Современное социальное познание (магистр)

Верны ли утверждения? А) Не обращаясь к естественно-научным представлениям о пространстве и времени напрямую и не всегда осознавая их неявное присутствие, гуманитарии создают свои тексты на основе этих предпосылок B) Вместе с тем в этих текстах формируются представления о пространстве и времени, характеризующие социум, культуру, которые не имеют физической природы; это - социальное время и пространство
А – нет, В - нет
А – нет, В - да
А – да, В - нет
А – да, В - да
Верны ли утверждения? А) Л.Витгенштейн не рассматривает достоверность как характеристику знания — доказательного, обоснованного с помощью логической связи с высказываниями, истинность которых доказана либо эмпирически подтверждена В) Л.Витгенштейн исследует укорененность достоверности в допонятийных феноменах, на уровне более глубинном, чем субъектно-объектные отношения, как некую форму жизни
А – да, В - нет
А – нет, В - да
А – да, В - да
А – нет, В - да
________, негативистски относясь к истории, все же не представляли вне нее человеческого бытия
Экзистенциалисты
Представители Франкфуртской школы
Представители протестантской мысли
Верны ли утверждения? А) Если в науках о культуре и обществе ученые и принимают факт существования времени, то они чаще всего не озабочены тем, чтобы выяснить, как этот факт (или полное отвлечение от него) влияет на содержание и истинность знания B) Более того, отвлечение от темпоральных характеристик явления, от историзма часто рассматривается как условие объективной истинности, преодоления релятивизма
А – да, В - да
В - нет, В - да
А – да, В - нет
А – нет, В - нет
________ утверждает, что нельзя назвать логический критерий, который определил бы, какие сведения полезны, важны, и какие – нет, поскольку это практическая, а не научная проблема
Б.Кроче
К.Беккер
Э.Майер
Коммуникативный аспект познания наряду с культурно-историческим, социально-психологическим и лингвистическим аспектами в. полной мере выражает ________ природу познания
эпистемологическую
социальную
социокультурную
________ философия предлагает целостный взгляд на историю как на процесс, в котором сакральное и мирское сопряжены нерасторжимо, а культурное развитие человечества подчинено реализации во времени высших ценностей – истины, красоты и блага
Католическая
Протестантская
Христианская
________ обосновывал, что вера и истина — феномены различной природы и сущности; вера существует интуитивно-экзистенциально, а истина — рационально-рассудочно
М.Полани
Ч.Пирс
И.А.Ильин
________ античной историографии есть подлинная данность прошлого, и дело историка заключается лишь в том, чтобы «передать» его современникам
Соотнесите понятия и их содержание
структурная история (по М.Броделю)
микроистория (по М.Броделю)
конъюнктурная история (по М.Броделю)
уровень исторического исследования, охватывающий века, со своими долго не изменяющимися ценностями
уровень исторического исследованиия, выделяющий ритмы экономических, демографических, политических событий «средней срочности»
поверхностный уровень исторического исследования, где фиксируются факты, события, происходящие в короткие промежутки времени
________ вводит в иррациональные компоненты познания (воля) рациональные способы интерпретации, реализуя особый тип научной объективности
П.Рикёр
Д.Дэвидсон
Ф.Шлейермахер
Соотнесите понятия и их содержание
социальное время
логика истории
смысл истории
одна из основных категорий философии истории, обозначающая содержание, цель развития человека и общества
логика, которая с точки зрения формационного подхода выражается в смене общественно-экономических формаций, в общей направленности всемирно-исторического процесса и отражает единство, целостность исторического процесса, фиксирует определенную тождественность порядков, судеб различных стран и народов
коллективное перцептуальное время, универсалия культуры, содержание которой лежит в основе концептуального времени, конституирующегося в феномене истории как осознанной процессуальности социальной жизни
Верны ли утверждения? А) Стремление осмыслить жизнь не в биологическом, но социокультурном значении — это не отрицание рационального подхода, но необходимость найти новые формы рациональности, не сводящиеся к «образцам» механистического естествознания B) За этим стоит обращение к иной онтологии — человеческой духовности, укорененной в культуре, искусстве, «жизненном мире», к иной традиции — гносеологической
А – да, В - нет
А – нет, В - нет
А - нет, В - да
А – да, В - да
Верны ли утверждения? А) На современном этапе происходит новый качественный скачок в науке В) Наука начинает учитывать нелинейность, историзм систем, их человекоразмерность
А – нет, В - нет
А – да, В - да
А – да, В - нет
А – да, В - нет
________ способ построения знания о развивающемся объекте, его истории, представляет исторический процесс в абстрактной и теоретически последовательной форме
Номологический
Логический
Генетический
По М.Хайдеггеру, изначальная данность здесь-бытия в том, что оно пребывает в
Переосмысливая категории пространства и времени в гуманитарном контексте, М.М.Бахтин ввел понятие ________ как конкретного единства пространственно-временных характеристик для конкретной ситуации
Верны ли утверждения? А) Совместное влияние концепций структурализма и презентизма привело в методологии наук о культуре к оттеснению собственно исторического ракурса на второй план В) Совместное влияние концепций структурализма и презентизма привело к утверждению, что ценности изучаемого объекта имеют исключительно локальный масштаб
А – да, В - нет
А – нет, В - да
А – да, В - да
А – нет, В - да
________ интерпретацию рассматривает как расшифровку глубинного смысла. стоящего за очевидным, буквальным смыслом, выявляет соотношение формы интерпретации с теоретической структурой герменевтической системы
Верны ли утверждения? А) В. Дильтей тесно увязал развитие общей теории понимания и интерпретации с развитием методологии истории, историзмом B) Это, в свою очередь, предполагает выявление их связи с определенным пониманием времени, с разведением значения этих категорий в естественных и гуманитарных науках
А – нет, В - нет
А – нет, В - да
А – да, В - да
А – да, В - нет
________ понимал жизнь как жизнеосуществление в истории и культуре и ставил перед собой задачу философски обосновать принципы исторического познания
А.Бергсон
В.Дильтей
Ф.Ницше
________ познание имеет дело с текстами, символами — в целом, с естественными и искусственными языками, поэтому перед ним встает задача постичь природу понимания, интерпретации текстов, знаковых систем
Естественнонаучное
Гуманитарное
Социальное
Неклассическая трактовка истины, отдельные черты которой вызревали еще в эпоху классики, латентно обосновывались уже не гуманизмом, а скорее,
трудовой этикой
христианской этикой
личной ответственностью
Верны ли утверждения? А) Для неклассической рациональности типично представление о зависимости объекта от средств деятельности, анализ этих средств становится условием получения истинного знания об объекте В) Постнеклассическая рациональность соотносит знание об объекте не только со средствами, но и с ценностями и целями деятельности
А – нет, В - нет
А – нет, В - да
А – да, В - нет
А – да, В - да
Верны ли утверждения? А) На заре человеческой истории мир представлялся людям живым, пульсирующим космосом, в котором повседневная жизнь человека и окружающая его природа, чередование времен года и смена поколений были неразличимы В) Это было время мифологического спокойствия, постепенное отчуждение и осмысление которого только через века и тысячелетия породило первоначальные стимулы к возникновению собственно исторического сознания
А – да, В - нет
А – да, В - да
А – нет, В - да
А – нет, В - да
________ составил своего рода модель анализа темпоральных и пространственных отношений и способов их «введения» в художественные и литературоведческие тексты
М.Бахтин
Х.-Г.Гадамер
М.Хайдеггер
Статус ________ как мировоззренческой категории определяется тем, что вне нее человек не может понять сопричастность своему народу и человечеству в целом
Верны ли утверждения? А) Историческое знание может конституироваться по образцу социального знания, изучающего объективные законы развития общественных структур и институтов В) Историческое знание может конституироваться по образцу гуманитарного знания, раскрывающего мотивы и цели человеческих поступков, психологическую подоплеку исторических событий
А – да, В - нет
А – нет, В - да
А – да, В - да
А – нет, В - да
Идеи герменевтики существенно обогатил ________, для которого понимание — это фундаментальный способ человеческого бытия
Гадамер
Бергсон
Хайдеггер
Французский мыслитель ________, разработавший концепцию времени как длительности, «дления» (duree), пересматривал все основные понятия философии с точки зрения этой концепции
Ж.Деррида
Р.Барт
А.Бергсон
У ________ основной смысл заключается в том, что сознание внутри себя конституирует время, но не отражает его, не считывает его с объектов и в то же время само раскрывается как временное
ЭГуссерля
А.Бергсона
И.Канта
Верны ли утверждения? А) Двадцатое столетие принесло с собой невиданные и немыслимые доселе исторические потрясения и испытания В) Именно оно доказало окончательно принципиальную проблематичность позитивистской методологической установки
А – да, В - нет
А – нет, В - да
А – нет, В - нет
А – да, В - да
Интерпретация, исследуемая в герменевтике, аналитической философии, методологии и логике, является ________
методом системного подхода
базовой операцией социально-гуманитарного познания
общенаучным методом
Проблема коммуникативности исследуется сегодня в различных направлениях; укажите последовательность перечня направлений
коммуникативность исследуется как профессиональное общение внутри наук, в том числе социально-гуманитарных, где главными коммуникационными структурами являются научные сообщества, кафедры, лаборатории, институты, публикации
в рамках социологии складываются новые парадигмы для социального познания, опирающиеся на «социологию человека и среды» и теорию социальной коммуникации как универсального социокультурного механизма
коммуникативность исследуется как передача информации с помощью различных социальных институтов и структур, в первую очередь СМИ, которые собирают, перерабатывают и распространяют информацию
Новые аспекты и способы постижения проблемы времени социально-исторического бытия открыты ________ при исследовании исторического знания в связи со свойствами человеческой субъективности
Х.-Г.Гадамером
М.Хайдеггером
П.Рикёром
Отличительная черта философского мышления – ________; философия решает мировоззренческие проблемы теоретическими средствами, обосновывая свои положения и выводы
Исторический способ построения знания опирается на ________ (по происхождению) способ объяснения
Проблема конвенций, как показал ________, возникает и в случае постановки общей проблемы выбора теории, что также предполагает определенные коммуникации ученых
М.Вебер
И.Локатос
К.Поппер
Открытия, которые совершаются на постнеклассическом уровне, свидетельствуют о следующих обстоятельствах; укажите последовательность перечня обстоятельств
в плюралистическом мире субъективность исследования – не такой уж большой порок, а в некоторых случаях это даже достоинство; важно четко осознавать границы объективности исследования
познание не стоит на месте и познание общественной жизни в том числе; изобретаются все новые и новые средства, помогающие преодолевать все более и более высокую планку «субъективности» объектов
тот факт, что каждое новое поколение должно переписывать историю вновь, не довольствуясь новыми ответами на старые вопросы и каждый историк меняет сами вопросы, уже достаточно осознан обществом
________ предстает в естественных науках как общенаучный метод с фиксированными правилами перевода формальных символов и понятий на язык содержательного знания
Интерпретация
Объяснение
Понимание
В герменевтике, поскольку она становится философской, расширяется поле интерпретации, которая не сводится теперь только к методу работы с текстами, но имеет дело с ________ проблемами человеческого бытия-в-мире
Соотнесите понятия и их содержание
опредмечивание
медитация
понимание
осуществляемый в процессе действия переход деятельностной способности субъекта в свойства отличного от него объекта действия
в герменевтике способ существования познающего, действующего и оценивающего человека; универсальный способ освоения мира (опыт), процесс поиска смысла (сути дела), неотделимый от самопонимания интерпретатора
интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т.д., которое достигается путем сосредоточенности на объекте; христианство трактовало ее как слияние двух личностей (человеческой и божественной)
Важнейший аспект веры — ее соотношение с
Соотнесите понятия и их содержание
исторический факт
клиометрия
Микроистория (по М.Броделю)
историчность (по Х.-Г.Гадамеру)
реально свершившееся событие
поверхностный уровень исторического исследования, где фиксируются факты; события, происходящие в короткие промежутки времени
анализ структуры исторических событий через методы математики, статистики и компьютерной графики
фундаментальная характеристика человеческого бытия и мышления, обозначающая определенность местом, временем, конкретной ситуацией, в которой человек себя застает
Обоснование фундаментальности «нефизического», исторического, экзистенциального времени связано с именем ________, с осуществленным им «онтологическим поворотом» в трактовке герменевтического понимания
Верны ли утверждения? А) Понятие «жизнь» при всей многозначности и неопределенности дает возможность ввести в философию представление об историческом человеке, существующем среди людей в единстве с окружающим миром B) Понятие «жизнь» позволяет преодолеть абсолютизацию субъектно-объектного подхода, существенно дополнить его «жизненным, историческим разумом», выйти к новым формам рациональности
А – нет, В - да
А – да, В - нет
А – да, В - да
А - нет, В - нет
________ науки, в отличие от естествознания не забывающие о своих корнях в «человеческих смыслах» и отношениях, рассматривают веру и верования человека прежде всего как данность его бытия среди людей
Фундаментальные
Точные
Социально-гуманитарные
Верны ли утверждения? А) Христианское истолкование смысла истории подразумевает ее осознание как особого рода целостности, единства В) В христианском истолковании смысла истории торжествует провиденциально-эсхатологическое толкование диалектики социального развития, реализуется поиск имманентной цели, «телоса» истории
А – да, В - нет
А – нет, В - да
А – нет, В - нет
А – да, В - да
Изучение общей структуры естественного языка дает истинную картину мира, это, в свою очередь, как и наличие общих убеждений, выступает условием успешной коммуникации; эти онтологические идеи служат основанием теории интерпретации
И.Г.Дройзена
Д.Дэвидсона
А.Бека
Исследуемые в герменевтике ________ позволяют также учесть явные и неявные предпосылки и основания познания — вообще неявные компоненты различного типа, овладеть способами их выявления
объяснение
понимание
истолкование