактильными ощущениями и вкусом
Искусство и философия, как и искусство и наука
находятся друг с другом в тесных контактах
связаны друг с другом лишь опосредованно
образуют замкнутые сферы деятельности
образуют сциентистски-прагматический тип культуры
Верны ли утверждения? А) В подсистеме "культура/общество" уровень материальной практики является исходным В) Он выражается во взаимодействии образующих общество экономических и политическо-правовых отношений с активностью культуры, создающей для этих отношений конкретные организационные структуры
А – да, В – нет
А – да, В – да
А – нет, В – да
А – нет, В – нет
Соотнесите понятия и их содержание
Паттерны
Креативность
Культура массовая
Культурно-генетический код
структурные образцы культуры, стереотипы поведения, сложившиеся в рамках определенной культуры; устойчивая конфигурация связей людей друг с другом, с предметной и природной средой
способность к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта
особый пласт современной культуры, способствующий распространению стандартизированных культурных форм, норм и образцов, формированию транснациональной культуры
устойчивые признаки принадлежности к той или иной цивилизации (суперэтносу)
Роль культуры состоит в диалектическом сопряжении интегративных и дифференцирующих процессов, ибо подавление одних ведет к распаду культуры на неспособные к коммуникации самодостаточные монады, а исчезновение других — к
упадку
стагнации
возникновению субкультуры
возникновению контркультуры
Многомерность существования возникает в бытии человека; укажите последовательность характеристик бытия человека
природное бытие
общественное бытие
культурное бытие
В _______ плоскости дифференциации культуры ее феноменология обусловливается многоуровневым, многоаспектным членением социального субъекта
Жизнь отнюдь не является абсолютной _______, полагал Н. Чернышевский
В племенном сознании первобытных народов, строившемся по антитезе "мы—они", признание _______ распространялось только на принадлежащих к "мы" — к своему родо-племенному коллективу
Хотя христианство сохраняет еще следы древнего антропоморфного синкретизма, в основных своих постулатах оно утверждает _______ биологического и духовного в самом человеке
диспропорцию
коэволюцию
антагонизм
гармонию
Сложность _______ человека состоит в том, что условием его является природная данность — совокупность врожденных индивиду качеств, которая подлежит обработке и переработке силами общества и силами культуры
социогенеза
филогенеза
онтогенеза
антропогенеза
Верны ли утверждения? А) Возраст есть определение меняющихся состояний организма, существование которого выражается в движении от небытия к небытию через рождение, младенчество, созревание, расцвет, старение и смерть В) Пол есть одна из ряда нескольких модификаций каждого вида животных и многих видов растений, связь которых обеспечивает размножение вида
А – да, В – да
А – нет, В – да
А – нет, В – нет
А – да, В – нет
История показала, что консервативный традиционализм, как и инновационный креативизм, представляют возможности культуры
Реально культура предстает не как "культура вообще" — таков лишь ансамбль ее _______ черт и свойств, — а как культура нации, культура сословия, культура детства, культура средневекового горожанина, культура современных политиков и т. д.
Соотнесите понятия и их содержание
Классическая рациональность
Неклассическая рациональность
Постнеклассическая рациональность
Проторациональность
образ познания, критерием истинности которого является научное постижение мира, утверждающий принципы упорядоченности, системности, интерсубъективности
этап развития знания, который характеризуется повышением субъективности, гуманистичности, самокритичности, пересмотром таких его характеристик, как объективность и истинность
образ познания, признающий ограниченность сферы влияния «научного разума», хаотичность, бессистемность мира и усиливающий значение субъективного элемента в познании
рациональность в процессе становления
Качества пространства человек находит вне себя, в природе и социальных структурах, время является для него биографическим параметром, измеряющим движение его
собственной цели
собственной индивидуальности
собственного бытия
универсальной сущности
_______ обратил внимание на то, что на разных этапах истории искусства разные координаты пространства выступают в качестве "господствующей координаты", определяя "важнейшую основу стилистического своеобразия и художественный дух века"
Л. Толстой
П. Флоренский
Н. Ильин
Н. Бердяев
Культура имеет три масштаба в соответствии с философским различением онтологических уровней "общее — особенное — единичное"; укажите последовательность масштабов
культура как способ существования человечества
культура той или иной части человечества, макро- или микрогруппы
культура отдельной личности
Чисто социальным становится тот аспект дифференциации культуры, который порождается расслоением общества —
социологический
исторический
национальный
демографический
Расположите в хронологической последовательности основные ступени историко-культурного процесса
обретение гармонических отношений природы и культуры
формирующаяся культура не осознается как чуждая природе и противостоящая ей сила
начинается дифференциация субъекта и объекта в общественном сознании
Соотнесите художественные произведения и их авторов
«Над вечным покоем»
«Война и мир»
«Что делать»
«Прометей»
И. Левитан
Л. Толстой
А. Скрябин
Н. Чернышевский
Влияние общества на личность зависит от характера этого общества, которое личность не выбирает, особенно в детстве, юности, тогда как ценности _______, которые она осваивает, выбираются ею и ее ближайшим окружением
В первобытности социокультурная реальность только формируется, вырывая человека из природно-животного состояния, и здесь нет еще отчетливого разделения _______ отношений и культурных действий
Укажите последовательность разделов в отраслевом измерении культуры
нравственная культура
политическая культура
правовая культура
художественная культура
культура производства
Известное положение В. Ленина о "двух культурах в каждой национальной культуре" в развитом буржуазном обществе отражает реальные различия культуры "верхов" и "низов", которые углубляются при обострении _______ противоречий
межличностных
социальных
классовых
этнических
Марксизм поставил перед собой задачу преодолеть расхождение между наукой об обществе и ее _______ и проективным рассмотрением, тем самым ликвидировав идеологию в старом смысле этого слова (как идеологическое ложное сознание)
Человеческий род оказался в такой ситуации, когда условием выживания стала необходимость постоянного изменения — и в жизни индивида, и в развитии вида —
способов поведения
генетического аспекта
установок психики
культурного аспекта
форм деятельности
Верны ли утверждения? А) Культура необходима обществу для восполнения отмеревшей биологической формы регуляции совместной жизни и деятельности людей В) Общество необходимо культуре для обеспечения ее потребности самоосуществления и самосохранения
А – нет, В – да
А – да, В – да
А – да, В – нет
А – нет, В – нет
Под сферами проявления отношений между природой и культурой имеются в виду следующие различия; укажите последовательность различий
между созданием человеческим воображением в ходе практически-духовного освоения реальности идеального мира, воплощающегося в образах мифологии и искусства
между превращением "во вторую" природу окружающего человека материального мира в результате соответствующих усилий культуры
между столкновением и активным противоборством природы и культуры в самом человеке как природном и одновременно культурном существе
Прямая и специализированная функция зрения — давать сознанию информацию о
Человек не имеет врожденной программы деятельности и должен в _______ вырабатывать программы своей деятельности, отбирать оптимальный ее вариант из спектра возможных, создавать новые, неизвестные его предкам программы
онтогенезе
социогенезе
антропогенезе
филогенезе
В рабовладельческой, феодальной и восточной системах диктат общественных отношений над культурой оставлял самый узкий зазор для проявления культурой _______, для ее самодвижения и самоуправления
Соотнесите понятия и их содержание
Гомеостаз
Социализация
Этногенез
Социальная деятельность
Социогенез
свойство системы сохранять в процессе взаимодействия со средой значения существенных переменных в некоторых заданных пределах
совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (обществом, группой, личностью) в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели
процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества
процесс становления новой этнической общности на базе различных этнических компонентов, существовавших ранее, дальнейшее формирование ее этнографических, лингвистических и антропологических особенностей
процесс исторического и эволюционного формирования общества
Роль духовной деятельности в культуре заключается в управлении материальной практикой, которую она
формирует как культуру больших социальных групп и эпох
опережает на идеально-проектировочном уровне
опосредует добываемыми ею знаниями
направляет вырабатываемыми ею ценностями
формирует как индивидуальную культуру
Верны ли утверждения? А) Человек входит в мир природных явлений и не выходя за его пределы, принадлежит одновременно и миру природы, и общественному бытию В) От последнего человек отличается способом своего реального существования — он остается живым существом, особого рода животным, органично синтезируя природное и общественное
А – нет, В – да
А – нет, В – нет
А – да, В – нет
А – да, В – да
Соотнесите понятия и их содержание
ЭСО
Межэтническая консолидация
Этнолингвистическая группа
Межэтническая интеграция
этносоциальный организм, этнос в широком смысле слова
процессы слияния нескольких родственных по языку и культуре этнических единиц в одну новую, более крупную этническую общность
появление определенной культурной общности (при сохранении основных этнических черт) у существенно различающихся по своим языково-культурным параметрам основных этнических единиц в результате их взаимодействия
этнический комплекс, образующийся на основании языково-культурной близости народов
Поскольку реальная деятельность людей развертывается в пространственно-временном континууме, постольку типология культур определяется прежде всего структурой _______ — особенностями диахронического и синхронического его измерений
Соотнесите понятия и их содержание
Этническая ассимиляция
Аккультурация
Этническая сепарация
Этническая парциация
приобретение группой лиц основных черт культуры другого этноса при сохранении основных черт «прирожденной культуры»
процессы растворения небольших групп (или отдельных представителей) одного народа в среде другого
отделение от какого-то народа его сравнительно небольшой части, со временем превращающейся в новый самостоятельный этнос
деление единого прежде этноса на несколько более или менее равных частей, причем ни один из новых этносов не отождествляет себя полностью со старым этносом
_______ культур отвечает глубинным потребностям развития человечества, одной из которых является потребность превращения частного и локального в общечеловеческое достояние
Синтез
Диалог
Консонанс
Контакт
Соотнесите понятия и их содержание
Этнокультурная дифференциация
Культурная адаптация
Аккультурация
Ассимиляция
процесс или свершившийся факт полного перехода группы людей под влиянием новой социокультурной среды в иной общественный уклад
процесс, знаменующий собой факт появления в той или иной этнической культуре новых черт, заимствованных из более мощной социокультурной среды
реструктуризация некоторых элементов культуры, их модификация
процесс или свершившийся исторический факт размежевания тех или иных этнических единиц
Установите последовательность элементов структуры действия зрения и слуха, связывающих человека с природой
эстетический
психологический
мировоззренческий
биофизический
социально-психологический
Общество есть внебиологический способ связи людей в их совместной
форме существования
деятельности
практике
жизни