Философия ХI-ХVIII вв. в России

Философия, согласно С.Л. Франку, - это
сверхнаучное интуитивное учение о мировоззрении
совокупность духовных и материальных достижений общества, отражающих особенности и уровень его исторического развития
учение о внутренней духовной сосредоточенности
уподобление Богу в возможной для человека степени
Примером синтеза языческих и христианских идей является
«Моление» Даниила Заточника
«Слово о полку Игореве»
«Задонщина»
«Поучение» Владимира Мономаха
А.И. Введенский в своих исследованиях
подчеркивал самобытный и органический характер русской философии и верил, что она непременно достигнет той же высоты, что и в наиболее развитых цивилизациях
утверждал, что русская мысль оказалась не в состоянии освоить наследие немецких классиков и вообще имеет подражательный характер
говорил о необходимости донести до общеевропейской науки философское наследие древнерусских мыслителей в чистоте и неизменности
в высшей степени позитивно относился к духовно-академической философии
Тезис, не свойственный Э.Л. Радлову, - это то, что
славянофильское направление русской философии не было вполне самостоятельным, но желало быть таковым и стремилось создать оригинальную философию
русское мышление оказалось в плену у немецкого идеализма по причине содержательности и глубины последнего
русская мысль оказалась не в состоянии освоить наследие немецких классиков и вообще имеет подражательный характер
в русской философии имеются два направления - идущее от «чуждой» мысли и самобытное, стремящееся выразить национальное миросозерцание
Национальная и цивилизационная идентичность Руси окончательно сформировалась в результате
образования государства
христианизации
взаимодействия с Византией
влияния Запада
Техногенный тип представлен, в первую очередь, цивилизациями
Дальнего Востока
Евразии
Запада
Востока
«История русской культуры начинается с Крещения Руси» и «языческое время остается за порогом истории», - считал
Н.О. Лосский
Г.В. Флоровский
С.Л. Франк
В.В. Зеньковский
Совокупность объективно-исторических условий общественного развития, характеризующихся устойчивостью и самовоспроизводством в традиционных преемственных формах, - это
традиция
общественно-экономическая формация
конгрегация
цивилизационный фактор
Историософская концепция «Москва - третий Рим» была сформулирована
митрополитом Иларионом
монахом Филофеем
Иоанном Грозным
митрополитом Никифором
Термин «соборность» в философии славянофилов обозначает
приоритет коллективного над индивидуальным
свободное единение верующих людей во Христе, некое внутреннее духовное единство
общинное устройство общества при отсутствии государственной власти
спасение всех верующих
Автор мнения: «Византизм организовал нас, система византийской культуры создала величие наше...», - это
К.Н. Леонтьев
В.С. Соловьев
С.Л. Франк
Н.Я. Данилевский
«Каждый народ имеет свой особенный характер, отличающий его от других народов и свою философию, более или менее наукообразную, или, по крайней мере, рассеянную в преданиях, повестях, нравоучениях, стихотворениях и религии», - указывал
архимандрит Гавриил (Воскресенский)
Н.О. Лосский
В.В. Зеньковский
С.Л. Франк
По мнению В.В. Зеньковского, самостоятельное философское творчество в России начинается
на рубеже XIX-XX вв.
в нач. XIX в.
во второй половине XVIII в.
в сер. XI в.
Начало XVIII века стало завершающим для
русской средневековой философии
русской философии
раннесредневековой русской философии
древнерусской философии
Феофан Прокопович и Василий Татищев - русские мыслители
XVIII в.
XV в.
XVII в.
XVI в.
Комплекс дохристианских религиозных представлений, составляющий основу религиозных культов, обрядовых правил и предписаний, регулировавших сакральную и бытовую стороны жизни людей, - это
иудаизм
язычество
ислам
буддизм
Хронологические рамки русской средневековой философии - это
XI - XIII вв.
V - XV вв.
XI - XVII вв.
XIII - XV вв.
Соборность как цивилизационный фактор - это
философская категория (идея, принцип), выражающая органическое единство универсального мирового бытия, взаимопроникнутость и раздельность образующих его частей, их тождественность друг другу и целому при качественной специфичности и индивидуальности
философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению
учение о внутренней духовной сосредоточенности
фактор, регулирующий развитие личности и социальных групп на основе гармоничного сочетания свободы и единства, творчества и ответственности
«Мы-философия» С.Л. Франка, онтологизм русской философии - примеры
Соборности
Византизма
Космизма
Всеединства
Течение мистического православия, связанное с учением о внутренней духовной сосредоточенности, молитвенно-аскетической практикой, т.н. учением «священнобезмолвия», - это
исихазм
софиология
всеединство
космизм
Автором высказывания: «Православие, то есть форма исповедания Христа, есть начало нравственности и совести нашей, а стало быть, общественной силы, науки, всего», является
П.А. Флоренский
Ф.М. Достоевский
Н.А. Бердяев
С.Л. Франк
«Ничто так определенно не подтверждает самостоятельность и оригинальность русской философии, как наличность ее развития», - указывал
В.В. Зеньковский
Н.О. Лосский
С.Л. Франк
Я.Н. Колубовский
В средневековой русской мысли знание связывалось с
соответствием христианскому Откровению
постижением божественной реальности
моральными качествами человека
послушанием духовному отцу
Попытка разрешить дилемму свободы и ответственности, индивидуального и коллективного в русской философии осуществляется на основе принципа
соборности
византизма
православия
евразийства
Западниками являются
адепты вовлечения России в культурную сферу Запада для обогащения достижений собственной цивилизации
интеллектуальная элита западных провинций Российской империи
приверженцы особого пути России в истории, который обусловлен религиозностью ее народа, общинным характером его собственности и быта, стремлением к нравственным ценностям
сторонники западного пути развития России в истории, опирающиеся на идеи позитивизма, вовлеченности России в западную культуру
Автор высказывания: «То, что все развитие русской философии нацелено на истолкование мира в духе христианства, говорит о многом: русская философия, несомненно, окажет большое влияние на судьбы всей цивилизации», - это
В.В. Зеньковский
Н.О. Лосский
С.Л. Франк
Я.Н. Колубовский
Специфическое мировосприятие и мироощущение, утверждающее внутреннее органическое единство бытия и рассматривающее все происходящее на Земле в тесном единстве с космическими процессами, - это
космизм
соборность
софия
всеединство
Правда - это
совокупность объективно-исторических условий общественного развития, характеризующихся устойчивостью и самовоспроизводством в традиционных преемственных формах
исторически свойственное отечественной цивилизации синтетическое понятие, которое вбирает в себя смысл теоретической истины и нравственной справедливости, правого социального порядка и праведности в личной жизни
совокупность духовных и материальных достижений общества, отражающих особенности и уровень его исторического развития
система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентиры
«Невозможно никакое доказательство существование Бога, кроме как через существование человека, в котором есть божественное начало», - считал
В.В. Зеньковский
С.Л. Франк
Н.О. Лосский
Н.А. Бердяев
Цивилизационный фактор развития Русской государственности, обусловленный влиянием культур народов Востока и Запада, - это
византизм
державность
евразийство
соборность
По мере развития отечественной цивилизации, включения в орбиту ее влияния новых народов формируется
державность
евразийство
соборность
космизм
«Русский дух не жил еще до сих пор в полной мере философской традицией… и не дал еще ничего философски оригинального», - считал
Г.Г. Шпет
П.Я. Чаадаев
Э.Л. Радлов
Б.В. Яковенко
Евразийство как цивилизационный фактор - это
исторически свойственное отечественной цивилизации синтетическое понятие, которое вбирает в себя смысл истины и справедливости, правого социального порядка и праведности в личной жизни
фактор развития крупных государственных образований (Рима, Византии, России), испытывающих влияние культур народов Востока и Запада
фактор, характеризующий важную роль государства России в истории отечественной цивилизации, в развитии сбалансированных отношений с иными цивилизациями
фактор, регулирующий развитие личности и социальных групп на основе гармоничного сочетания свободы и единства, творчества и ответственности
Синтетический тип цивилизации представлен преимущественно
цивилизациями Запада
цивилизациями Востока
СССР
Евразией
Автор высказывания: «Русская философская мысль, развивавшаяся на основе греко-православных представлений, в свою очередь, во многом заимствованных у античности, кладет в основание всего Логос… Русская самобытная философия представляет собой непрекращающуюся борьбу между западноевропейским абстрактным ratio и восточно-христианским, конкретным, богочеловеческим Логосом и является беспрестанным, постоянно поднимающимся на новую ступень постижением иррациональных и тайных глубин космоса конкретным и живым разумом», - это
С.Л. Франк
А.Ф. Лосев
В.В. Зеньковский
Н.О. Лосский
Автором «Задонщины» традиционно считается
Кирилл Туровский
Софоний Рязанец
Климент Смолятич
Митрополит Иларион
Основными типами цивилизации являются
традиционный и индустриальный
буржуазный (капиталистический) и социалистический
космогенный (традиционный) и техногенный (либеральный)
индустриальный и постиндустриальный
«Признаком человека является именно его сверхчеловеческая, богочеловеческая природа», - отметил
В.В. Зеньковский
С.Л. Франк
Н.О. Лосский
Я.Н. Колубовский
Особенности русской философии Нового времени складывались под доминирующим влиянием философии
южных и западных славян
Востока
Запада
Византии
Цивилизация - это
совокупность объективно-исторических условий общественного развития, характеризующихся устойчивостью и самовоспроизводством в традиционных преемственных формах
объединенная общими идеями и целями развития исторически сложившаяся общность людей, созидающая единую культуру в свойственной ей среде обитания
система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентиры
совокупность духовных и материальных достижений общества, отражающих особенности и уровень его исторического развития
Религиозной доминантой развития русской философской мысли является
православие
атеизм
протестантизм
католичество
Периодизацию русской философии - 1) пролог (а - до Петра I, b - XVIII в.); 2) первый период - до возникновения систем (XIX в. - до 1870-х гг.); 3) второй период - возникновение систем (кон. XIX-нач. XX в.); 4) третий период - XX в. (после 1917 г.) - предлагал
М.Н. Громов
В.В. Зеньковский
Э.А. Радлов
А.И. Введенский
Начало развития отечественной философской мысли обусловлено
влиянием западной философии
принятием православия
формированием письменной традиции
развитием языческого мировоззрения
Онтологизм - это
совокупность объективно-исторических условий общественного развития, характеризующихся устойчивостью и самовоспроизводством в традиционных преемственных формах
познавательная установка, исходящая из реальности или необходимости «бытийственного», целостного постижения реальности
система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентиры
философское учение, в соответствии с которым сознание внутренне связано с бытием и основывается на нем
Кризис русской средневековой цивилизации и переходный период в развитии русской культуры относятся к
XVI в.
XVIII в.
XVII в.
XIX в.
Евразийство «требует подлинного православия», - отмечал
Л.П. Карсавин
Н.А. Бердяев
С.Л. Франк
Н.С. Трубецкой
Н.О. Лосский значимость русской философии связывает с ее
самобытностью
диалектическим развитием
включенностью в орбиту европейского философствования
всемирно-историческим значением
Софиология - это
вид церковной литературы, жития (жизнеописания) святых
учение о внутренней духовной сосредоточенности
богословская дисциплина, занимающаяся истолкованием религиозных текстов, прежде всего текстов Библии
учение о Софии Премудрости Божией русских религиозных философов, вобравшее в себя элементы церковного предания и европейской мистики
Исторически свойственное отечественной цивилизации синтетическое понятие, которое вбирает в себя смысл теоретической истины и нравственной справедливости, правого порядка и праведности в личной жизни, - это
правда
всеединство
соборность
софия
Ключевой идеей евразийства было
признание наднационального характера российской государственности
выражение цивилизационного уровня развития разнообразных славянских народов
утверждение преемственности в отношениях с Византией
признание и всестороннее обоснование самобытности исторического пути России