Философия и методология науки (курс 1)

________ – объекты, обладающие свойствами самоподобия, повторения структур с увеличением размеров
Система теоретических объектов
Аналоги
Фрактали
Конгруэнтные объекты
________ – скрытый, неявный
Имплицитный
Эксплицитный
Допредикативный
Априорный
________ - понятие, обозначающее систему теоретических объектов, построенных физической теорией и наделяемых онтологическим статусом
Физическая реальность
Неорганичная система
Нормальная система
Наблюдаемая реальность
________ система – система, в которой свойства частей и их изменения определяются внутренней структурой, а не структурой целого, изменения целого могут не привести к изменениям в элементах, которые существуют самостоятельно и даже бывают активнее системы в целом
Самоорганизующаяся
Неорганичная
Нормальная
Органичная
В общественных науках ________ является составляющей социальной позиции познающего субъекта
само содержание знания
получение знаний
применение знаний
вывод из знаний
________ – понятие, получившее особое значение в работах М.Вебера, где показана благотворная роль этических норм и принципов протестантизма для добросовестного труда и хозяйственного успеха
Трудовая этика
Хозяйственная этика
Протестантская этика
Этика успеха
________ – пренебрежение заданными автором смыслами, которое означает утрату главного нормативного принципа (прежде всего текст «значит» то, что имеет в виду автор)
Деконструкция текста
«Имплицитный автор»
Мультиинтерпретация текста
Изгнание автора
________ - руководство к тому, как методологическим путем находить новое
Алгоритм
Методика исследования
Эврология
Эвристика
________ – понятие, фиксирующее эволюцию научных и философских представлений о природе, обществе и познании, меняющее свой объем и содержание в зависимости от конкретно-исторических способов и форм научной деятельности и социальной практики
Объективная реальность
Мир
Ноосфера
Видимый мир
________ – понятие, введенное Э.Гуссерлем и означающее мир человеческого опыта, первоначальных очевидностей; основа объективных наук
Жизненный мир
Эмпирический мир
Объективная реальность
Комплекс ощущений
________ - «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» (Аристотель)
Логика
Аналитика
Риторика
Аргументация
Верны ли утверждения? А) К относительно мнимым проблемам могут быть отнесены многие физические проблемы, вполне реальные в рамках классической физики, но теряющие смысл в новых физических теориях В) К относительно мнимым проблемам относятся такие, которые противоречат, как сегодня считается, закономерностям нашего физического мира, как, например, проблема вечного двигателя
А – нет, В - да
А – да, В - нет
А – нет, В - нет
А – да, В - да
Верны ли утверждения? А) Отличие традиционной гносеологии от разделов теории познания, имеющих дело с использованием компьютеров, состоит в том, что первая концентрируется на процедуре описания, обращаясь к высказываниям и правилам для получения знания В) «Компьютерная» теория познания делает центром своего внимания регуляцию, обращается к нормативным предложениям, использует знания для продуцирования правил
А – нет, В - нет
А – да, В - да
А – да, В - нет
А – нет, В - да
Верны ли утверждения? А) Существует конкуренция теорий: эквивалентных как в эмпирическом (одинаково согласуются с эмпирическими данными), так и в семантическом (несут одно и то же содержание) плане, но различающихся лингвистически — средствами (языком) описания В) Существует конкуренция теорий: эквивалентных в эмпирическом плане, но неэквивалентных в семантическом отношении, когда на основании одних и тех же экспериментальных данных вычленяется разное теоретическое содержание
А – нет, В - да
А – да, В - нет
А – нет, В - нет
А – да, В - да
________ система – саморазвивающееся целое, проходящее этапы усложнения и дифференциации и обладающее рядом специфических особенностей
Нормальная
Органичная
Экстраординарная
Неорганичная
________ у Т.Куна - это определенное единство философско-методологических предпосылок, теоретического объяснения и методов познавательной деятельности в данной научной дисциплине
Методика научного исследования
Философско-методологическая установка
Дисциплинарная матрица
Научно-исследовательская программа
Верны ли утверждения? А) Формирование системы взаимосвязанных фреймов используется как на концептуальном, так и на практическом уровнях В) Фреймы обозначают набор объединенных временными и причинными связями понятий низшего уровня, описывающий упорядоченную последовательность стереотипных событий
А – нет, В - нет
А – да, В - да
А – да, В - нет
А – нет, В - да
Центральным для всей проблематики когнитивной науки является обращение к
дисциплинарной матрице
компьютеру
синергетике
системному подходу
________ - разветвления, расхождения путей развития системы в различные стороны
Бифуркация
Недетерминированный хаос
Точка бифуркации
Дивергенция
Восприятие при ________ подходе - непрерывный процесс возникновения, смены, функционирования когнитивных форм, которые организуют обобщенное, преимущественно эмпирическое знание, являющееся предпосылкой актуально осуществляемого восприятия
системно-структурном
когнитивно-структурном
интеграционном
структурно-функциональном
________ – теория самоорганизации систем, сочетающая системно-информационный, структуралистский подходы с принципами самоорганизации, неравновесности и нелинейности динамических систем
Синергетика
Современное понимание философского принципа системности
Системный подход
Мультипарадигмальный подход
________ – сложное структурное образование, которое содержит в качестве элементов чувственные и абстрактные образы; те и другие могут быть неявными, невербализованными, как, например, интеллектуальная интуиция
Архетип
Аксиома
Когнитивный образ
Гештальт
________ - особый тип методологии, который предполагает вычленение общефилософского, общенаучного и специально-научного уровней исследования, а также рассмотрение соответствующего каждому из них понятийного аппарата
Современное понимание философского принципа системности
Междисциплинарный комплексный подход
Мультипарадигмальный подход
Системный подход
________ - первичная реальность и исходная точка всякой гуманитарной дисциплины, концентрирует все особенности гуманитарного знания и познавательной деятельности - его коммуникативную, смыслополагающую и ценностную природу
Значимое
Текст
Смысл
Фрейм
________ деятельность – деятельность, которая заведомо предполагает выявление и анализ предельных оснований, принципов, категориального аппарата и четко ориентирована на критико-рефлексивный подход как к своему содержанию и его предпосылкам, так и ко всякому знанию и познанию вообще
Философско-методологическая
Эвристическая
Философско-методическая
Философская теоретическая
________ - сложная по своей структуре и функциям форма знания, содержащая не только методологические, но и ценностные, в частности философско-мировоззренческие, компоненты
Научное мировоззрение
Парадигма
Стиль научного мышления
Научная картина мира
Верны ли утверждения? А) Стиль научного мышления (СНМ) — это единая система принципов, которая принимается учеными как образец, стандарт, канон, эталон мыслительной деятельности, т.е. признается ее регулятивный, нормативный характер В) СНМ предстает как синтетическая исторически меняющаяся «единица» знания, более крупная, чем метод или система методов, но содержащая регулятивные принципы
А – нет, В - да
А – да, В - да
А – нет, В - нет
А – да, В - нет
________ – информация, хранимая в машине, формализованная в соответствии с определенными структурными правилами, которые компьютер может автономно использовать с помощью заложенных в нем алгоритмов типа логического вывода
Компьютерная информационная технология
Компьютеризация
Компьютерная синергетика
Компьютерное представление знания
Верны ли утверждения? А) Выявление объективно существующей проблемной ситуации и постановку проблемы большинство методологов считают началом исследовательского поиска В) Сам вопрос о «начале» исследования не бесспорен, так как в науке известна и другая ситуация, когда формулирование общетеоретической проблемы является целью и результатом предварительного решения ряда частных задач
А – нет, В - да
А – да, В - нет
А – да, В - да
А – нет, В - нет
________ – совокупность ученых-профессионалов, объединенных вокруг единой парадигмы, научной школы, направления
Эпигоны
Адепты
Научное сообщество
«Невидимый колледж»
Верны ли утверждения? А) Сегодня научная картина мира (НКМ) понимается как одно из оснований научного поиска, картина исследуемой реальности, представленная в особой форме систематизации знания, которая позволяет выявить и интерпретировать предмет науки, ее факты и теоретические схемы В) Через НКМ происходит передача фундаментальных идей и принципов из одной науки в другую, она начинает играть все более важную роль, и не столько как модель мира или его образ, сколько как синтезирующая логическая форма знания
А – да, В - да
А – нет, В - да
А – да, В - нет
А – нет, В - нет
________ - относительно устойчивое состояние системы, которое как бы притягивает к себе многообразные пути и траектории динамических систем, направляет их эволюцию к определенной «цели»
Бифуркация
Энтропия
Демаркация
Аттрактор
________ - целостность, целостный мир
Мир
Универсум
Объективная реальность
Физическая реальность
________ знаниЯ соотносятся как универсально-всеобщее и конкретно-специальное знание о человеке, его мире и культуре
Философское и гуманитарное
Гуманитарное и культурологическое
Философское и научно-методологическое
Философское и конкретно-научное
Принцип ________ – принцип, который состоит в том, что с появлением новых, более общих теорий прежние успешно «работавшие» концепции не устраняются как ошибочные, а сохраняют свое значение для прежней предметной области, но уже как частный случай новых теорий
соответствия
когерентности
экстраординарности
дополнительности
________ - пространственный образ мира, запечатленный в стиле искусства, в принципах и методах создания художественной композиции и ее выразительности; при этом пространство понимается в динамике - как единство «пространство-время»
Универсум
Художественная картина мира
Релятивистская картина мира
Художественная эпистема
Представителями синергетики введены такие базовые понятия, как
теория катастроф
аттракторы
тупиковые ветви
образ мышления о мире
Представителями синергетики введены такие базовые понятия, как
фрактали
конструктивная роль хаоса
неравновесная система
порождение особого свойства целого из свойств элементов
Представителями синергетики введены такие базовые понятия, как
энтропия
бифуркация
самоорганизация
нелинейность
Верны ли утверждения? А) Значение парадигм определяется в целом не только тем, что их смена раскрывает «механизм» революционных преобразований в науке, но и тем, что они в нормальной науке позволяют успешно решать вопрос о выборе теории В) Выбор системы аргументов в пользу той или иной теории всегда будет зависеть от принятой сообществом системы ценностей в их взаимодействии с опытными данными, — в целом от парадигмы
А – да, В - нет
А – нет, В - нет
А – нет, В - да
А – да, В - да
В ________ возникает принципиально иная парадигма на базе таких новых областей науки, как неравновесная термодинамика, теория хаоса, нелинейный математический анализ, теория катастроф, теория автопоэзиса и ряда других
структурализме
системном подходе
синергетике
критическом рационализме
________, как и близкая ей аналогия, способствует образованию неожиданных, нетрадиционных межфреймовых связей, существенно продвигающих научный поиск
Метафора
Идеализация
Экстраполяция
Экспликация
________ – существующий до высказывания
Допредикативный
Аподиктический
Ассерторический
Сентенциональный
Верны ли утверждения? А) В современном знании все чаще вместо понятия «картина мира» начинают употреблять иные термины: «модель», «интегральный образ», «онтологическая схема», «картина реальности» В) В эти понятия наряду с представлениями о природе, ее причинности и закономерности, пространстве и времени включаются представления о человеке, его деятельности, познании, социальной организации окружающей среды
А – да, В - да
А – нет, В - нет
А – нет, В - да
А – да, В - нет
________ у Т.Куна – это дисциплинарная матрица, метафора для обозначения парадигмы
«Жизненный мир»
Матрица
Методологическое клише
Принцип «семейного сходства»
________ – многообразные процессы возникновения упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в неравновесных, неустойчивых состояниях вблизи от критических точек, предшествующих бифуркации
Самоорганизация
Генезис
Стохастические процессы
Гомогенизация
________ - объективное состояние рассогласования и противоречивости научного знания, возникающее в результате его неполноты и ограниченности
Бифуркация
Проблемная ситуация
Парадокс
Гетерогенное состояние
Программа искусственного интеллекта как своего рода «экспериментальная философия» делает фигуру ________ столь же необходимой для компьютерной эпохи, как и математика-программиста
эпистемолога
методолога
методиста
экспериментатора
________ – в общем смысле - это философское учение о сверхопытных началах и законах бытия
Доктрина
Метафизика
Трансцендентальная философия
Эмпириокритицизм
________ – термин, введенный Т.Куном для обозначения развития науки между большими и малыми «революциями»
Экстраординарная наука
Синергетика
Фреймы
Нормальная наука