Специфика и условия развития детей в дошкольном и школьном возрасте

Одна из форм отражения мира в мышлении, при помощи которой познается сущность явлений, процессов, обобщают их существенные формы и признаки, называется научным
анализом
сравнением
синтезом
понятием
Установите соответствие между развитием моторики младенца и временем появления движений
сидит без поддержки
хватает рукой предметы
садится без посторонней помощи
стоит с поддержкой; ползает на животе
9 месяцев
8 месяцев
5-6 месяцев
7 месяцев
“Мыслить для ребенка раннего возраста - значит разбираться в данных аффективно окрашенных связях и предпринимать своеобразные, соответствующие этой внешней воспринимаемой ситуации действия”, - писал
П.Я.Гальперин
Л.С.Выготский
Ж.Пиаже
Л.И.Божович
Свойство нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения, называется
памятью
мышлением
восприятием
ощущением
Функциональные действия возникает в период _________ месяцев
1-2 до 3-х
6-7 до 9
3-4 до 5
10-11 до 14
Мотивы ответственности, понимания социальной значимости учения, стремления занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, называются
познавательными
потребностными
эмоциональными
социальными
Речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка, называется
децентрической
эгоцентрической
альтруистической
словотворческой
Морфологическое и функциональное состояние организма ребенка определяет его
внутреннюю позицию школьника
ведущую деятельность школьника
объективную готовность к школе
субъективную готовность к школе
Феномен детского сознания, обусловленный возникновением внешней самооценки ребенка на основе сравнения себя с другими людьми, называется
персонификацией
негативизмом
Я - сам
идентификацией
Действия со значениями, свободные от операциональной стороны, которые носят изобразительный характер, называются
сюжетом игры
игровыми действиями
правилами игры
содержанием игры
Вид игры ребенка ____________ возраста, в которой используемые ребенком предметы наделяются несвойственным им игровым смыслом (например кубики превращаются в машину), называется «режиссерская игра»
Один из видов мышления, связанный с представлением ситуаций и _____________ в них, называется наглядно-образным мышлением
Восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта, называется
узнаванием
запоминанием
воспроизведением
сохранением
Соотносимые действия формируются в возрасте _______ месяца(ев)
3-5
1-2
4-6
7-10
Признак кризиса 3-х лет, проявляющийся в том, что ребенок настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались, называется
своеволием
упрямством
строптивостью
негативизмом
Освоение ребенком фиксированных в культуре способов употребления предметов - это ____________ деятельность
предметно-манипулятивная
ситуативно-личностная
учебная
продуктивная
Период с момента осознания себя членом человеческого общества (примерно с 2-3 лет) до момента систематического обучения (6-7 лет); этап психического развития, когда ребенок впервые выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей, - это
младенческий возраст
новорожденность
дошкольный возраст
ранний возраст
Признак кризиса 3-х лет, проявляющийся в систематических конфликтах ребенка со взрослыми в течение относительно длительного периода времени, называется
протестом-бунтом
упрямством
негативизмом
своеволием
Мышление, осуществляемое при помощи внешних ориентировочных действий, - это _________________ мышление
наглядно-действенное
образно-схематическое
логическое
наглядно-образное
Моменты в деятельности и отношениях взрослых, воспроизводимые дошкольниками в игре, называются ее
сюжетом
правилами
содержанием
ролью
Согласно Ж.Пиаже, цепь одинаковых, повторяющихся действий младенца, называется
функциональными действиями
комплексом оживления
двигательным рефлексом
круговой реакцией
В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные __________________состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач)
Установите соответствие между симптомами криза 3-х лет и их характеристиками
бунт против окружающих
деспотичное подавление окружающих
обесценивание личности близких
постоянные ссоры с людьми, агрессивное поведение по отношению к ним
ребенок требует постоянного внимания к себе, причем все должны удовлетворять любые его желания, противном случае - истерии и слезы
ребенок называет бранными словами, которых раньше не употреблял, родных, резко меняет свое отношение к игрушкам: замахивается на них, отказывается играть с ними
Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и
Действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные взаимоотношения, называются
орудийными
результативными
функциональными
соотносимыми
Признак кризиса 3-х лет, проявляющийся в негативной реакции ребенка не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на само требование или просьбу взрослого, называется
упрямством
строптивостью
негативизмом
своеволием
Предметно-манипулятивная деятельность является ведущей в
раннем возрасте
дошкольном возрасте
периоде новорожденности
младенческом возрасте
Умение ставить цель в обучении и достигать ее называется
рефлексией
интериоризацией
целеполаганием
интроспекцией
По Д.Б.Эльконину, действия ребенка раннего возраста, которые он начинает воспринимать как свои и сопровождает своим именем или местоимением «Я», называются
личными
общественными
круговыми
функциональными
Период возрастного развития между ранним и дошкольным детством, содержание которого является изменение системы отношений ребенка со ______________и выделение своего «Я», называется кризисом 3 лет
Установите соответствие между компонентами учебной деятельности и их содержанием (по Д.Б.Эльконину)
учебные операции
учебная задача
учебно-познавательные мотивы
оценка
контроль
конкретные действия, которые входят в состав способа действий при решении частных задач
система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия
интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу деятельности - как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи
ребенок, контролируя свою работу, должен научиться адекватно ее оценивать; при этом также недостаточно общей оценки - насколько правильно и качественно выполнено задание; нужна оценка своих действий - освоен способ решения задач или нет, какие операции еще не отработаны
первоначально учебную работу контролирует учитель, но постепенно дети начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчасти под руководством преподавателя
Установите соответствие между симптомами кризиса 3-х лет и их характеристиками
строптивость
упрямство
негативизм
ребенок стремится делать наперекор как указаниям взрослого, так и собственным ощущениям, впечатлениям и желаниям
постоянное недовольство тем, что предлагает взрослый, каприз по любому поводу
немотивированная настойчивость, когда ребенок добивается своего только потому, что он так захотел
Установите соответствие между возрастом детей и характеристиками игровых действий в сюжетно-ролевой игре
5-6 лет
6-7 лет
3-4 года
отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество); техника игровых действий условна
переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей
отдельные игровые действия, носящие условный характер
По Л.И.Божович, период рождения социального «Я» ребенка называется кризисом
1 года
7 лет
новорожденности
3 лет
На протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается
общение со взрослыми
предметная деятельность
общение со сверстниками
эмоциональная деятельность
Неспособность ребенка, сосредоточиваясь на собственных интересах, изменять исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации, называется
произвольностью
альтруизмом
эгоцентризмом
децентрацией
Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность -____________, - знаменует собой появление первой социальной потребности - потребности в общении
Период психического развития ребенка от одного года до трех лет, связанный прежде всего с развитием его речевых возможностей, называется
ранним детством
новорожденностью
младенчеством
дошкольным возрастом
Различаются два вида психологической готовности к школьному обучению - специальная и ________
Задержка в развитии детей раннего возраста в случае дефицита общения со взрослым называется
сколиозом
аутизмом
госпитализмом
негативизмом
Участвующие в игре дошкольника дети, куклы, другие игрушки и предметы называются игровыми
участниками
условиями
факторами
компонентами
Основная линия развития мышления дошкольника - переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и далее - к _____________ мышлению
Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на ___________ месяце жизни (ответ дать словом)
Вид игры дошкольника, в котором ________ отходят на второй план и главным оказывается четкое выполнение правил игры, называется игрой с правилами
Бурная эмоциональная реакция младенца, возникающая на лицо матери (или человека, выполняющего роль матери) и проявляющаяся фиксацией взгляда на ее лице, произнесением звуков, движением рук и ног, а также улыбкой, называется
функциональными действиями
комплексом оживления
оборонительным рефлексом
двигательным рефлексом
Состояние, вызванное непреодолимыми трудностями, возникшими на пути достижения цели, называется
негативизмом
своеволием
фрустрацией
упорством
Опознание воспринимаемого объекта как такового, известного по прошлому опыту, называется
сохранением
воспроизведением
узнаванием
запоминанием
Интеллектуальная, мотивационная и социальная готовность к школе являются компонентами
ведущей деятельности школьника
объективной готовности к школе
субъективной готовности к школе
внутренней позиции школьника
Установите соответствие между тремя неблагоприятными вариантами развития 6-7-летних детей, описанных А.Л.Венгером, и их причинами
тревожность
уход от реальности
негативистическая демонстративность
недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, “недолюбленными”, или ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах
тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей - обилии замечаний, упреков, других отрицательных оценок
сочетание демонстративности с тревожностью
Установите соответствие между возрастом детей и особенностями развития сюжета в воображаемой ситуации в сюжетно-ролевой игре
6-7 лет
3-4 года
5-6 лет
сюжет - цепочка из двух действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый
сюжет - цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых
сюжет держится на воображаемой ситуации; действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми