Психология труда как наука и социальная практика
По степени включенности труд может быть направлен на:
Обогащение
Удовлетворение
Самообслуживание
Потребление
Способ выполнения действия – это
Игра
Труд
Учеба
Операция
Основными компонентами профессиональной среды являются:
Индивидуальный
Информационный
Витальный
Социально-контактный
Предусмотренное соответствующим штатом служебное место или совокупность конкретных обязанностей, которые должны выполняться тем или иным лицом, называется
Специальностью
Профессией
Профессиограммой
Должностью
Специализированная процедура изучения и вероятностной оценки пригодности людей к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и к успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и специфически затрудненных условиях называется
Профессиональным планом
Профессиональным обучением
Профессиональным выбором
Профессиональным отбором
Необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен приложенного им труда необходимые средства существования и развития
Специальность
Должность
Компетентность
Квалификация
Труд включает в себя:
Предмет труда
Учебу
Средства труда
Целесообразную деятельность
Формирование специфических видов трудовой активности человека на основе развития совокупности его профессионально ориентированных характеристик, обеспечивающих функцию регуляции становления и совершенствования субъекта труда, называется
Ориентацией
Профессионализацией
Адаптацией
Социализацией
Сложная система управления, составным элементом которой является человек-оператор, называется
Функциональной
Психологической
Иерархической
Эргатической
Профессиограмма должна содержать характеристику:
Цели деятельности
Условий деятельности
Организации деятельности
Субъекта деятельности
По характеристикам цели труда, рабочей нагрузки, организации трудового процесса умственный труд подразделяется на:
Операторский
Регламентированный
Оперативный
Творческий
Одним из первых поставил вопросы изучения и классификации профессий с учетом их психосоматических факторов
Ф.Ф. Эрисман
И.Н. Шпильрейн
Г. Мюнстерберг
В. Вундт
По характеристикам цели труда, рабочей нагрузки, организации трудового процесса умственный труд подразделяется на:
Эвристический
Непроизводительный
Однообразный и разнообразный
Динамический и статический
Область теории и практики, нацеленная на прогнозирование перспектив развития и поиск путей оптимизации конкретных видов профессиональной деятельности, - это
Профессиональная переподготовка
Профориентация
Профессиография
Профессиональная подготовка
Совокупность и последовательность приемов и процедур регистрации изменений во времени каких-либо параметров деятельности специалистов с использованием секундомера или часов называется
Методом анализа ошибок в работе специалиста
Методом хронометрирования
Методом самонаблюдения и самоотчета
Методом экспертного опроса
К педагогическому направлению исследований психологических проблем профессиональной деятельности человека относились работы:
По исследованию процессов психической регуляции деятельности
По созданию системы критериев уровня подготовленности
По созданию системы психологического отбора специалистов и комплектованию рабочих групп
По созданию принципов, форм и методов подготовки, оптимизации потоков учебной информации
Нахождение члена трудового коллектива в потоке оперативных деловых сообщений, сведений, как прицельно адресованных ему, так и общезначимых, которые важно замечать, – это содержание __________ части профессиональной среды
Информационной
Витальной
Предметной
Социально-контактной
Ограниченную вследствие разделения труда и тем или иным образом зафиксированную область приложения сил человека, рассчитанную на создание чего-либо ценного для общества – материальных объектов (вещей), информации, полезных обслуживающих действий, функциональных полезных эффектов, эстетических впечатлений, общественного настроения, упорядоченного протекания социальных процессов называют
Производственным коллективом
Эргатической системой
Физическим пространством
Трудовым постом
Профессиография включает комплекс методов изучения профессиональной деятельности:
Методы сбора эмпирических данных
Методы анализа эмпирических данных
Методы психологической интерпретации
Информация о климатических условиях, характере освещения и других санитарных факторах, режиме и ритме труда, медицинских противопоказаниях – это составляющие ___________ аспекта традиционно общей схемы описания профессии
Психофизического
Социально-экономического
Производственно-технического
Санитарно-гигиенического
По признаку основных орудий труда в рамках каждого класса профессий выделяют отделы:
Изыскательные профессии
Преобразующие профессии
Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда
Профессии машинного труда
Целесообразная деятельность по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей человека – это
Действие
Игра
Труд
Операция
К группе предметных условий труда можно отнести:
Материальные условия работы и быта
Гигиенические условия
Социальные условия
Физико-химические условия
Совокупность общих и специфических систематически применяемых и потенциально имеющихся знаний, умений и способностей, необходимых для исполнения профессиональной деятельности, называется
Специальностью
Квалификацией
Должностью
Классификацией
Определенными предпосылками реализации функций труда являются:
Удобство и эффективность орудий труда
Адекватность возможностей человека рабочим нагрузкам
Производительность
Система безопасности труда
Совокупность психических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии, - это
Профессиональная пригодность
Профессиональная ориентация
Профессиональная готовность
Профессиональный выбор
Установили информационную функцию сигнала и образа ситуации, подчеркнули значение мотива в деятельности, обусловленность внутренней динамики нервных процессов внешними воздействиями российские ученые:
В.М.Бехтерев
В.Д.Шадриков
И.П.Павлов
О.Г.Носкова
Перечень научно-обоснованных норм и требований профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста – это
Квалификация
Требования
Систематизация
Профессиограмма
Одной из форм существования профессии является
Имидж
Специальность
Карьера
Трудовой пост
Класс частных профессиограмм делится на следующие виды:
Психологические
Санитарно-гигиенические
Физиологические
Типовые
Принципы чередования нагрузок, организации перерывов в работе и «активного отдыха» как способа повышения продуктивности труда разрабатывал
И.М.Сеченов
Л.С.Выготский
В.Вундт
Е.А.Климов
Проведен цикл исследований трудовой деятельности, в результате которых обоснованы рекомендации по продолжительности рабочего дня
И.П.Павловым
И.М.Сеченовым
Е.А.Климовым
С.Л.Рубинштейном
По своим результатам труд может быть:
Непроизводительным
Ручной
Простой
Производительным
Деятельность по выявлению закономерностей формирования престижа и социального статуса профессий, предпосылок и факторов их выбора различными категориями людей, по обоснованию и практическому осуществлению мероприятий, направленных на побуждение людей к выбору профессий, называется
Профессиограммой
Профессиональной подготовкой
Профессиональной ориентацией
Профессиональным психологическим отбором
Специальные профессиограммы разрабатываются для использования в следующих целях:
Для профессионального психологического отбора
Для оптимизации условий и режима деятельности
Для профессиональной ориентации и профконсультации
Для обобщения характеристик профессиональной деятельности
Процесс адаптации личности к требованиям конкретной деятельности - это
Саморегуляция
Активность
Идентификация личности с профессией
Индивидуализация
Принципы профессиологии, сформулированные К.К.Платоновым следующие:
Лаконичность
Личностный подход
Комплексность и целенаправленность
Социальная активность
Деятельность специальных органов по выявлению профессиональной пригодности к учебной или профессиональной деятельности с учетом результатов профессиональных, психологических и психофизиологических испытаний, называется
Профессиональным психологическим отбором
Профессиональной ориентацией
Социально-психологическим тренингом
Профессиональной подготовкой
Устойчивое своеобразие принадлежащих данной личности психических процессов, состояний, образований и свойств как в специфике их содержания, так и в способах и формах проявления, - это
Эгоизм
Саморегулирование
Индивидуальность
Активность
Книга, в которой делается одна из первых попыток классификации профессий –
«История психологии труда в России»
«Основы психотехники»
«Система профессиональной классификации»
«Психология и эффективность производства»
Специалист в определенной области трудовой деятельности, достигший требуемого уровня мастерства для эффективного выполнения предписанных задач, - это
Работник
Авторитет
Сотрудник
Профессионал
Основными видами деятельности являются:
Игра
Учеба
Труд
Упражнение
Организацию профессиональной психодиагностики обеспечивает профессиография
Диагностическая
Коррекционная
Формирующая
Информационная
Порядок, продолжительность и объем выполнения трудовых задач – это ___________ труда
Содержание
Организация
Средства
Объект
Первое «Городское посредническое бюро» для содействия в трудоустройстве было создано в Москве в _______ году
1655
1897
2000
1987
Краткая история профессии, ее роли в системе народного хозяйства, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной плате, престижности профессии – это составляет __________ аспект традиционно общей схемы описания профессии
Психофизический
Производственно-технический
Санитарно-гигиенический
Социально-экономический
Системотехническое направление исследований психологических проблем профессиональной деятельности человека
Было связано с активизацией исследований профессиональной деятельности
Было связано с изучением инженерно-психологических вопросов построения систем «человек – машина»
Было связано с исследованием механизмов адаптации к условиям деятельности
Заключалось в проведении практического анализа нарушений надежности систем управления
Развитие психологической системы деятельности происходит:
При последующем становлении профессионала
При завершении карьерного роста
В процессе профессиональной подготовки субъекта труда
При совершенствовании профессионала
В профессиональном отборе выделяются следующие компоненты:
Теоретический
Медицинский
Биологический
Педагогический
Труд отличается от других видов деятельности тем, что он всегда имеет направленность на
Учебу
Взаимодействие
Создание продукта
Промежуточный результат