Основы специальной педагогики и психологии (курс 1)

_________ – метод психологического исследования, специфика которого заключается в том, что в нем продуманно создается искусственная ситуация, в которой исследовано свойство оказывается лучше и ее можно точнее и легче оценить
Наблюдение
Эксперимент
Опрос
По характеру направленности психологическая коррекция подразделяется на:
директивные виды; не директивные виды
семейную, игровую
симптоматическую, каузальную
Верны ли утверждения? А) У человека нет врожденных форм поведения в среде В) Развитие человека происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности Подберите правильный ответ
А - да, В - да
А - да, В - нет
А - нет, В - да
А - нет, В - нет
Верны ли определения? А) Лечение недостатков развития, ликвидация последствий дефекта – это медицинская реабилитация В) Процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками – медицинская реабилитация Подберите правильный ответ
А - да, В - да
А - нет, В - да
А - да, В - нет
А - нет, В - нет
Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов: 1) убеждение; 2) внушение; 3) подражание; 4) подкрепление
только 1 и 3
только 1 и 2
только 2 и 4
1,2,3,4
Верны ли утверждения? Психологическая коррекция – А) один из видов психологической помощи В) деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития Подберите правильный ответ
А - да, В - да
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - нет
_________ при изучении школьников с психическими аномалиями пришел к выводу, что критерием их ненормальности является неспособность обучаться обычным способом
И. Песталоцци
Ж. Гонкур
А. Бине
Верны ли утверждения? Психологическая коррекция – А) деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития В) деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств Подберите правильный ответ
А - нет, В - да
А - нет, В - нет
А - да, В - нет
А - да, В - да
Нарушение приспособления человека к окружающей среде – это _________
дезадаптация
девиация
депривация
Дефектология – наука, изучающая
основы психологической помощи ребенку в освоении социальных и нравственных ценностей
психофизиологические особенности развития аномальных детей
психические отклонения в поведении ребенка
особенности коррекции познавательных возможностей детей
Сущность и воспитание детей, имеющих не резко выраженные недостатки в развитии психики и отклонения в поведении, изучает _________
сравнительная педагогика
коррекционная педагогика
дошкольная педагогика
социальная педагогика
_________ – метод психологического исследования, который заключается в наблюдении за объектом исследования, регистрации и объяснении психологических фактов
Эксперимент
Тестирование
Наблюдение
Опрос
Вторичные нарушения поведения гиперактивных детей заключаются в: 1) слабой успеваемости; 2) трудности общения с другими людьми
только 2
только 1
1 и 2
Коррекционно-воспитательная деятельность – это
улучшение индивидуальных личностных качеств ребенка
изменение познавательных возможностей ребенка с отклонениями в развитии
совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении
активизация социальных связей детей и подростков
Многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных психофизических функций организма – это _________
замещение
компенсация
защита
По мнению _________ работать с аномальным ребенком следует с опорой на здоровое, положительное в его личности
Т.А. Власовой
Л.С. Выготского
А.Ф. Лазурского
М. Буянов выделяет варианты психического инфантилизма у детей и подростков: 1) гармонический; 2) дисгармонический; 3) комбинированный
только 1 и 3
1,2,3
только 2 и 3
только 1 и 2
Доброкачественная агрессия возникает как
наступательная активность человека
самоутверждение
реакция человека на угрозу
_________ тип развития человека происходит в процессе приспособления к природе путем наследования свойств вида и путем индивидуального опыта
Общественно-исторический
Биологический
Физиологический
Верны ли утверждения? По способу коррекционных действий психологическая коррекция подразделяется на А) директивные виды В) не директивные виды Подберите правильный ответ
А - да, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - да
А - нет, В - нет
Снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов – это _________
социальная реабилитация
медицинская реабилитация
школьная адаптация
психологическая реабилитация
Воспитанием и обучением людей с нарушениями зрения занимается такой раздел дефектологии как
логопедия
сурдопедагогика
тифлопедагогика
Верны ли определения? А) Коррекция – специфические действия, направленные на частичное исправление или преодоление дефекта в воспитании и развитии В) Реабилитация – специфические действия, направленные на частичное исправление или преодоление дефекта в воспитании и развитии Подберите правильный ответ
А - нет, В - нет
А - да, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - да
Основные виды дефектов: 1) нарушения зрения; 2) нарушения слуха; 3) двигательные нарушения; 4) нарушения психики; 5) нарушения речи
только 3,4,5
1,2,3,4,5
только 1,2,3
только 2,3,4
_________, вызывающий нарушение нормального развития ребенка, – это дефект развития
Пробелы в образовании
Недостаток в воспитании
Физический или недостаток
Верны ли определения? А) Объектом коррекционной педагогики является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии В) Предметом коррекционной педагогики является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии Подберите правильный ответ
А - нет, В - да
А - да, В - нет
А - нет, В - нет
А - да, В - да
_________ – специализированный метод психологического исследования, применяя который можно получить точную количественную или качественную характеристику развития определенных психических явлений посредством сравнения их показателей с эталонными
Эксперимент
Тестирование
Наблюдение
К основным причинам детской лжи относятся: 1) уровень интеллекта ниже среднего; 2) отсутствие социальной адаптации; 3) склонность к манипуляции другими
только 2
1,2,3
только 3
только 1
По Л.С. Выготскому, движущая сила психического развития – _________
наставление
воспитание
обучение
Воспитанием и обучением умственно отсталых людей и вопросами их социальной реабилитации занимается такой раздел дефектологии как
тифлопедагогика
олигофренопедагогика
сурдопедагогика
Основными методами психологии являются: 1) наблюдение; 2) опрос; 3) тестирование; 4) эксперимент
только 1,2
1,2,3,4
только 3,4
только 2,3
Воспитанием и обучением людей с недостатками слуха занимается такой раздел дефектологии как
тифлопедагогика
логопедия
сурдопедагогика
Психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей, называется _________
дезадаптацией
депривацией
девиацией
Особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций, поражения зачатка, природовой патологии, органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития – это
слабоумие
аутизм
олигофрения
Наблюдение бывает
только внешнее и внутреннее
только жизненное и научное
жизненное и научное; стандартизованное и свободное; внешнее и внутреннее; включенное и постороннее
Альфред Бине разработал
метод психологических профилей
теоретический метод обоснования умственных отклонений
тестовый метод измерения умственных способностей ребенка
экспериментальный метод изучения особенностей умственных отклонений
По способу организация психологическая коррекция подразделяется на:
общую, частную, специальную
симптоматическую, каузальную
семейную, игровую
Восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков, формирование индивидуальных личностных качеств – это _________
социальная реабилитация
медицинская реабилитация
педагогическая реабилитация
психологическая реабилитация
Процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, ее нормам и требованиям называется
социальной реабилитацией
школьной адаптацией
ассимиляцией
Отличительные признаки высших психических функций: 1) опосредованность, осознанность, произвольность, системность; 2) формируются прижизненно; 3) образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; 4) связано с обучением в широком смысле слова, оно не может происходить иначе как в форме усвоения заданных образцов
1,2,3,4
только 2,4
только 1,3
только 1,2
Специфика детского развития (развития ВПФ) состоит в том, что оно подчиняется действию _________ законов
общественно-исторических
биологических
физиологических
Предметом коррекционной педагогики является
процесс дифференциации обучения и воспитания детей с недостатками развития
лишения, перенесенные ребенком в раннем детстве
нарушение приспособления к окружающей среде
личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии
Верны ли утверждения? А) Амблиология не является отраслью дефектологии В) Амблиология является отраслью дефектологии Подберите правильный ответ
А - нет, В - нет
А - да, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - да
К основным характеристикам гиперактивного ребенка относятся: 1) расторможенность; 2) отвлекаемость; 3) импульсивность; 4) недисциплинированность
только 1,4
1,2,3
только 1,2
1,2,3,4
Изучением различных нарушений и дефектов речи и методов их коррекции занимается такой раздел дефектологии как
сурдопедагогика
тифлопедагогика
логопедия