Психология развивающего обучения (курс 1)

Укажите соответствие между возрастом ребенка и главными новообразованиями этого возраста
от 10 до 15 лет
от 6 до 10 лет
от 1 года до 3 лет
появление у ребенка сознания, выступающего для других в виде собственного детского “я”
чувство взрослости как форма проявления самосознания
учебная деятельность
Решение учебной задачи школьниками может быть рассмотрено как процесс: 1) анализа ее условий с целью обнаружения в них некоторого общего отношения, имеющего закономерную связь с различными его проявлениями, т.е. построения содержательной абстракции и содержательного обобщения; 2) выведения на основе этой абстракции и этого обобщения некоторых частных отношений и их объединения (синтеза) в целостный объект, т.е. построения его “клеточки” и мысленного конкретного объекта; 3)овладения в этом аналитико-синтетическом процессе общим способом мысленного построения изучаемого объекта.
1,2,3
только 2,3
только 1,3
только 1,2
Верны ли утверждения? А) Учебно-профессиональная деятельность - присущая детям от 10 до 15 лет, включает в себя такие виды деятельности, как трудовая, учебная, общественно организационная, спортивная и художественная. В) Учебно-профессиональная деятельность - деятельность, которую выполняют старшеклассники и учащиеся других форм подготовки в возрасте от 15 до 17-18 лет. Подберите правильный ответ
А- нет, В- да
А- да, В- нет
А-да, В-да
А- нет, В- нет
_________ подход (в психологии) – признание и использование в психолого-педагогических работах эвристического значения понятия деятельности или использование отдельных его составляющих вне рамок той или иной конкретной теории деятельности.
Зона __________ – дистанция между уровнем актуального и уровнем потенциального развития, определяемая разницей между степенью сложности задач, решаемых ребёнком самостоятельно, и степенью сложности задач, которые посильны учащемуся только при участии наставника и в сотрудничестве со сверстниками.
Деятельность учителя в процессе решения учебной задачи - деятельность, направленная на:
“столкновение” учащихся с необходимостью овладения общим способом действия
применение учениками схемы общего способа действия для обоснования хода решения практической задачи
только выделение образца общего способа действия и “столкновение” учащихся с необходимостью овладения общим способом действия
выделение образца общего способа действия и обоснование схемы его осуществления, исходя из объективных свойств преобразуемых предметов, их отношений
Укажите соответствие между уровнями усвоения знаний и их характеристиками
Переходный уровень
Формирующийся теоретический уровень
Чисто эмпирический уровень
у школьников наблюдается предметность знаний
у испытуемых знания уже имеют предметную отнесенность и проявляется умение преобразовывать учебную модель, хотя еще отсутствуют системность и обобщенность знаний
у учащихся не обнаруживается даже предметной отнесенности знаний, т.е. эмпирическим знаниям у них соответствуют эмпирические же мыслительные действия
Укажите соответствие между понятиями и их определениями
Разум
Рассудок
Теоретическое мышление
качество, открывающее в предмете его конкретность как единство различных определений, которые признаются рассудком лишь в их раздельности
один из видов мышления, характеризующийся направленностью на открытие законов, сущностных свойств объектов
качество, направленное прежде всего на расчленение и сравнение свойств предметов с целью абстрагирования формальной общности, т.е. придания ей формы понятия
Процесс, который имеет своим результатом воспроизведение индивидом исторически сформировавшихся человеческих свойств, способностей и способов поведения, - это
Личность - относительно устойчивая совокупность следующих интраиндивидных ее качеств:
симптомокомплексов психических свойств, образующих индивидуальность личности
взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе
мотивов личности
направленности личности
Теория и экспериментальная практика обучения, построенные на принципе одновременности различных форм понимания, присущих исторически различным культурам; ее содержание представляет собой диалог античной, средневековой культуры и культуры Нового времени, - это
школа диалога культур (по В.С.Библеру)
гуманистическая педагогика (по Ш.А. Амонашвили)
развивающее обучение (по Д.Б. Эльконину – В.В. Давыдову)
развивающее обучение (по Л.В. Занкову)
Формирование и развитие полноценной учебной деятельности осуществляются при систематическом решении учебных _________.
Функции индивидуального сознания состоят в том, что они: 1) идеально представляют в индивиде позиции людей, включенных вместе с ним в определенные общественные отношения; 2) позволяют индивиду самому быть представителем этих отношений; 3) благодаря сознанию индивид постоянно строит собственную деятельность, что становится возможным вследствие идеального образа самой деятельности.
только 1,3
только 2,3
1,2,3
только 1,2
Укажите соответствие между возрастом ребенка и его ведущей деятельностью
от 15 до 17-18 лет
от 6 до 10 лет
от 10 до 15 лет
учебно-профессиональная деятельность
учебная деятельность
общественно значимая деятельность
Дидактическая система начального обучения, направленная на общее психическое развитие младших школьников на основе новых способов организации процесса их обучения, - это развивающее обучение по _____________ (в ответе указать фамилию).
_________ деятельность, присущая детям от 10 до 15 лет, включает в себя такие ее виды, как трудовая, учебная, общественно организационная, спортивная и художественная.
Учебная
Игровая
Предметно-манипулятивная
Общественно значимая
__________ учебной деятельности выступают теоретические (рефлексивные) знания, овладение которыми развивает у учащихся основы теоретического сознания и творческого мышления.
Существуют следующие вспомогательные теории, которые конкретизировали и углубили основные моменты гипотезы Л.С. Выготского:
теория основных типов мышления человека; теория связи требований учебной деятельности и построения учебно-методических пособий
только теории периодизации детского психического развития и основных типов мышления человека
теория учебной деятельности; теория диагностики развивающих эффектов учебной деятельности
теория периодизации детского психического развития
Укажите соответствие между понятиями и их определениями
Обобщенность знаний
Системность знаний
Предметная отнесенность знаний
характеризует выделенность в понятиях школьников генетически исходных отношений материала
умение учащихся преобразовывать имеющийся общий способ действия при решении новой задачи
умение учащихся решать, опираясь на понятие, все многообразие задач единым общим способом.
В __________ учебной деятельности осуществляются диалоги, полилоги, споры и дискуссии, т.е. постоянное и развернутое социальное взаимодействие учеников и учителя.
Мотивационно-ориентировочная часть учебного занятия предполагает выполнение следующих действий:
анализ путем мысленного возвращения к прошлым действиям собственной учебной деятельности
обучение получению положительных эмоций от выполнения задания, победы, от познания нового и ориентации на такие переживания в будущем
планирование деятельности по уяснению нового способа деятельности
выбор средств и методов, необходимых для достижения поставленной цели - усвоения общего способа деятельности
Благодаря учебно-профессиональной деятельности у подростков
развиваются потребность в труде, профессиональные интересы
формируются потребность в общении с другими людьми
развиваются рефлексия, анализ, мысленное планирование
формируются элементы исследовательских умений, способность строить свои жизненные планы, нравственные и гражданские качества личности и основы мировоззрения
Теория и экспериментальная практика обучения, построенные на принципе одновременности различных форм понимания, присущих исторически различным культурам; ее содержание представляет собой диалог античной, средневековой культуры и культуры Нового времени, - это школа __________.
Теория и практика обучения, содержанием которой являются теоретические знания, методом – организация совместной учебной деятельности школьников, продуктом развития – главные психологические новообразования, присущие школьному возрасту, - это
гуманистическая педагогика (по Ш.А. Амонашвили)
развивающее обучение (по Л.В. Занкову)
школа диалога культур (по В.С.Библеру)
развивающее обучение (по Д.Б. Эльконину – В.В. Давыдову)
Верны ли утверждения? А) Общественно значимая деятельность - присущая детям от 10 до 15 лет, включает в себя такие виды деятельности, как трудовая, учебная, общественно организационная, спортивная и художественная. В) Учебная деятельность - присущая детям от 10 до 15 лет, включает в себя такие виды деятельности, как трудовая, учебная, общественно организационная, спортивная и художественная. Подберите правильный ответ
А- нет, В- да
А- да, В- нет
А-да, В-да
А- нет, В- нет
Развивающее обучение (по Л.В. Занкову) имело следующие взаимосвязанные принципы:
только систематическая работа над развитием всех учащихся и осознание школьниками процесса учения
ведущая роль теоретических знаний, осознание школьниками процесса учения
изучение материала должно идти высокими темпами
обучение на высоком уровне трудности, систематическая работа над развитием всех учащихся
На основе учебной деятельности у младших школьников
развивается ориентация на общий смысл человеческих отношений и действий
развиваются потребности и мотивы учения
развиваются рефлексия, анализ, мысленное планирование
возникает теоретическое сознание и мышление
При анализе способов учебной работы школьников были выделены следующие типы кооперации учебных действий школьников: 1)построение общей работы путем простой координации предписанных операций с операциями других участников; 2) объединение операций путем последовательного их связывания внутри общего ряда; 3) построение общей работы на основе специальной соорганизации совместного действия, направленного на решение общей задачи.
только 2,3
только 1,2
1,2,3
только 1,3
Дидактическая система начального обучения, направленная на общее психическое развитие младших школьников на основе новых способов организации процесса их обучения, - это
развивающее обучение (по Л.В. Занкову)
развивающее обучение (по Д.Б. Эльконину – В.В. Давыдову)
гуманистическая педагогика (по Ш.А. Амонашвили)
школа диалога культур (по В.С.Библеру)
Верны ли утверждения? А) Интериоризация - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. В) Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Подберите правильный ответ
А- нет, В- да
А- нет, В- нет
А-да, В-да
А- да, В- нет
Верны ли утверждения? А) Синкреты - словесные обобщения, выражающие общность предметов по какому-либо случайному признаку. В) Псевдопонятия - словесные обобщения, выражающие общность предметов по какому-либо случайному признаку. Подберите правильный ответ
А- нет, В- да
А- нет, В- нет
А- да, В- нет
А-да, В-да
Педагогика целостной жизни детей и взрослых на началах гуманности и веры ребёнка, на основе сотрудничества педагогов с детьми, их совместного творчества, - это __________ педагогика.
Своеобразие учебной деятельности состоит в том, что в процессе ее осуществления ученик усваивает _________ знания.
Верны ли утверждения? А) Культура - особая сфера общественной жизни, которая создает всеобщие эталоны деятельности и языковым способом их оформляет. В) Культура - динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых возникает психический образ. Подберите правильный ответ
А-да, В-да
А- да, В- нет
А- нет, В- да
А- нет, В- нет
Укажите соответствие между понятиями и их определениями
Деятельность
Культура
Сознание
динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых возникает психический образ
идеальная, субъективная представленность индивиду его реальных общественных отношений
особая сфера общественной жизни, которая создает всеобщие эталоны деятельности и языковым способом их оформляет
_________ деятельность характерна для детей от 6 до 10 лет; на ее основе у младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности, а также потребности и мотивы учения.
Учебная
Игровая
Общественно значимая
Предметно-манипулятивная
Верны ли утверждения? А) Микродискуссии в группах совместно работающих детей - школьникам для решения общей задачи необходимо согласовать свои точки зрения, договориться об общем способе действия. В) Микродискуссии в группах совместно работающих детей - строит учитель, предлагая классу учебную задачу, условия которой противоречат имеющимся у детей способам действия и требуют поиска новых. Подберите правильный ответ
А- да, В- нет
А- нет, В- да
А- нет, В- нет
А-да, В-да
__________ деятельность характерна для ребенка от 1 года до 3 лет его жизни, осуществляя эту деятельность, ребенок воспроизводит общественно выработанные способы действий с вещами; у него возникают речь, смысловое обозначение вещей, обобщенно-категориальное восприятие предметного мира и наглядно-действенное мышление
Предметно-манипулятивная
Игровая
Учебная
Общественно значимая
В игре у ребенка развиваются и формируются
обобщенные переживания и осмысленная ориентация в них
воображение и символическая функция
умение строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений
ориентация на общий смысл человеческих отношений и действий
Укажите соответствие между возрастом ребенка и его ведущей деятельностью
от 3 до 6 лет
от 1 года до 3 лет
от 6 до 10 лет
игровая деятельность
учебная деятельность
предметно-манипулятивная деятельность
Педагогика целостной жизни детей и взрослых на началах гуманности и веры ребёнка, на основе сотрудничества педагогов с детьми, их совместного творчества, - это
развивающее обучение (по Л.В. Занкову)
школа диалога культур (по В.С.Библеру)
гуманистическая педагогика (по Ш.А. Амонашвили)
развивающее обучение (по Д.Б. Эльконину – В.В. Давыдову)
Мышление школьников в учебной деятельности - мышление _________ типа, осуществляемое посредством содержательных абстракций, обобщений и теоретических понятий, функционирующих в процессе восхождения от абстрактного к конкретному.
Структура учебной деятельности – структура, включающая следующие компоненты:
только мотивы - действия
мотивы - действия - средства - операции
только потребность- средства-операции
потребность - задача
В.В.Репкин выделил основные этапы формирования учебной деятельности: 1)превращение практической задачи в учебно-практическую при овладении каким-либо практическим действием; 2) включение понятия в ситуацию учебно-практической задачи; 3) переход к анализу понятия как развивающейся системы.
только 1,2
1,2,3
только 2,3
только 1,3
_________ деятельность – деятельность в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, свойственна ребенку от 3 до 6 лет.
Предметно-манипулятивная
Общественно значимая
Учебная
Игровая
Верны ли утверждения? А) Игровая деятельность - свойственна ребенку от 3 до 6 лет; деятельность в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта. В) Предметно-манипулятивная деятельность - свойственна ребенку от 3 до 6 лет; деятельность в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта. Подберите правильный ответ
А- нет, В- да
А-да, В-да
А- нет, В- нет
А- да, В- нет
Верны ли утверждения? А) Общеклассная дискуссия, руководимая учителем - школьникам для решения общей задачи необходимо согласовать свои точки зрения, договориться об общем способе действия. В) Общеклассная дискуссия, руководимая учителем - строит учитель, предлагая классу учебную задачу, условия которой противоречат имеющимся у детей способам действия и требуют поиска новых. Подберите правильный ответ
А- нет, В- да
А- нет, В- нет
А- да, В- нет
А-да, В-да
Верны ли утверждения? А) Содержательная рефлексия опирается на рассмотрение ребенком оснований своих предметных и мыслительных действий. В) Первая сфера существования рефлексивных процессов, связана с реализацией деятельности и мышления, требующих рефлексии оснований своих действий. Подберите правильный ответ
А- нет, В- да
А- нет, В- нет
А-да, В-да
А- да, В- нет
Укажите соответствие между понятиями и их определениями
Одаренность
Способности
Задатки
качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности; общие способности, умственный потенциал; талантливость
наиболее явно выраженные функциональные органы человека, сформированные на основе органических предпосылок
врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей
Верны ли утверждения? А) Общественно значимая деятельность характерна для детей от 6 до 10 лет; на ее основе у младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности, а также потребности и мотивы учения В) Учебная деятельность характерна для детей от 6 до 10 лет; на ее основе у младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности, а также потребности и мотивы учения Подберите правильный ответ
А-да, В-да
А- да, В- нет
А- нет, В- да
А- нет, В- нет