Современное социальное познание (магистр)

Верны ли утверждения? А) Не обращаясь к естественно-научным представлениям о пространстве и времени напрямую и не всегда осознавая их неявное присутствие, гуманитарии создают свои тексты на основе этих предпосылок B) Вместе с тем в этих текстах формируются представления о пространстве и времени, характеризующие социум, культуру, которые не имеют физической природы; это - социальное время и пространство
А – нет, В - нет
А – нет, В - да
А – да, В - нет
А – да, В - да
Верны ли утверждения? А) Л.Витгенштейн не рассматривает достоверность как характеристику знания — доказательного, обоснованного с помощью логической связи с высказываниями, истинность которых доказана либо эмпирически подтверждена В) Л.Витгенштейн исследует укорененность достоверности в допонятийных феноменах, на уровне более глубинном, чем субъектно-объектные отношения, как некую форму жизни
А – да, В - нет
А – нет, В - да
А – да, В - да
А – нет, В - да
________, негативистски относясь к истории, все же не представляли вне нее человеческого бытия
Экзистенциалисты
Представители Франкфуртской школы
Представители протестантской мысли
Верны ли утверждения? А) Если в науках о культуре и обществе ученые и принимают факт существования времени, то они чаще всего не озабочены тем, чтобы выяснить, как этот факт (или полное отвлечение от него) влияет на содержание и истинность знания B) Более того, отвлечение от темпоральных характеристик явления, от историзма часто рассматривается как условие объективной истинности, преодоления релятивизма
А – да, В - да
В - нет, В - да
А – да, В - нет
А – нет, В - нет
________ утверждает, что нельзя назвать логический критерий, который определил бы, какие сведения полезны, важны, и какие – нет, поскольку это практическая, а не научная проблема
Б.Кроче
К.Беккер
Э.Майер
Коммуникативный аспект познания наряду с культурно-историческим, социально-психологическим и лингвистическим аспектами в. полной мере выражает ________ природу познания
эпистемологическую
социальную
социокультурную
________ философия предлагает целостный взгляд на историю как на процесс, в котором сакральное и мирское сопряжены нерасторжимо, а культурное развитие человечества подчинено реализации во времени высших ценностей – истины, красоты и блага
Католическая
Протестантская
Христианская
________ обосновывал, что вера и истина — феномены различной природы и сущности; вера существует интуитивно-экзистенциально, а истина — рационально-рассудочно
М.Полани
Ч.Пирс
И.А.Ильин
________ античной историографии есть подлинная данность прошлого, и дело историка заключается лишь в том, чтобы «передать» его современникам
Соотнесите понятия и их содержание
структурная история (по М.Броделю)
уровень исторического исследованиия, выделяющий ритмы экономических, демографических, политических событий «средней срочности»
микроистория (по М.Броделю)
поверхностный уровень исторического исследования, где фиксируются факты, события, происходящие в короткие промежутки времени
конъюнктурная история (по М.Броделю)
уровень исторического исследования, охватывающий века, со своими долго не изменяющимися ценностями
________ вводит в иррациональные компоненты познания (воля) рациональные способы интерпретации, реализуя особый тип научной объективности
П.Рикёр
Д.Дэвидсон
Ф.Шлейермахер
Соотнесите понятия и их содержание
социальное время
одна из основных категорий философии истории, обозначающая содержание, цель развития человека и общества
логика истории
логика, которая с точки зрения формационного подхода выражается в смене общественно-экономических формаций, в общей направленности всемирно-исторического процесса и отражает единство, целостность исторического процесса, фиксирует определенную тождественность порядков, судеб различных стран и народов
смысл истории
коллективное перцептуальное время, универсалия культуры, содержание которой лежит в основе концептуального времени, конституирующегося в феномене истории как осознанной процессуальности социальной жизни
Верны ли утверждения? А) Стремление осмыслить жизнь не в биологическом, но социокультурном значении — это не отрицание рационального подхода, но необходимость найти новые формы рациональности, не сводящиеся к «образцам» механистического естествознания B) За этим стоит обращение к иной онтологии — человеческой духовности, укорененной в культуре, искусстве, «жизненном мире», к иной традиции — гносеологической
А – да, В - нет
А – нет, В - нет
А - нет, В - да
А – да, В - да
Верны ли утверждения? А) На современном этапе происходит новый качественный скачок в науке В) Наука начинает учитывать нелинейность, историзм систем, их человекоразмерность
А – нет, В - нет
А – да, В - да
А – да, В - нет
А – да, В - нет
________ способ построения знания о развивающемся объекте, его истории, представляет исторический процесс в абстрактной и теоретически последовательной форме
Номологический
Логический
Генетический
По М.Хайдеггеру, изначальная данность здесь-бытия в том, что оно пребывает в
Переосмысливая категории пространства и времени в гуманитарном контексте, М.М.Бахтин ввел понятие ________ как конкретного единства пространственно-временных характеристик для конкретной ситуации
Верны ли утверждения? А) Совместное влияние концепций структурализма и презентизма привело в методологии наук о культуре к оттеснению собственно исторического ракурса на второй план В) Совместное влияние концепций структурализма и презентизма привело к утверждению, что ценности изучаемого объекта имеют исключительно локальный масштаб
А – да, В - нет
А – нет, В - да
А – да, В - да
А – нет, В - да
________ интерпретацию рассматривает как расшифровку глубинного смысла. стоящего за очевидным, буквальным смыслом, выявляет соотношение формы интерпретации с теоретической структурой герменевтической системы
Верны ли утверждения? А) В. Дильтей тесно увязал развитие общей теории понимания и интерпретации с развитием методологии истории, историзмом B) Это, в свою очередь, предполагает выявление их связи с определенным пониманием времени, с разведением значения этих категорий в естественных и гуманитарных науках
А – нет, В - нет
А – нет, В - да
А – да, В - да
А – да, В - нет
________ понимал жизнь как жизнеосуществление в истории и культуре и ставил перед собой задачу философски обосновать принципы исторического познания
А.Бергсон
В.Дильтей
Ф.Ницше
________ познание имеет дело с текстами, символами — в целом, с естественными и искусственными языками, поэтому перед ним встает задача постичь природу понимания, интерпретации текстов, знаковых систем
Естественнонаучное
Гуманитарное
Социальное
Неклассическая трактовка истины, отдельные черты которой вызревали еще в эпоху классики, латентно обосновывались уже не гуманизмом, а скорее,
трудовой этикой
христианской этикой
личной ответственностью
Верны ли утверждения? А) Для неклассической рациональности типично представление о зависимости объекта от средств деятельности, анализ этих средств становится условием получения истинного знания об объекте В) Постнеклассическая рациональность соотносит знание об объекте не только со средствами, но и с ценностями и целями деятельности
А – нет, В - нет
А – нет, В - да
А – да, В - нет
А – да, В - да
Верны ли утверждения? А) На заре человеческой истории мир представлялся людям живым, пульсирующим космосом, в котором повседневная жизнь человека и окружающая его природа, чередование времен года и смена поколений были неразличимы В) Это было время мифологического спокойствия, постепенное отчуждение и осмысление которого только через века и тысячелетия породило первоначальные стимулы к возникновению собственно исторического сознания
А – да, В - нет
А – да, В - да
А – нет, В - да
А – нет, В - да
________ составил своего рода модель анализа темпоральных и пространственных отношений и способов их «введения» в художественные и литературоведческие тексты
М.Бахтин
Х.-Г.Гадамер
М.Хайдеггер
Статус ________ как мировоззренческой категории определяется тем, что вне нее человек не может понять сопричастность своему народу и человечеству в целом
Верны ли утверждения? А) Историческое знание может конституироваться по образцу социального знания, изучающего объективные законы развития общественных структур и институтов В) Историческое знание может конституироваться по образцу гуманитарного знания, раскрывающего мотивы и цели человеческих поступков, психологическую подоплеку исторических событий
А – да, В - нет
А – нет, В - да
А – да, В - да
А – нет, В - да
Идеи герменевтики существенно обогатил ________, для которого понимание — это фундаментальный способ человеческого бытия
Гадамер
Бергсон
Хайдеггер
Французский мыслитель ________, разработавший концепцию времени как длительности, «дления» (duree), пересматривал все основные понятия философии с точки зрения этой концепции
Ж.Деррида
Р.Барт
А.Бергсон
У ________ основной смысл заключается в том, что сознание внутри себя конституирует время, но не отражает его, не считывает его с объектов и в то же время само раскрывается как временное
ЭГуссерля
А.Бергсона
И.Канта
Верны ли утверждения? А) Двадцатое столетие принесло с собой невиданные и немыслимые доселе исторические потрясения и испытания В) Именно оно доказало окончательно принципиальную проблематичность позитивистской методологической установки
А – да, В - нет
А – нет, В - да
А – нет, В - нет
А – да, В - да
Интерпретация, исследуемая в герменевтике, аналитической философии, методологии и логике, является ________
методом системного подхода
базовой операцией социально-гуманитарного познания
общенаучным методом
Проблема коммуникативности исследуется сегодня в различных направлениях; укажите последовательность перечня направлений
коммуникативность исследуется как профессиональное общение внутри наук, в том числе социально-гуманитарных, где главными коммуникационными структурами являются научные сообщества, кафедры, лаборатории, институты, публикации
в рамках социологии складываются новые парадигмы для социального познания, опирающиеся на «социологию человека и среды» и теорию социальной коммуникации как универсального социокультурного механизма
коммуникативность исследуется как передача информации с помощью различных социальных институтов и структур, в первую очередь СМИ, которые собирают, перерабатывают и распространяют информацию
Новые аспекты и способы постижения проблемы времени социально-исторического бытия открыты ________ при исследовании исторического знания в связи со свойствами человеческой субъективности
Х.-Г.Гадамером
М.Хайдеггером
П.Рикёром
Отличительная черта философского мышления – ________; философия решает мировоззренческие проблемы теоретическими средствами, обосновывая свои положения и выводы
Исторический способ построения знания опирается на ________ (по происхождению) способ объяснения
Проблема конвенций, как показал ________, возникает и в случае постановки общей проблемы выбора теории, что также предполагает определенные коммуникации ученых
М.Вебер
И.Локатос
К.Поппер
Открытия, которые совершаются на постнеклассическом уровне, свидетельствуют о следующих обстоятельствах; укажите последовательность перечня обстоятельств
в плюралистическом мире субъективность исследования – не такой уж большой порок, а в некоторых случаях это даже достоинство; важно четко осознавать границы объективности исследования
познание не стоит на месте и познание общественной жизни в том числе; изобретаются все новые и новые средства, помогающие преодолевать все более и более высокую планку «субъективности» объектов
тот факт, что каждое новое поколение должно переписывать историю вновь, не довольствуясь новыми ответами на старые вопросы и каждый историк меняет сами вопросы, уже достаточно осознан обществом
________ предстает в естественных науках как общенаучный метод с фиксированными правилами перевода формальных символов и понятий на язык содержательного знания
Интерпретация
Объяснение
Понимание
В герменевтике, поскольку она становится философской, расширяется поле интерпретации, которая не сводится теперь только к методу работы с текстами, но имеет дело с ________ проблемами человеческого бытия-в-мире
Соотнесите понятия и их содержание
опредмечивание
в герменевтике способ существования познающего, действующего и оценивающего человека; универсальный способ освоения мира (опыт), процесс поиска смысла (сути дела), неотделимый от самопонимания интерпретатора
медитация
интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т.д., которое достигается путем сосредоточенности на объекте; христианство трактовало ее как слияние двух личностей (человеческой и божественной)
понимание
осуществляемый в процессе действия переход деятельностной способности субъекта в свойства отличного от него объекта действия
Важнейший аспект веры — ее соотношение с
Соотнесите понятия и их содержание
исторический факт
фундаментальная характеристика человеческого бытия и мышления, обозначающая определенность местом, временем, конкретной ситуацией, в которой человек себя застает
клиометрия
поверхностный уровень исторического исследования, где фиксируются факты; события, происходящие в короткие промежутки времени
Микроистория (по М.Броделю)
анализ структуры исторических событий через методы математики, статистики и компьютерной графики
историчность (по Х.-Г.Гадамеру)
реально свершившееся событие
Обоснование фундаментальности «нефизического», исторического, экзистенциального времени связано с именем ________, с осуществленным им «онтологическим поворотом» в трактовке герменевтического понимания
Верны ли утверждения? А) Понятие «жизнь» при всей многозначности и неопределенности дает возможность ввести в философию представление об историческом человеке, существующем среди людей в единстве с окружающим миром B) Понятие «жизнь» позволяет преодолеть абсолютизацию субъектно-объектного подхода, существенно дополнить его «жизненным, историческим разумом», выйти к новым формам рациональности
А – нет, В - да
А – да, В - нет
А – да, В - да
А - нет, В - нет
________ науки, в отличие от естествознания не забывающие о своих корнях в «человеческих смыслах» и отношениях, рассматривают веру и верования человека прежде всего как данность его бытия среди людей
Фундаментальные
Точные
Социально-гуманитарные
Верны ли утверждения? А) Христианское истолкование смысла истории подразумевает ее осознание как особого рода целостности, единства В) В христианском истолковании смысла истории торжествует провиденциально-эсхатологическое толкование диалектики социального развития, реализуется поиск имманентной цели, «телоса» истории
А – да, В - нет
А – нет, В - да
А – нет, В - нет
А – да, В - да
Изучение общей структуры естественного языка дает истинную картину мира, это, в свою очередь, как и наличие общих убеждений, выступает условием успешной коммуникации; эти онтологические идеи служат основанием теории интерпретации
И.Г.Дройзена
Д.Дэвидсона
А.Бека
Исследуемые в герменевтике ________ позволяют также учесть явные и неявные предпосылки и основания познания — вообще неявные компоненты различного типа, овладеть способами их выявления
объяснение
понимание
истолкование