Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1Установите последовательность предложений:
Например, являются ли одним, двумя или тремя словами образования j'ai fait, il est venu, je le vois, chemin de fer, à l'école.
Решение этой проблемы связано как с пониманием грамматических категорий, так и с критериями выделения слова в речевой цепи.
Проблема выделения границ слова заключается в установлении того, сколько слов насчитывается в данном отрезке речевой цепи.
Однако во французском языке формальные признаки слова в речевой цепи ослабляются больше, чем в других.
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1Установите связь
предложения сокращенной синтаксической структуры
минимальная синтаксическая единица, выделяемая на основании формальных признаков и функции в составе предложения
предложение
минимальная коммуникативная единица языка
член предложения (ЧПр)
1) односоставные предложения; 2) неполные предложения; 3) слова-предложения (коммуникативы)
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1Традиционное языкознание считало структурной основой предложения двучленное соединение ____________ и сказуемого, что соответствовало атрибутивной логике, считающей, что высказывание (S – Р) выражает отношение предиката к субъекту.
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1Установите связь
бытийные (экзистенциальные) предложения.
Предложения показывают включение субъекта в класс, обозначаемый предикатом, так что S по объему значения уже, чем P(S
квалификативные предложения
Предложения сообщают о признаке субъекта.
предложения классификации
Эти предложения сообщают о существовании или наличии предмета.
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1Установите связь
Предложение
группа глаголов, которые могут выступать в качестве отдельных членов предложения
Служебные глаголы
группа глаголов, которые утратили или частично утратили собственное значение и которые не могут выступать в качестве отдельного члена предложения
Полнозначные глаголы
минимальная коммуникативная единица языка
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1Безличные предложения со служебным подлежащим il:
Dehors il pleuvait
Pierre connaît cet auteur
Il faisait nuit
Pierre voit son camarade
Dans la chambre il flotte une odeur bizarre
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1Выберите предложения со сравнением:
Paris dépasse Marseille
Il a de la fièvre
Il est inquiet
Mon opinion est identique à la vôtre
Pierre est plus grand que Paul
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1Подлежащее во французском языке определяется по следующим признакам:
замещаемость субъектными местоимениями il, elle, ce, относительным qui, вопросительными qu'est-ce qui, qui est-ce qui; Pierre, (il) est malade; Pierre, qui n'est pas venu, doit être malade
N без предлога: Pierre est malade; или субъектные местоимения je, tu...
вербализация (N → V: Il est ouvrier)
номинализация (V → N: Je sais qu'il est venu)
препозиция по отношению к переходному глаголу (кроме вопросительно-восклицательных конструкций): Pierre voit Paul
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1Более сложной формой полипредикативности является полупредикативность, выражаемая ___________, инфинитивными оборотами, обособленными и некоторыми другими конструкциями.
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1Установите последовательность предложений:
На вопрос Est-ce que le cahier est dans la serviette? можно ответить: Oui, il est dedans, но нельзя *Il est dans, хотя оба слова обозначают одно и то же пространственное отношение.
Dans выражает это значение только в составе предложений, представляя собой служебное («грамматическое») слово.
Первые относятся к сфере морфологии, вторые – к сфере синтаксиса.
Грамматические элементы связываются с лексическими либо в составе слова (Il arrivera), либо в составе предложения (Le cahier est dans la serviette).
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1При _____ средство связи не входит в состав компонентов, оно может находиться при втором компоненте (союз mais) либо сопровождать каждый компонент (et...et; tantôt...tantôt).
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1Установите последовательность предложений:
Грамматические значения обладают большей широтой, абстракцией, чем лексические.
Хотя наречие demain и флексия -rа указывают на действие в будущем, слово обозначает его гораздо более точно, чем флексия.
Грамматически выражаются абстрактные категории, но не самые общие.
Однако грамматические значения основаны на противопоставлении (оппозиции), и самые общие понятия выражаются тоже лексически.
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1На синтаксическом уровне мы различаем подлежащее и ____________ на основании формальных признаков.
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1При __________ средство связи представлено только при зависимом компоненте, входя в его состав: подчинительный союз относится к придаточному предложению, предлог образует один член предложения с зависимым словом.
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1В зависимости от части речи главного члена различаются односоставные предложения:
чередования (tantôt... tantôt)
сопоставления (plus... plus и др.)
спрягаемо-глагольные (Entrez!)
инфинитивные (Que faire?)
субстантивные номинативные (Boulangerie)
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1____________ типа Pierre, il est venu при соответствующем изменении интонации (в частности, устранении срединной паузы) переходит в слитное предложение
Номинативное предложение
Односоставное предложение
Сказуемое
Расчлененное предложение
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1В общей грамматике выделяют три морфологических типа связи: согласование, управление, ____________
примыкание
служебные слова
соположение
сочинение
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1Установите связь
перформативные глаголы
категория глагола, которая выражает порядковые отношения между действиями и включает три субкатегории: одновременность, предшествование и следование
фазисные глаголы
глаголы, которые имеют видовое значение, показывая начало, продолжение или окончание действия (commencer, continuer, finir), и могут сочетаться с инфинитивом
категория соотнесенности (таксис)
глаголы, которые обозначают действие, осуществляемое самим актом говорения
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1Содержит суждение о частях речи во французском языке предложение? А) Вполне логично, что и Мартине, исключивший из грамматической системы понятие слова, отказался и от понятия ЧР, заменив последнее «классами». В) Один и тот же звуковой комплекс может выступать в функции самостоятельного, служебного и вспомогательного слова. Подберите правильный ответ
А - да, В - нет
А - нет, В - да
А - нет, В - нет
А - да, В - да
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1___________ предложения отображает структуру того отрезка ситуации, о котором в нем говорится
Семантический предикат
Семантический субъект
Пропозиция
Семантический уровень
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1Установите связь
квалификативные предложения
Il faisait nuit.
бытийные (экзистенциальные) предложения
Une barque apparut au loin
предложения, выражающие бессубъектный процесс
Pierre est grand
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1Содержит суждение о детерминативах во французском языке предложение? А) К считаемым N относятся конкретные предметные существительные, одушевленные и неодушевленные (chien, table), a также неединичные собственные имена. В) Многозначность предлогов ведет к расширению их синонимии. Подберите правильный ответ
А - да, В - да
А - нет, В - да
А - нет, В - нет
А - да, В - нет
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1Установите последовательность предложений:
Поскольку надо говорить moulin à café électrique, a не moulin électrique à café, считают такие образования сложным словом, как char-à-banc или arc-en-ciel.
Так, filet de pêche семантически не менее единое, чем moulin à café, допускает включение определений: filet gris de pêche или filet de pêche gris.
Еще менее действен этот критерий в грамматических комплексах: a fait может быть расчленено другими словами: Il n'a pas encore tout fait.
Но и этот критерий не всегда действителен.
Отсюда надо сделать вывод, что либо a fait представляет собой не форму слова faire, но словосочетание, либо что критерий нерасчленимости не всегда убедителен при определении границ слова.
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1______ – служебное слово, соединяющее предложения или части (члены) предложения.
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1____________ устанавливает связь предмета и признака (в широком плане) данного предложения с конкретной ситуацией и отличает предложение от только номинативного соединения слов.
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1В зависимости от части речи главного члена различаются односоставные предложения:
сопоставления (plus... plus и др.)
адвербиальные (Pas si vite!)
местоименные (Moi aussi)
адъективные (Etonnant!)
чередования (tantôt... tantôt)
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1Ядерным типом является двусоставное предложение с личным подлежащим и глагольным _____________.
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1Содержит суждение о синтаксических функциях междометия во французском языке предложение? А) Основной структурный тип процессного предиката – простое глагольное сказуемое (V), состоящее из глагола в личной форме (Vf): Pierre marche.; Pierre lit un journal. В) Преимущественное использование междометия в составе предложения опровергает нередко высказываемое мнение, что оно находится вне синтаксиса. Подберите правильный ответ
А - нет, В - да
А - да, В - нет
А - да, В - да
А - нет, В - нет
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1В предложении: Il est arrivé un wagon, il – грамматический субъект (подлежащее), Il est arrivé – логический, un wagon– ___________.
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1Синтаксический субъект (подлежащее) и синтаксический ____________(сказуемое) имеют определенные средства выражения морфологического и синтаксического характера.
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1Грамматическая традиция делит союзы на сочинительные и ____________.
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1Установите связь
полный модальный вопрос
Est-ce à l'école que Paul est allé?
полный диктальный вопрос
Qu'est-il arrivé?
частичный модальный
Paul est-il ici?
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1В предложении: Il est arrivé un wagon, il – грамматический ___________(подлежащее), Il est arrivé – логический, un wagon–семантический.
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1Первичной функцией конструкции с c'est является выражение:
классификации: Le mot «trust» ... Eh bien, c'est un mot anglais
идентификации: C'est ma maison; C'est vous le Baron, в том числе и наименования: C'est la place Pouchkine
c'est и voilà выражают бытийность с процессными существительными: C'est (voilà) l'hiver
c'est и il y a с отглагольным N выражают бессубъектное действие: Il y eut une accalmie, puis, soudain…
характеризации: Ne jurez pas. Ce n'est pas joli
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1Равноправие компонентов при _____________ подчеркивается возможностью их перестановки без ущерба для смысла. Ср.: Je vois Marie et Jean.// li entendît un bruit insolite qui venait de l'arrière de la voiture et qui ressemblait à un battement.
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1В выражении вопроса участвуют все аспекты предложения: интонация, ______ слов, лексика.
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1В условиях определенного контекста ___________ соотносимо со сказуемым: – Je t'autorise même à claquer les portes! – Mon rêve (= c'est mon rêve)
сказуемое
расчлененное предложение
односоставные предложения
номинативное предложение
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1____________ классифицируются по морфологическому признаку (часть речи главного члена), синтаксическому (их соотнесенность с подлежащим или сказуемым) и семантическому (их общее значение)
Номинативные предложения
Односоставные предложения
Сказуемые
Расчлененные предложения
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1Содержит суждение о синтаксических функциях междометия во французском языке предложение? А) С помощью глаголов выражаются значения: состояние/поддержание в состоянии: être/tenir au courant; положительное/отрицательное действие: prendre/perdre de l'influence. В) Основной синтаксической функцией междометия является функция вводного элемента в предложении. Подберите правильный ответ
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - нет
А - да, В - да
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1Первичной функцией конструкции с il y a является ___________ в чистом виде: Il y a de nouvelles maisons dans le quartier
сказуемое
выражение идентификации
выражение бытийности
предикат
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1____________ выражается синтаксически – подчинительными союзами (Pierre dit qu'il viendra), предлогами (les rues de Paris), либо морфологически – морфемами в зависимом компоненте (les rues parisiennes)
Паратаксис
Соположение
Подчинение
Сочинение
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1____________ выражает действие, признак субъекта
Семантический уровень
Семантический субъект
Пропозиция
Семантический предикат
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1______________ – двуплановая сущность, характеризуемая определенной формой и определенным обобщенным значением
Управление
Сочинение
Синтаксическая связь
Подчинение
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1___________ во французском языке выражается только синтаксически: служебными словами или сочинительными союзами Pierre et Jean; Pierre est venu, mais Jean viendra plus tard
Синтаксическая связь
Подчинение
Сочинение
Управление
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1В предложении Marchons plus vite! семантический __________ включен в форму глагола (-ons), логический – marchons, a грамматический (подлежащее) отсутствует.
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1Установите связь
предложения классификации
Il y aura des fruits cet automne
квалификативные предложения
Pierre est étudiant
бытийные (экзистенциальные) предложения
Le chêne et le hêtre sont des arbres feuillus.
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1Установите последовательность предложений:
Устойчивые выражения играют большую роль во французском языке, иногда их называют речениями (locutions verbales, adverbiales, prépositionnelles и др.).
Они не могут считаться сложными словами, поскольку не отвечают критериям сложных слов, хотя функционально нередко подобны простым или производным словам.
Мы будем называть их составными единицами, выделяя таким образом составные глаголы (faire part), предлоги (à côté de), союзы (alors que), наречия (nulle part), междометия (eh bien) и др.
Составные обозначения являются аналитическими лексическими единицами, но не аналитическими словами.
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1Первичной функцией конструкции с voilà является ____________ с указанием: Voilà ma maison
предикат
сказуемое
выражение идентификации
выражение бытийности
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1При ___________ (А → В) компоненты неравноправны, один из них – господствующий, другой – зависящий, между ними отмечаются отношения детерминации в широком смысле термина, то есть один из них определяет другой, ограничивая объем понятия.
Франц.яз. Теоретическая грамматика (курс 1)
4587.05.01;ТТА.01;1Установите последовательность предложений:
Например, portemanteau следует считать одним словом, так как знак множественного числа относится ко всему слову: portemanteaux.
Грамматический признак может относиться ко всему слову, а не к его части.
Однако многие сложные слова и речения не подчиняются этому правилу, морфологические значения у них выражаются как в свободных словосочетаниях: bonshommes, choux-fleurs, timbres-poste и т.п.
Тем более это имеет место в глагольных сочетаниях (лексиях). Ср.: maintenir–je maintiendrai, но faire peur–je ferai peur как je ferai une promenade.