Возрастная и педагогическая психология

Для сбора и обработки фактического материала в педагогической психологии используются преимущественно эмпирические методы: 1) наблюдение; 2) опрос; 3) изучение продуктов деятельности, школьной документации; 4) психолого-педагогический эксперимент; 5) тестирование. Правильным ответом является
1,2,3,4,5
только 1,2,3
только 1,3,5
только 1,3,4,5
Относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе, - это
самооценка
личность
индивидуальность
Я-концепция
Ведущим фактором развития в период ранней взрослости является
трудовая деятельность
интересы
учебная деятельность
развлечения
Оценка общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов в тот или иной момент его функционирования на основе подробного, целостного обследования, - это
педагогическое проектирование
педагогическое прогнозирование
педагогическая коррекция
диагноз (в практической педагогике)
У ребенка уже в первые дни после рождения проявляются (-ется)
образы
впечатления
воображение
эмоции
Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность, - это
желания
мотивация
цель
задачи
Отношение ребенка к окружающему, при котором ребенок способен включать в свой мир других людей и ставить себя на их место, - это _____________ перспектива.
индивидуальная
релятивистская
классическая
эгоцентрическая
«В ходе внутриутробного развития животное или человек повторяет кратко те стадии, которые проходит данный вид в своем филогенезе» - гласит ___________ закон.
физиологический
биогенетический
антропологический
психофизиологический
Податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства, - это
коллективизм
атрибуция
групповая сплоченность
конформность
Актуальный генез, наиболее короткая временная дистанция, охватывающая возрастной период, в течение которого протекают краткосрочные психические процессы, а также развернутые последовательности действий, - это
антропогенез
микрогенез
гомеостаз
онтогенез
Процесс отражения в сознании учеников предметов, явлений, целостных ситуаций педагогического воздействия при их непосредственном воздействии на органы чувств - это
воображение
восприятие
мышление
интерес
Возрастную динамику развития психики, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности качественно изменяющегося во времени человека изучает _____________ психология.
педагогическая
общая
возрастная
социальная
В связи с совершенствованием высшей нервной деятельности в течение первого года жизни у ребенка интенсивно развиваются психические процессы, и в первую очередь
ощущения
впечатления
представления
воображение
По З. Фрейду, стадия, характеризующая высшую степень детской сексуальности, в которой ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы, - это
латентная стадия (5-12лет)
анальная стадия (1-3 года)
фаллическая стадия (3-5 лет)
оральная стадия (0-1 год)
Основной источник энергии для развития личности - чувство беспокойства, неуютности, «коренной тревоги» и порождаемое им стремление к безопасности и т. д. - это содержание концепции психического развития
Ж. Пиаже
З. Фрейда
К. Юнга
К. Хорни
Законы, закономерности, тенденции изменения психики, личности, поведения и жизнедеятельности человека в течение его жизни - это __________ возрастной психологии.
субъект
цель
предмет
структура
Автором концепции психического развития, смысл которой заключается в том, что развитие есть «индивидуализация» как дифференциация от общности, конечная цель индивидуализации - достижение высшей точки «самости», целостности и полного единства всех психических структур, является
Л.С. Выготский
Ж. Пиаже
К. Юнг
З. Фрейд
Процесс, который заключается в восстановлении и реконструкции актуализированного содержания памяти, - это
воспроизведение
восприятие
осмысление
закрепление
Возрастная психология, будучи фундаментальной теоретической дисциплиной: 1) дает представление об уровне психического и личностного развития человека; 2) анализирует влияние разнообразных факторов на развитие психики и личности; 3) прогнозирует ход психического развития человека в онтогенезе на разных жизненных этапах; 4) выстраивает систему методов по профилактике нарушений развития, коррекции развития или оптимизации процессов развития. Правильным ответом является
1,2,3,4
только 2,3,4
только 1,2,3
только 1,3,4
Автором концепции психического развития, в которой основой индивидуального и личностного развития являются врожденные влечения и инстинкты, где единственным источником психической энергии признаются биологические влечения, является
З. Фрейд
К. Юнг
Э. Эриксон
Ж. Пиаже
Развитие, непредопределенное заранее - это ___________ тип развития.
преформированный
непреформированный
неформальный
формальный
Основной вид деятельности у детей дошкольного возраста - это
игра
учеба
труд
пение
В концепции З. Фрейда, стадия психического развития, в которой основной источник удовольствия сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением, - это
латентная стадия (5-12лет)
анальная стадия (1-3 года)
фаллическая стадия (3-5 лет)
оральная стадия (0-1 год)
Приспособление прежде сформировавшихся реакций субъекта к объекту с переходом к новым способам реагирования - это
аккомодация
социализация
аттракция
научение
К концу первого года жизни у ребенка развивается
эмоциональная память
образная память
память на движения
смысловая память
Способности, отвечающие требованиям многих видов деятельности, к которым относят интеллект, речевые и волевые качества личности, называются
обязательными
индивидуальными
специальными
общими
Наличие у ребенка определенного запаса знаний об окружающей среде, ее пространственных и временных особенностях, о животном и растительном мире, о людях и их взаимоотношениях, об общественной среде, в которой он живет, называется ____________ к обучению в школе.
желанием
готовностью
необходимостью
стремлением
Содержательное, организационно-методическое, материально-техническое и социально-психологическое оформление замысла реализации целостного решения педагогической задачи - это
педагогическое проектирование
педагогическое прогнозирование
диагноз (в практической педагогике)
педагогическая коррекция
Развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения - это ____________ психологии обучения.
предмет
задача
цель
субъект
Развитие вида, предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, - это
филогенез
антропогенез
онтогенез
микрогенез
Неспокойны на занятиях, очень подвижны, разговорчивы, отличаются неустойчивым вниманием дети ______________ типа высшей нервной деятельности.
инертного
возбудимого
тормозного
лабильного
Направление в психологии и педагогике, ставившее целью всестороннее исследование ребенка и обоснование педагогической теории экспериментальным путем, - это
дифференциальная психология
специальная психология
экспериментальная педагогика
сравнительная педагогика
Период активной трудовой деятельности человека, когда происходит формирование личности как субъекта деятельности и ее творческих возможностей - это ____________ зрелость.
индивидуальная
социальная
возрастная
видовая
Процесс запечатления и сохранения учебного материала в памяти учеников - это
закрепление
осмысление
восприятие
запоминание
Важнейшим условием развития психики ребенка в период от рождения до 1 года является начальное овладение
письмом
анализом
речью
синтезом
Закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях, - это ___________ психики.
развитие
детерминация
адаптация
созревание
Важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного - это
идеалы
ценностные ориентации
интересы
мотивы
Представление многочисленных фактов, явлений, процессов психического развития во всей полноте предполагает ______________ развития.
прогноз
описание
объяснение
коррекция
Обычно спокойны, могут сосредоточиться на предложенной работе, но с трудом переключаются на новые виды деятельности дети ______________ типа высшей нервной деятельности.
лабильного
инертного
возбудимого
тормозного
Приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия, - это
социализация
атрибуция
фрустрация
аффилиация
Спокойны, своевременно делают домашние задания, проявляют деловое отношение к работе, быстро ориентируются в новой обстановке дети _____________ типа деятельности коры больших полушарий головного мозга.
лабильного
инертного
тормозного
возбудимого
Отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания, - это _____________ психология.
педагогическая
общая
возрастная
социальная
Отношение ребенка к окружающему, в котором он сам является центром всего мира, - это _____________ перспектива.
индивидуальная
классическая
эгоцентрическая
релятивистская
По З. Фрейду, наиболее примитивный компонент - носитель инстинктов, будучи иррациональным и бессознательным подчиняется принципу удовольствия
«Я»
«Он»
«Оно»
«Сверх-Я»
Процесс, направленный на выявление существенных связей и отношений между предметами окружающего мира на основе представленного учебного материала, - это
закрепление
осмысление
интерес
восприятие
В последней модели личности 3. Фрейд выделил три основных компонента: 1) «Оно»; 2) «Я»; 3) «Они»; 4) «Сверх-Я». Правильным ответом является
1,3,4
2,3,4
1,2,4
1,2,3,4
Предъявление воспитаннику социально-культурной нормы отношения и поведения - это
педагогическая деятельность
педагогическое требование
осмысление
смысл обучения
Индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни, - это
онтогенез
антропогенез
микрогенез
филогенез
В концепции З. Фрейда, стадия психического развития, в которой либидо концентрируется вокруг ануса, становящегося объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности, - это
анальная стадия (1-3 года)
фаллическая стадия (3-5 лет)
оральная стадия (0-1 год)
латентная стадия (5-12лет)
Область знаний о старении человека - это
психология
психофизиология
гендерология
геронтология