Философия образования (курс 1)
Верны ли утверждения? А) Принцип природосообразности рассматривался Дистервегом как отражающий главный, высший закон всякого обучения: оно должно быть согласовано с человеческой природой и законами её развития. В) Характерное для европейской культуры целерациональное мышление в философии и науке конца XIX в. привело к развитию позитивизма (О.Конт) как господствующей идеологии научного познания, которое отказывалось от «всяческой метафизики», ограничивало предметное поле научных исследований изучением «позитивного» (данного, фактического, устойчивого) с помощью «научно-достоверных» методов наблюдения и опыта (эксперимента). Подберите правильный ответ
А - да, В - нет
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - да
__________ - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей; утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений
Гуманизм
Рефлексия
Калокагатия
Справедливость
Верны ли утверждения? А) Школа Гербарта, ориентированная на передачу подрастающему поколению духовного опыта человечества, ставит во главу угла процесс обучения как усвоения знаний В) Гербартом была научно обоснована идея единства процессов усвоения знаний («материальное образование») и развития познавательных способностей («формальное образование») Подберите правильный ответ
А - да, В - нет
А - нет, В - да
А - нет, В - нет
А - да, В - да
Верны ли утверждения? А) Детоцентризм наиболее характерен для однодетных и неполных семей, родителей, родивших детей в позднем возрасте и пр.; необходимо учитывать, что избалованный ребенок может вырасти эгоистом, либо инфантильной личностью, плохо адаптирующейся к жизни в обществе В) Мировоззренческие, духовно-нравственные основы педагогической системы Песталоцци - сложный синтез представлений, идеалов и ценностей, корни которых и в христианской традиции, и в идеологии Просвещения, и в немецком романтизме, а почва - духовная жизнь Европы последней четверти XVIII - первой четверти XIX вв. Подберите правильный ответ
А - нет, В - да
А - да, В - да
А - нет, В - нет
А - да, В - нет
Верны ли утверждения? А) Коменский обосновал демократическую и гуманистическую идею всеобщего, общечеловеческого воспитания, которая на протяжении не одного века была и ныне остаётся «путеводной» в отстаивании всеобщего «образования как неотъемлемого права каждого человека, как необходимого условия «единения» людей на общечеловеческих началах В) В концепции Коменского человек помещён в «макромир», наделён властью над вещами и ответственностью за свою деятельность в «макромире» Подберите правильный ответ
А - да, В - да
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - нет
Гуманистическая педагогическая традиция в период средневековья (______ вв.) утвердилась в европейской культуре на ценностно-мировоззренческих основаниях христианского гуманизма
VIII-XV
XIII-XIX
XII-XV
V-XVI
___________ - педагогическая концепция, считающая целью воспитания естественное развитие ребенка
Зона ближайшего развития
Естественное воспитание
Антропологизм
Пропедевтика
__________ - это просветительская и организаторская деятельность различного рода общественных объединений
Идеализация
Импликация
Зона ближайшего развития
Общественно-педагогическое движение
Верны ли утверждения? А) Продолжив гуманистическую традицию в дидактике, Ушинский основательно разрабатывал идею воспитывающего обучения В) В статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860 г.) Ушинский-мыслитель рассматривает роль труда в жизни человека - как фактора духовно-нравственного развития личности, как необходимого условия человеческого счастья Подберите правильный ответ
А - да, В - да
А - нет, В - нет
А - да, В - нет
А - нет, В - да
Верны ли утверждения? А) Педагогическая система Д.Локка - это «строгая» педагогика, она предполагает отношение к воспитаннику как сознательному, деятельному, ответственному в своих мыслях и поступках существу, она утверждает идею педагогической деятельности как сложнейшего из всех искусств - развития человеческого в человеке В) Просвещение - это мощное духовное движение в культурной жизни Европы конца XVII-XVIII вв., в котором утверждался культ разума и науки в противовес официальной религии, идеал государства и общества, основанный на свободе и «естественном равенстве» людей, отвергавший абсолютистское государство и сословные привилегии Подберите правильный ответ
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - нет
А - да, В - да
Верны ли утверждения? А) Витторино де Фельтре - итальянский педагог; в 1423-1424 гг. основал среднюю школу «Дом радости» при дворе герцога Гонзага в Мантуе, где осуществил на практике гуманистические идеи Возрождения в области воспитания; цель воспитания видел в формировании гармонически развитого человека В) Витторино де Фельтре - чешский мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель; деятельность Коменского была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для «достижения лучшей жизни во всем мире» Подберите правильный ответ
А - да, В - нет
А - да, В - да
А - нет, В - да
А - нет, В - нет
_________ - немецкий философ, психолог и педагог; в 1808-1833 гг. профессор Кёнигсбергского, затем Гёттингенского университетов
И.Ф.Гербарт
Витторино де Фельтре
И.Г.Песталоцци
Д.Локк
________ - чешский мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель; деятельность Коменского была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для «достижения лучшей жизни во всем мире»
Г.Сен-Викторский
Я.А.Коменский
Р.Франсуа
Витторино де Фельтре
Верны ли утверждения? А) Народная школа не мыслилась Песталоцци без практической, трудовой деятельности В) Экспериментальная дидактика Меймана освещала вопросы экспериментального обоснования наглядного обучения, обучения языкам, письму, счету и др. Подберите правильный ответ
А - нет, В - нет
А - да, В - да
А - нет, В - да
А - да, В - нет
Верны ли утверждения? А) В.А.Сухомлинский - педагог, Герой Социалистического Труда; создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, признании личности ребенка высшей ценностью процессов воспитания и образования, творческой деятельности сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся В) В.А.Сухомлинский - педагог, член-корреспондент АПН РСФСР; в трудах по проблемам дидактики раскрыл диалектику процесса обучения, его внутренние источники, движущие силы, противоречия; создал концепцию начального образования, в основе которой идеи отбора знаний, стимулирования внутренних сил личности Подберите правильный ответ
А - да, В - да
А - нет, В - да
А - да, В - нет
А - нет, В - нет
__________ - государственный и общественный деятель; в 1763 г. представил императрице Екатерин II план школьной реформы - «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества»; надеялся воспитать «новую породу людей», гуманных, справедливых и невосприимчивых к «вредному» влиянию общества
И.И.Бецкой
Н.И.Новиков
М.В.Ломоносов
И.Н.Радищев
Верны ли утверждения? А) Древнегреческие философы в своих представлениях о воспитании в «несовершенном мире» как бы предвосхитили современные трактовки вопроса об отношении государства к воспитанию В) Гуманистические идеи о воспитании и образовании характеризовали трактаты выдающихся богословов Гуго Сен-Викторского (XII в.), Петра Абеляра (XII в.), Винцента из Бове (XIII в.) и др. Подберите правильный ответ
А - да, В - да
А - нет, В - да
А - да, В - нет
А - нет, В - нет
Верны ли утверждения? А) В гуманистической педагогике XX века выделяется по популярности, силе влияния на педагогическую теорию и практику система воззрений выдающегося американского философа, психолога, педагога Дж.Дьюи (1859-1952 гг.) В) Процесс воспитания в Афинах - это направленное развитие физических, художественных и интеллектуальных способностей, природных сил ребёнка Подберите правильный ответ
А - нет, В - да
А - да, В - нет
А - нет, В - нет
А - да, В - да
Верны ли утверждения? А) В.Г.Белинский - литературный критик, публицист, философ; в центре педагогических размышлений - категория личности как индивидуального целостного единства всех психических свойств человека В) В.Г.Белинский - писатель, публицист, философ, общественный деятель; проблему формирования личности рассматривал, опираясь на собственную трактовку антропологического материализма Л.Фейербаха Подберите правильный ответ
А - да, В - нет
А - да, В - да
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
Верны ли утверждения? А) К.Н.Вентцель - педагог; в русле педоцентризма разрабатывал основы свободного воспитания и пытался реализовать их в Московском «Доме свободного ребенка»; общечеловеческие ценности ставил выше классовых, считал, что школа не должна служить орудием осуществления политических задач В) К.Н.Вентцель - государственный и общественный деятель; в 1763 г. представил императрице Екатерины II план школьной реформы - «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества»; надеялся воспитать «новую породу людей», гуманных, справедливых и невосприимчивых к «вредному» влиянию общества Подберите правильный ответ
А - да, В - нет
А - да, В - да
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
Верны ли утверждения? А) Духовно-нравственное воспитание Песталоцци рассматривал как наиважнейшую задачу народной школы. В) Мейман Эрнс - немецкий педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики Подберите правильный ответ
А - нет, В - нет
А - да, В - да
А - да, В - нет
А - нет, В - да
Верны ли утверждения? А) С разумным воспитанием связывал Добролюбов культивирование развития идеальных природных возможностей человека, с «ложным направлением воспитания» - искажение идеальной природы человека В) Духовно-нравственная установка Толстого на цели образования опиралась на близкие ему идеи Руссо о естественном свободном развитии природных сил ребенка, об уважении и любви к нему, о самоценности детства в жизни человека - защите детства в воспитании и образовании Подберите правильный ответ
А - нет, В - нет
А - да, В - да
А - да, В - нет
А - нет, В - да
Верны ли утверждения? А) Мировоззрение Ушинского формировалось как сложный синтез философских и научных идей в процессе критического изучения колоссального материала первоисточников - духовного опыта европейских народов, отечественной общественной и научной мысли В) В педагогической теории Ушинского основополагающей стала идея народности воспитания - признание творческой силы народа в историческом процессе и его права на полноценное образование; идея народности предполагала развитие инициативы общественности в организации и управлении школьным делом Подберите правильный ответ
А - нет, В - нет
А - да, В - да
А - нет, В - да
А - да, В - нет
Верны ли утверждения? А) Идеал Ломоносова - личность, активная в познании и практической деятельности, соразмеряющая свое поведение с идеей общего Блага В) Основой обучения Ломоносов считал родной язык; в академической гимназии учредил особые классы по изучению русского языка; изданная в 1748 г. «Риторика» Ломоносова была первой в России хрестоматией мировой литературы Подберите правильный ответ
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - нет
А - да, В - да
__________ - педагог, основоположник научной педагогики в России
Н.А.Добролюбов
Н.А.Корф
Л.Н.Толстой
К.Д.Ушинский
Верны ли утверждения? А) Лесгафт Петр Францевич - педагог, анатом и врач; в основу теоретической педагогики ставил антропологический принцип, целью которого было выяснение для педагога значения личности ребенка как самой большой ценности, при этом утверждал, что педагогика является ветвью биологии В) Лесгафт Петр Францевич - главным принципом своей философской концепции считал ценность индивидуального человека, его внутреннего мира, его свободы Подберите правильный ответ
А - да, В - да
А - нет, В - да
А - да, В - нет
А - нет, В - нет
Верны ли утверждения? А) Лай Вильгельм Август - немецкий педагог, теоретик экспериментальной педагогики; решающее значение в педагогической практике придавал организации действия, в понятие которого включал любую практическую и творческую деятельность учащихся и их поведение В) Лай Вильгельм Август - немецкий педагог, профессор, автор теории гражданского воспитания; тесно связывал гражданское воспитание с занятием определенной профессией Подберите правильный ответ
А - да, В - нет
А - нет, В - да
А - нет, В - нет
А - да, В - да
Верны ли утверждения? А) Н.К.Крупская - теоретик и организатор советской педагогики; подчеркивала роль школы как центра воспитательной работы с населением и определяла воспитание как планомерное воздействие на подрастающее поколение с целью формирования гражданина В) Н.К.Крупская - педагог и психолог; сформулировала основные педагогические принципы массового неполного среднего образования на основе политехнизма и связи обучения и труда как факторов социального развития личности, они стали теоретико-педагогической основой строительства школьной системы в СССР Подберите правильный ответ
А - да, В - нет
А - да, В - да
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
Верны ли утверждения? А) Антрополого-педагогическая концепция Гербарта зиждилась на идеях немецкого Просвещения. В) Гербарт был сторонником ассоциативной психологии, но считал, что превращение ее в науку требует соединения «метафизики» с математикой, т.е. философских положений о психических явлениях с математическим расчетом психических процессов Подберите правильный ответ
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - да
А - да, В - нет
Верны ли утверждения? А) Э.Роттердамский - это средневековый теолог, философ и педагог; с 1115 г. преподаватель, с 1133 г. руководитель школы монастыря Сен-Виктор в Париже, одного из крупнейших философских и образовательных центров своего времени; одной из главных целей человеческой жизни считал познание, которое движется от внутреннего опыта человека к внешнему миру и постижению истины В) Р.Франсуа - это средневековый теолог, философ и педагог; с 1115 г. преподаватель, с 1133 г. руководитель школы монастыря Сен-Виктор в Париже, одного из крупнейших философских и образовательных центров своего времени; одной из главных целей человеческой жизни считал познание, которое движется от внутреннего опыта человека к внешнему миру и постижению истины Подберите правильный ответ
А - нет, В - да
А - да, В - да
А - да, В - нет
А - нет, В - нет
Верны ли утверждения? А) М.В.Ломоносов - государственный и общественный деятель; в 1763 г. представил императрице Екатерине II план школьной реформы - «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества»; надеялся воспитать «новую породу людей», гуманных, справедливых и невосприимчивых к «вредному» влиянию общества В) М.В.Ломоносов - первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, филолог, художник, историк, просветитель Подберите правильный ответ
А - нет, В - да
А - нет, В - нет
А - да, В - нет
А - да, В - да
___________ - педагог, Герой Социалистического Труда; создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, признании личности ребенка высшей ценностью процессов воспитания и образования, творческой деятельности сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся
А.С.Макаренко
В.А.Сухомлинский
С.Т.Шацкий
П.П.Блонский
__________ - древнегреческий философ, ученик Сократа; около 387 г. в пригороде Афин основал философскую школу - Академию, где помимо философии, включавшей диалектику, космологию, антропологию и этику, изучались математические дисциплины и риторика
Аристотель
Гераклит
Платон
Демокрит
Верны ли утверждения? А) В критике Крупской современной школы, в пропаганде марксистских взглядов на роль воспитания в преобразовании капиталистического способа производства, в историческом анализе педагогических идей и практики воспитания выступали контуры социалистической школы В) Луначарский Анатолий Васильевич - советский государственный деятель, писатель и критик; вместе с Н.К.Крупской, М.Н.Покровским и другими разрабатывал важнейшие теоретические проблемы народного образования, общую стратегию советской школы; опирался на «философию трудовой школы» - концепцию, охватывающую весь комплекс проблем созидания новой культуры Подберите правильный ответ
А - да, В - да
А - да, В - нет
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
Верны ли утверждения? А) Педагогическая концепция Френе формировалась как противостояние начинающего сельского учителя, выздоравливающего после тяжелого ранения вчерашнего солдата мировой войны, практике традиционного схоластического и догматического школьного обучения В) Идеал решения вопроса «школа и общество» Френе связывал с возможностью осуществления «истинной цели» воспитания: «максимальное развитие личности ребенка в разумно организованном обществе, которое будет служить ему и которому он сам будет служить» Подберите правильный ответ
А - нет, В - да
А - да, В - да
А - да, В - нет
А - нет, В - нет
__________ - немецкий педагог, профессор, автор теории гражданского воспитания; тесно связывал гражданское воспитание с занятием определенной профессией
И.Ф.Гербарт
И.Г.Песталоцци
Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм
Кершенштейнер Георг
__________ - дисциплина, изучающая способы построения художественно-выразительной речи, разнообразные формы речевого воздействия на аудиторию
Риторика
Дидактика
Философия образования
Психология
Верны ли утверждения? А) С.Т.Шацкий - педагог; основное место в творчестве занимала культурно-просветительная работа, прежде всего с детьми; исследовал проблемы детского коллектива; содержание и методы работы с детьми изложил в монографии «Бодрая жизнь»; занимался дошкольной педагогикой В) С.Т.Шацкий - педагог и писатель; обладая мышлением педагога-теоретика и экспериментаторским талантом, всю свою научную деятельность связал с воспитательной практикой; ядро его учения - теория воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения Подберите правильный ответ
А - да, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - да
А - нет, В - нет
_________ - ученый, писатель, богослов, крупнейший представитель христианского гуманизма; стремился синтезировать культурные традиции античной древности и раннего христианства
Э.Роттердамский
Витторино де Фельтре
Р.Франсуа
Г.Сен-Викторский
Верны ли утверждения? А) Сократ - древнегреческий философ В) Средоточие философских интересов Платона - человек, его девиз: «Познай самого себя» Подберите правильный ответ
А - да, В - нет
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - да
_________ - американский философ, психолог и педагог; развил новый вариант прагматизма - инструментализм, разработал прагматистскую методологию в области логики и теории познания
Корчак Януш
Френе Селестен
Кершенштейнер Георг
Дьюи Джон
___________ - педагог; основное место в творчестве занимала культурно-просветительная работа, прежде всего с детьми; исследовал проблемы детского коллектива; содержание и методы работы с детьми изложил в монографии «Бодрая жизнь»; занимался дошкольной педагогикой
Н.К.Крупская
П.П.Блонский
С.Т.Шацкий
А.С.Макаренко
Верны ли утверждения? А) М.А.Данилов - педагог, член-корреспондент АПН РСФСР; в трудах по проблемам дидактики раскрыл диалектику процесса обучения, его внутренние источники, движущие силы, противоречия; создал концепцию начального образования, в основе которой идеи отбора знаний, стимулирования внутренних сил личности В) М.А.Данилов - педагог; основное место в творчестве занимала культурно-просветительная работа, прежде всего с детьми; исследовал проблемы детского коллектива; содержание и методы работы с детьми изложил в монографии «Бодрая жизнь»; занимался дошкольной педагогикой Подберите правильный ответ
А - да, В - нет
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - да
___________ - педагог и психолог; сформулировал(а) основные педагогические принципы массового неполного среднего образования на основе политехнизма и связи обучения и труда как факторов социального развития личности, они стали теоретико-педагогической основой строительства школьной системы в СССР
П.П.Блонский
Н.К.Крупская
С.Т.Шацкий
А.С.Макаренко
Верны ли утверждения? А) Френе Селестен - французский педагог, сторонник нового воспитания; отвергал традиционные методы обучения и воспитания, ввел школьное самоуправление - «школьный кооператив», выступал против применения в начальной школе учебников, считая, что они исключают возможность индивидуализированного обучения В) Френе Селестен - польский педагог, общественный деятель; исходный тезис педагогической концепции - ребенок и его благо; утверждал идеи полноценности ребенка как человека и личности; цель воспитания - полное, свободное и гармоничное развитие способностей каждого конкретного ребенка, формирование его личности в духе идеалов добра, красоты, свободы Подберите правильный ответ
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - да
А - да, В - нет
__________ - течение в реформаторской педагогике конца XIX - начала XX вв.; получило распространение главным образом в Германии
Буржуазная теория трудовой школы
Педагогика действия
Экспериментальная педагогика
Прагматистская педагогика
Верны ли утверждения? А) Со второй половины 60-х годов XX в. на базе трудов советских философов в области материалистической диалектики в педагогике развертывалось изучение логико-методологических проблем (А.М.Арсеньев, В.Е.Гмурман, М.А.Данилов, Ф.Ф.Королев и др.) В) К началу 90-х годов советская педагогика определилась в своих теоретических основах как практически ориентированное знание широкого диапазона социального действия: «коммунистического воспитания и образования» детей, молодежи, различных слоев взрослого населения Подберите правильный ответ
А - нет, В - нет
А - да, В - нет
А - да, В - да
А - нет, В - да
Верны ли утверждения? А) П.Ф.Каптерев - педагог и психолог; разрабатывал проблемы дошкольной педагогики, семейного воспитания, истории отечественной педагогики и психологии; сторонник гуманистических принципов воспитания и образования В) П.Ф.Каптерев - педагог, деятель народного образования; обосновывал самостоятельность педагогики как науки, своеобразие методов педагогических исследований; разработал педагогическую концепцию «эволюционной педагогики», основанную на трактовке обучения и воспитания как поступательного движения Подберите правильный ответ
А - да, В - нет
А - нет, В - да
А - нет, В - нет
А - да, В - да
__________ - немецкий педагог, доктор философии; разделял идеи общечеловеческого воспитания; задачу школы видел в воспитании гуманных и сознательных граждан, а не «истинных прусаков»
И.Ф.Гербарт
Д.Локк
И.Г.Песталоцци
Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм
В критике школьной схоластики и догматического обучения родилась идея «_________ образования»
развивающего
универсального
классического
прагматического