Теоретические основы социальной педагогики
Объект социально-педагогической деятельности
ребенок либо группа людей с проблемами социализации: его (их) индивидуальные возможности, социальные проблемы, отношение к субъекту воспитания и пр.
семья, СМИ, различные общественные и частные организации
различные социальные институты, их сущность, факторы влияния на человека
общественные и частные организации, взаимодействующие с социальным педагогом в процессе его социально-педагогической деятельности
Как направление социальная педагогика оформилась в
ХVIII в.
средние века
середине ХIХ в.
период Возрождения
Основоположник социальной педагогики
немецкий философ Пауль Наторп
английский социалист-утопист Роберт Оуэн
английский философ, психолог и социолог Герберт Спенсер
американский философ и педагог Джон Дьюи
В 20-е гг. ХХ в. выделились следующие направления развития социальной педагогики в России
разработка методик педагогически целесообразных связей с семьей, общественностью, государством; подъем духовной культуры социальной среды; борьба с беспризорностью и трудновоспитуемыми
борьба с правонарушителями, беспризорными и трудновоспитуемыми; разработка методики педагогически целесообразного взаимодействия семьи и государства; превалирование роли государства в воспитании детей
повышение культуры социальной среды; борьба с влиянием церкви на детей и подростков; воспитание детей в учреждениях нового типа
разработка педагогически целесообразных связей семьи и общественности; подъем культурного уровня народа; организация специальных дошкольных учреждений
Основные методы коррекции
убеждение, поощрение, наказание
контроль, убеждение, наказание
поощрение, наказание
положительный пример, наказание
Объект социальной педагогики
развитие и становление личности в социально-историческом пространстве, ее поддержка со стороны государства, общества, социальных институтов и семьи, профессиональных и непрофессиональных воспитателей
воспитание личности в условиях развитого государства, интеграция семьи и различных конфессий
воспитание личности в социально-историческом пространстве посредством государства и общества
взрослые и дети, ставшие жертвами неблагоприятных условий социализации
Основные методы социальной педагогики, заимствованные из социологии
теоретический анализ социальных явлений, социально-педагогический эксперимент, включенное наблюдение, конкретно-социологические исследования
социально-педагогический эксперимент, распространение инновационных идей, полученных в ходе его проведения, метод включенного наблюдения, требование, упражнение (приучение)
метод анализа конкретной социальной ситуации, педагогический эксперимент, метод включенного исследования, упражнение (приучение)
метод анализа социальных явлений, социально-педагогический эксперимент, положительный пример и наказание
Социальная педагогика как область научного знания опирается на принципы
педагогики
социологии
этнопедагогики
психологии
Социализированность - это
осознание человеком социально-половой роли близких ему членов социума
целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности человека, необходимых ему для успешного течения процесса социализации
предрасположенность человека к негативному влиянию на него неблагоприятных факторов социализации
сформированность характеристик человека, задаваемых статусом и требуемых данным обществом
Социальная запущенность в социальной педагогике определяется как
несоответствие личности (ребенка или взрослого) половозрастным социальным ролям
несформированность у ребенка социальных чувств, интересов, навыков и умений; несоответствие половозрастным социальным ролям
воспитание детей в социально неблагополучных семьях
состояние, обусловленное недостатками в учебно-воспитательной работе с детьми, подростками в семье, дошкольных учреждениях, в школе
Социум - непосредственная среда, которая обеспечивает
жизнедеятельность человека
формирование и совершенствование человека
становление и развитие творческих способностей человека
становление, формирование и развитие человека
Как главный фактор социального воспитания в России в VIII - XIV вв. признается
родовая община
государство
семья
церковь
Личность - это
конкретный человек в совокупности его личностных и социальных характеристик
индивид как объект социальных отношений и социальной деятельности
индивид как субъект социальных отношений и социальной деятельности
индивид как субъект социальных отношений
В основу работы колонии для несовершеннолетних правонарушителей А.С. Макаренко положил принципы
авторитарного стиля руководства, воспитания в коллективе, суровой требовательности
четкой организации труда, широкого использования различных форм поощрения, связи с родителями
равенства прав и обязанностей педагогов и воспитанников, четкой организации труда, воспитания в коллективе
полной свободы воспитанников, четкой организации труда, связи с другими колониями
Социализация - это
процесс и результат активного приспособления индивида к условиям социальной жизни
взаимодействие условий политической, экономической и социальной жизни на человека на всех возрастных этапах
развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах
целенаправленный процесс формирования всех социально значимых качеств личности человека
Формирование социально-педагогической мысли происходит в
период формирования первых цивилизаций Древнего мира
эпоху Возрождения
феодальном обществе
средние века
Социальная педагогика - это отрасль педагогики
предметом которой является социальное воспитание людей, осуществляемое в различных организациях
занимающаяся социальным положением, социальными проблемами людей и организацией помощи нуждающимся в ней
изучающая социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей, осуществляемое как в воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией
целью которой является изучение социального положения и проблем всех социальных групп людей, осуществляемое в соответствующих учреждениях и организациях
Наиболее ярким представителем возникшей в XVII в. идеи о том, что общество не играет доминирующей роли в воспитании человека, является
Д. Локк
И. Песталоцци
Я.А. Коменский
А. Дистервег
Основной вид социально-педагогической деятельности
социально-педагогическая профилактика
социально-педагогическая помощь и реабилитация
реабилитация и коррекция
социально-педагогическая профилактика и реабилитация
Значение английского ученого-социолога Г.Спенсера в истории социальной педагогики заключается в том, что он
разработал принципы социального воспитания
является основоположником органической школы в социологии
создал систему учебно-воспитательных заведений для детей
обосновал роль семьи в социальном воспитании человека
Значение К.Д. Ушинского в становлении социальной педагогики в России заключается в том, что он впервые
выдвинул идею воспитания детей в коллективе, обосновал целостность процесса воспитания и образования, роль социальной среды в воспитании растущего человека
выдвинул вопрос о целостности процесса формирования личности в процессе обучения и воспитания, идею о необходимости повышения внимания к детям групп риска, обосновал значение общественного воспитания
поставил вопрос о целостности процесса формирования личности в процессе обучения и воспитания, выделил факторы, играющие значительную роль в формировании ребенка, обосновал идею о взаимосвязи педагогики с другими науками о человеке
обосновал основные принципы виктимологии, идею связи об интегративном характере педагогики, о связи семейного и школьного образования, выделил факторы доминирующего воздействия на формирование личности ребенка
В основе современной социальной педагогики в России лежат следующие педагогические идеи замечательных русских и зарубежных педагогов прошлого
уважение личности ребенка, связь школы с социальной средой, учет индивидуальных особенностей ребенка, раннее вовлечение в трудовую деятельность
формирование умений самореализации личности, «учение с увлечением», развитие трудовых навыков, связь школы с конфессиями
гуманизм, уважение к личности ребенка, связь школы с семьей, радость успеха в труде, учет реальных возможностей и способностей ребенка
связь школы с семьей и общественностью, гуманизм, разумная требовательность, воспитание в коллективе
В социально-педагогическую деятельность входят процессы
образования, воспитания
образования, воспитания, коррекции
образования, обучения, воспитания
обучения, воспитания, развития
Раздел «Психология социального воспитания» рассматривает вопросы
пути осуществления интеграции воспитательных сил конкретного общества
соотношение воспитания с социализацией и развитием человека на протяжении всей его жизни
общество как воспитательная среда человека, сущность социализации личности
психологические особенности и условия оптимального взаимодействия субъектов социального воспитания в соответствии с учетом данных о механизмах социализации личности
Социальное воспитание происходит
в семье, среде родственников, школе
в семье, во всех звеньях образования, в труде, в среде сверстников и пр.
в семье, школе, в труде, в среде одноклассников
в детском саду, школе, вузе (колледже), трудовом коллективе
Педагогическая запущенность - это
несформированность у детей, учащихся общеобразовательных и специализированных учреждений, адекватного представления о своем социальном статусе
несоответствие ребенка, подростка половозрастным социальным ролям
состояние, обусловленное недостатками в учебно-воспитательной работе с детьми, подростками в семье, дошкольных учреждениях, школе
несформированность у ребенка социальных чувств, интересов, навыков и умений
Структуру социальной педагогики составляют разделы
философия социального воспитания, психология социального воспитания, история социального воспитания, виктимология
социология воспитания, философия социального воспитания, психология социального воспитания, методика социального воспитания
социология воспитания, методология социального воспитания, валеология, психология социального воспитания
социология воспитания, психология социального воспитания, этические вопросы социального воспитания
Цель социальной педагогики
воспитание многосторонне развитой личности, обладающей умением перерабатывать все накопленные человеческой цивилизацией достижения культуры
воспитание одаренных детей
организация целенаправленного эффективного процесса воспитания и социализации подрастающего поколения
раскрытие таких закономерных связей подрастающего человека с социальными явлениями, использование которых позволяет сознательно и целенаправленно преобразовывать, воспитывать, социализировать, превращать его в общественного индивида
В XVII - XVIII в. появились следующие новые идеи, существенно повлиявшие на развитие социальной педагогики:
понимание тесной связи между воспитанием и социальной средой, осознание роли коллектива в социальном воспитании
рассмотрение общечеловеческих ценностей как приоритетных; понимание связи между образованием, воспитанием и социальной средой
идея о доминирующей роли социальной среды в воспитании человека; признание интегративной и существенной связи между воспитанием, образованием и социальной средой
понимание как приоритетных общечеловеческих ценностей; определение роли социальной среды в качестве преобладающей в воспитании
Методы социальной педагогики - это
способы взаимосвязанного воздействия педагога и семьи на детей, подростков и взрослых
методы гуманизма, целесообразности и культуросообразности
способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка
эффективные способы работы социального педагога, способствующие воспитанию у ребенка уважительного отношения к семье
Проблемы социальной педагогики в России на современном этапе плодотворно разрабатывают
В.Г. Бочарова, А.В. Мудрик, В.А. Никитин, Ф.А. Мустаева, Л.Е. Никитина, М.А. Галагузова и др.
В.Н. Сорока-Росинский, Ф.А. Мустаева, В.Г. Бочарова, Л.Е. Никитина, Ш.А. Амонашвили, К.Д. Ушинский и др.
Ф.А. Мустаева, П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель, В.А. Никитин, Л.Е. Никитина и др.
В.Г. Бочарова, А.В. Мудрик, Т.С. Шацкий, В.А. Никитин, П.Ф. Лесгафт, М.А. Галагузова и др.
Идея свободного воспитания детей в России нашла воплощение в практической деятельности
К.Н. Вентцеля
Л.Н. Толстого
К.Д. Ушинского
С.Т. Шацкого
Основные социальные институты, которые оказывают решающее воздействие на образование и воспитание личности
производство, государство, школа
семья, культура, школа
государство, семья, школа
семья, культура, СМИ
Социальная работа - это
целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности человека, необходимых ему для успешного течения процесса социализации
специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц
то же, что и социально-педагогическая деятельность
динамика развития соответствующего социально-педагогического явления или сложившаяся последовательность действий социального педагога, взаимодействия воспитателя и воспитуемого
Для современной социальной педагогики остаются актуальными следующие принципы П.Ф. Лесгафта, провозглашенные им еще в XIX в.
индивидуальный подход, учет влияния церкви и семьи
уважение личности ребенка, учет индивидуальных особенностей, а также влияния на него взрослых, семьи и окружения
индивидуальный подход, уважение личности ребенка, учет влияния взрослых и семейной сферы
индивидуальный подход, необходимость воспитания в коллективе, учет влияния родителей, семьи на детей
Социальная адаптация, как считают ученые, это
приспособление личности к условиям новой социальной среды, новым общественным условиям, в результате чего формируется самосознание и ролевое поведение, способность к адекватным связям с окружающими
процесс и результат активного приспособления индивида, слоя, группы к условиям новой социальной среды, к изменяющимся или уже изменившимся общественным условиям жизни, в результате чего формируется самосознание и ролевое поведение, способность к адекватным связям с окружающими
умение находить компромиссные решения в новой социальной среде, новых общественных условиях, что способствует формированию определенной социальной роли личности
процесс вхождения индивида или группы людей в новую социальную среду, результатом которого является способность спокойно и целесообразно строить свою жизнедеятельность
Термин «социально-педагогический процесс» означает
динамику развития соответствующего социально-педагогического явления или сложившуюся последовательность действий социального педагога, взаимодействия воспитателя и воспитуемого, обеспечивающую достижение определенной социально-педагогической цели
целенаправленную деятельность социального педагога, обеспечивающую достижение социальной адаптации у индивида или группы людей
динамику развития социально-педагогического явления или сложившуюся последовательность действий социального педагога по социальному воспитанию личности
систему целенаправленных действий социального педагога с населением
Принцип «социальная педагогика впервые был введен А. Дистервегом в
1850 г.
1787 г.
1879 г.
1633 г.
Смысл понятия «социум» - это
социальное сообщество людей
окружение, в котором формируется человек; совокупность различных групп и других объединений, организаций, учреждений, движений, составляющих это окружение; среда, влияние которой испытывает человек в процессе своей жизнедеятельности; пространство - предметное, культурное, духовное, где он реализует свою активность
исторически сложившаяся устойчивая форма совместной деятельности людей, в которой человек реализует свою активность, осуществляет свою жизнедеятельность
социальная функция, модель поведения, объективно заданные социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений
Главная задача школы, считал русский педагог и психолог П.Ф. Каптерев, заключается в том, чтобы
развить основные процессы психической деятельности ребенка
обеспечить ребенка определенной суммой знаний
научить ребенка жить в коллективе
воспитать гражданина
В средние века особую роль в социально-педагогической практике играли
школа, государство
церковь, религия
семья, школа
государство, семья
К основным принципам социальной педагогики относятся принципы
природосообразности, культуросообразности, гуманизма, дополнительности
природосообразности, учета возрастных и индивидуальных особенностей личности, убеждения, дополнительности
природосообразности, учета возрастных и индивидуальных особенностей личности, культуросообразности, доступности
культуросообразности, дополнительности, гуманизма, самодостаточности
В разделе «философия социального воспитания» рассматриваются такие вопросы
воспитание и развития всех социальных категорий общества, сущность процесса социализации и пр.
соотношение воспитания человека с его социализацией и развитием, методологические основы воспитания и пр.
соотношение воспитания с социализацией и развитием человека на протяжении всего его жизненного пути, цели воспитания на современном этапе и пр.
многостороннее воспитание и развитие человека, способы организации взаимодействия индивидуальных, групповых и социальных субъектов воспитания
Наиболее продуктивными методами социальной педагогики, заимствованными из педагогики, являются
положительный пример, требование, упражнение
убеждение, положительный пример, требование
упражнение, убеждение, систематический контроль
убеждение, положительный пример, упражнение (приучение)
Впервые принцип культуросообразности сформулировал
Ж.-Ж. Руссо
А. Дистервег
Я.А. Коменский
К.Д. Ушинский
Основными факторами социального воспитания до недавнего времени были
государство, церковь
семья, государство, церковь
семья, государство
семья, община, церковь
А. Дистервег впервые употребил термин «социальная педагогика» в труде
«Социальная педагогика»
«Великая дидактика»
« Новый взгляд на общество, или Опыты формирования характера»
«Руководство для немецких учителей»
Условия, обусловившие становление социальной педагогики как научно-практического знания
войны, массовые миграции, расслоение общества
обострившиеся социальные конфликты в обществе, кризис семьи, возрастание роли государства
обострившаяся социальная дифференциация общества, войны, революции, массовые миграции и пр.
научный прогресс, научные открытия, достижения в области гуманитарных наук
Термин «социальный» означает
общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе
общественный, регулирующий общественные отношения людей
непосредственное отношение к социуму
государственный, определяющий социальную жизнь людей социума
Значение П. Наторпа в истории социальной педагогики обусловлено прежде всего тем, что он обосновал
принцип природосообразности как ведущий в социальной педагогике
роль коллективного воспитания
сущность социальной педагогики как науки
методы социальной педагогики