Современные концепции образования личности

В отечественной педагогике теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун, одной из которых руководил
С.Т. Шацкий
А.С. Макаренко
П.П. Блонский
Л.С. Выготский
Обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, называется
программированным обучением
развивающим обучением
проблемным обучением
воспитывающим обучением
Становление школьника как субъекта осуществляемой им деятельности, теоретического типа мышления, новых мотивов учения - все это результат обучения
проблемного
развивающего (по Л.В. Занкову)
программированного
развивающего (по Д.Б. Эльконину - В.В. Давыдову)
Рассмотрение познания как процесса отражения окружающей действительности в ощущениях и их преобразования в обобщенные представления - абстракции соответствует
дедуктивно-синтетической логики
концепции полного акта мышления
трансцендентальной логике
индуктивно-аналитической логике
Определенные взгляды и убеждения, которыми руководствуются школьники в своем поведении, вырабатываются на основе моральных знаний и жизненного опыта у
детей среднего школьного возраста
старших школьников
младших школьников
школьников выпускных классов
Чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества - это
социально-психологический климат
общественное мнение
коллективизм
конформизм
Когда коллектив способствует формированию правильных взаимоотношений, гуманизма, чуткости и культуры поведения учащихся, он начинает реализовывать такую функцию, как
стимулирующая
организаторская
личностно-развивающая
нравственно-воспитательная
Ввести ученика в ситуацию, требующую ориентации на общий (теоретический) способ ее разрешения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий, - это значит
поставить учебную задачу
создать проблемную ситуацию
создать схему ООД
составить линейную программу
Такие условия, как космос, планета, мир, которые влияют на социализацию всех жителей планеты, могут быть названы
микрофакторами
мегафакторами
макрофакторами
мезофакторами
Процесс осуществления обучаемым определенной последовательности мнемических действий представляет собой
сохранение
воспроизведение
запоминание
забывание
Такие психические качества школьников, как наблюдательность, отвлеченное мышление, умелость практических действий, выступают в качестве основных показателей развития в рамках
программированного обучения
развивающего обучения (по Л.В. Занкову)
развивающего обучения (по Д.Б. Эльконину - В.В. Давыдову)
теории поэтапного формирования умственных действий
Повторное осмысление и неоднократное воспроизведение изучаемого с целью введения нового материала в структуру личного опыта ученика - это
осмысление
восприятие
закрепление
применение
Общественно необходимый уровень подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее дальнейшего образования, гражданского и профессионального становления, - это
зона ближайшего развития
Я-концепция
полный акт мышления
базовая культура
Механизм социализации, который функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и государства (воспитательными, а также реализующими социализирующие функции параллельно с основной деятельностью), называется
«традиционным»
«институциональным»
«межличностным»
«стилизованным»
Дуалистическую теорию развития, согласно которой развитие имеет в своей основе два различных по природе, хотя и связанных процесса - созревание, непосредственно зависящее от хода развития нервной системы, и обучение, которое само также есть процесс развития, разработал психолог
В. Джеймс
Л.С. Выготский
К. Коффка
Ж. Пиаже
Развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества - это
рефлексия
переживание
персонализация
социализация
Мыслительный процесс, включающий следующие этапы (ступени): ощущение трудности; ее обнаружение и определение; выдвижение замысла ее разрешения (формулировка гипотезы); формулировка выводов, следующих из предполагаемого решения (логическая проверка гипотезы); последующие наблюдения и эксперименты, позволяющие принять или отвергнуть гипотезу, - это
ассоциация
индуктивно-аналитическая логика
полный акт мышления
дедуктивно-синтетическая логика
Для того чтобы знания переросли в убеждения, педагогам важно обеспечить не только проживание школьниками тех или иных педагогических ситуаций, но и их
восприятие
закрепление
переживание
осмысление
Представление о том, что обучение и есть развитие, что обучение полностью сливается с детским развитием, когда каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии, присуще взглядам
Ж. Пиаже
Дж. Локка
Л.С. Выготского
В. Джеймса
Механизм социализации, который действует в рамках определенной субкультуры и влияющий на человека в той мере, в какой группы сверстников, коллеги по профессии и др. значимы для него, называется
«межличностным»
«традиционным»
«институциональным»
«стилизованным»
Процесс групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов, - это
групповая сплоченность
конформность
коллективизм
общественное мнение
Относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе, - это
Я-концепция
интеллект
способности
характер
Основным вкладом Дж. Дьюи в теорию обучения является разработанная им концепция
дедуктивно-синтетической логики
полного акта мышления
программированного обучения
индуктивно-аналитической логики
Теория и практика обучения, содержанием которого являются теоретические знания, методом - организация совместной учебной деятельности школьников, продуктом развития - главные психологические новообразования, присущие школьному возрасту, называется обучением
развивающим (по Л.В. Занкову)
программированным
проблемным
развивающим (по Д.Б. Эльконину - В.В. Давыдову)
Когда коллектив выступает как побудитель активности и самодеятельности своих членов в повышении содержательности и здоровой целенаправленности своей жизни, он начинает реализовывать такую функцию, как
организаторская
стимулирующая
личностно-развивающая
нравственно-воспитательная
Движение мысли от восприятия конкретных предметов и явлений к образованию представлений и от обобщения конкретных представлений к понятиям реализуется посредством
закрепления знаний
дедуктивно-синтетической логики
индуктивно-аналитической логики
применения знаний
Предъявление воспитаннику социально-культурной нормы отношения и поведения - это
психологическая атмосфера коллектива
педагогическое требование
социально-психологический климат
общественное мнение
Динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности, называется
ассоциацией
деятельностью
восприятием
осмыслением
Такие факторы, как регион, село, город - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку, по месту и типу поселения, по принадлежности к аудитории одной системы массовых коммуникаций, могут быть названы
макрофакторами
микрофакторами
мезофакторами
мегафакторами
Требование, согласно которому педагог в своей деятельности должен руководствоваться факторами естественного, природного развития ребенка, - это принцип
деятельностного подхода
природосообразности
диалогического подхода
культурологического подхода
Учение П.Я. Гальперина о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий, называется теорией
поэтапного формирования умственных действий
воспитывающего обучения
программированного обучения
ассоциативно-рефлекторной
Переструктурирование отдельных частей и их объединение по другому основанию, способное привести обучаемого к получению нового знания об объекте, представляет собой такую мыслительную операцию, как
абстрагирование
анализ
обобщение
синтез
Отношения, основанные на совместной деятельности по решению социально значимых задач, на поддержании и соблюдении установленных в том или ином объединении организационных зависимостей, правил и порядков, - это
личные отношения
деловые отношения
традиции
конформизм
Изменение ставших неадекватными ценностей, норм и отношений человека в соответствии с новыми социальными предписаниями - это
рефлексия
переживание
конформность
ресоциализация
Изменения человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными условиями, - это социализация
относительно направляемая
относительно контролируемая
личностно организуемая
стихийная
Процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность, - это
развитие
коллективизм
персонализация
конформизм
Такие показатели психического развития, как форма выполнения действия, обобщенность действия, его развернутость и освоенность выступают критериями эффективности обучения в рамках
развивающего обучения (по Д.Б. Эльконину - В.В. Давыдову)
проблемного обучения
развивающего обучения (по Л.В. Занкову)
программированного обучения
Самоизменение человека с учетом социальных требований и в соответствии с его индивидуальными ресурсами - это социализация
стихийная социализация
относительно контролируемая
личностно организуемая
относительно направляемая
Переход мышления от наиболее широких обобщений к пониманию сущности конкретных явлений и процессов реализуется посредством
дедуктивно-синтетической логики
индуктивно-аналитической логики
закрепления знаний
применения знаний
Механизм социализации, который реализуется в процессе общения человека с субъективно значимыми для него лицами (родителями, учителями, взрослыми, друзьями и т.п.), называется
«межличностным»
«стилизованным»
«традиционным»
«институциональным»
Сравнение многих предметов и явлений, позволяющее человеку обнаружить в предметах некоторые сходные признаки и качества и тем самым выявить определенную связь между ними, - это
абстрагирование
обобщение
синтез
анализ
Положение о том, что процессы развития не совпадают с процессами обучения, что первые идут вслед за вторыми, создающими зоны ближайшего развития, выдвинул психолог
Л.С. Выготский
К. Коффка
В. Джеймс
Ж. Пиаже
Устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников, называю(е)тся
групповой сплоченностью
психологической атмосферой коллектива
традициями
социально-психологическим климатом
Социальная общность, которая состоит из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных коллективов - воспитанников (учащихся) и воспитателей (педагогов, родителей, шефов), - это
социально-психологический климат
воспитательный коллектив
социальная ситуация развития
воспитывающая ситуация
В качестве основного условия личностного развития, включающего систему отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности, рассматривается
ориентировочная основа действия
зона ближайшего развития
социальная ситуация развития
проблемная ситуация
Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес отечественный педагог __________, который с 1920 года руководил рядом трудовых колоний для несовершеннолетних правонарушителей
Л.С. Выготский
С.Т. Шацкий
П.П. Блонский
А.С. Макаренко
Изменение общей структуры знаний, навыков и умений по линии все большей их обобщенности, свернутости, меньшей контролируемости сознанием происходит на этапе
восприятия
осмысления
закрепления
применения
Когда определенные требования к школьникам выдвигает сам коллектив, развитие коллективистских отношений находится на _____________ стадии
первой
второй
четвертой
третьей
Такие условия, как страна, этнос, общество, государство, влияющие на процесс социализации очень больших групп людей, живущих в определенных странах, могут быть названы
мезофакторами
микрофакторами
макрофакторами
мегафакторами
Целевые ориентиры, которые обусловливают тактику воспитательной работы в разные возрастные периоды детей, образуют
социальную ситуацию развития
зону ближайшего развития
учебную задачу
задачу-доминанту