Психология развивающего обучения
Ф.Гегель, различая два типа мышления, назвал их
разумом и рассудком
рассудком и интеллектом
умом и разумом
интеллектом и умом
Школа диалога культур (по В. Библеру) - это теория и экспериментальная практика обучения, построенные на принципе
одновременности различных форм понимания
разного культурного уровня обучаемых
взаимодействия культур разных наций
последовательного прохождения учебных предметов
Ни одна способность не является актуальной, пока она не вобрала в себя
индивидуальный стиль деятельности социального субъекта
ориентировочные рефлексы первой сигнальной системы
комплекс биоритмов психической активности человека
систему соответствующих общественно выработанных операций
Вопросы онтогенетического развития психики разрабатываются в рамках
педагогической семантики
социальной педагогики
возрастной психологии
когнитивной психологии
Логическим, всеобщим выражением истории человеческого сознания выступают
правила мышления
нормы права
аксиомы математики
формы культуры
Согласно диалектической логике воспроизведение конкретного необходимо начинать с
эмпирического
аналитического
субъектного
абстрактного
Новая французская школа С. Френе - это система обучения, опирающаяся на использование в учебном процессе
телевизионного оборудования
компьютерных сетей
печатного станка
дистанционного обучения
Среди основных положений культурно-исторической теории Л.С.Выготского существенную роль в интериоризации играют
ориентировочные рефлексы
социальные ожидания
последовательные образы
символические и знаковые средства
Лев Семёнович Выготский (1896-1934 гг.) является создателем
концепции отношений личности
культурно-исторической теории
антропоцентрического подхода
психогенетического подхода
Игровая деятельность, которая наиболее свойственна ребенку от 3 до 6 лет, направлена на
воссоздание и усвоение общественного опыта
отвлечение ребенка от проблем реальной жизни
преодоление детских страхов и комплексов
развитие общения со своими сверстниками
Содержательное обобщение предполагает открытие закона
становления внутреннего единства некоторого целого
содержания некоторой формы
классификации по признаку общности
выделения общих черт предметов
Продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств действительности, называется
рефлексом
обобщением
интерференцией
дедукцией
Формирование теоретического мышления в процессе учебной деятельности предполагает следование
некоторым законам природного мира
устойчивым представлениям социальной перцепции
закономерным связям психологической компетентности
определенным законам логики познания
Рассудочное мышление, которое можно назвать эмпирическим, опирается на
следование требованиям философов-эмпириков
поиск разрешения противоречий
наглядные образы
восхождение от абстрактного к конкретному
Образ, являющийся представителем других образов, содержаний, отношений, называется
стимулом
структурой
символом
системой
Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний называется
рефлексией
рефлексом
генезисом
центрацией
Для теоретического мышления иметь понятие о данном объекте - это значит
внимательно изучить, запомнить его
точно усвоить, уметь пересказать
мысленно воспроизводить, строить его
хорошо сориентироваться, рассмотреть детали
Мышление, осуществляющееся с помощью абстракций и обобщений формально-логического характера, приводит к образованию
когнитивных знаний
эмпирических понятий
рефлексивных обобщений
интуитивных представлений
В первую очередь, психологической чертой, которая характеризует именно личностный уровень индивида, является потребность
индивида в удовлетворении своих нужд
в общественном признании
в обучении
индивида в активном созидании
С.Л. Рубинштейн считал, что решить задачу теоретически - значит решить ее
не прибегая к сбору эмпирического материала
наиболее оптимальным, с точки зрения логики, теоретическим способом
не только для данного частного случая, но и для всех однородных случаев
не прибегая к помощи подручных средств записи и вычисления
Психическая структура, которая представляет собой все то, что порождается в результате деятельности органов чувств человека, называется
рефлексивным мышлением
«биодинамической тканью»
значением
«чувственной тканью»
Для Л.С.Выготского индивидуальное сознание детерминируется деятельностью
коллективного субъекта
наследственными факторами
профессиональной деятельности
общественным сознанием
Культура - это особая форма общественной жизни, которая создает
всеобщие эталоны деятельности
условия возникновения новых ценностей
возможность передачи наследственных факторов поколениям
условия реализации игровой деятельности
Подход Л.С. Выготского - А.Н. Леонтьева к проблеме психического развития выражается в том, что воспитание и обучение человека рассматривается, в частности, как
последовательное преобразование природных задатков и способностей
создание предпосылок для реализации индивидуальных свойств школьника
согласование индивидуальных потребностей с социальными условиями
«присвоение», «воспроизведение» им общественно исторически заданных способностей
Теоретическое мышление имеет свое особое содержание, отличное от содержания эмпирического мышления, - это
пространство социальных архетипов, реализуемых в повседневной деятельности
область субъективных представлений личности, обусловленных научными знаниями
сфера проявления интроспективной психологии, направленной на самопознание
область объективно взаимосвязанных явлений, составляющих целостную систему
Индивидуальность характеризует человека со стороны
наследственных черт нервной системы
проявления возрастных свойств личности
стремления к отдалению от общества
социально значимых отличий от других людей
Л.В. Занков разработал систему развивающего обучения, направленную на общее психическое развитие младших школьников на основе новых
подходов к изложению материала
предметов школьного обучения
технических средств обучения
способов организации процесса их обучения
На основе учебной деятельности, которая характерна для детей от 6 до 10 лет, возникает
наблюдательность и усидчивость
накопление опыта
теоретическое сознание и мышление
процесс интериоризации
Л.С. Выготский внёс вклад в общую методологию науки, разработав представление о
натуральных психических функциях
системном строении сознания
словесно-логическом мышлении
субъективном семантическом пространстве
Есть все основания рассматривать значение слова не только как единство мышления и речи, но и как единство
генетического и типического
обобщения и общения
врожденного и приобретенного
ситуации и антиципации
Своеобразие обобщения системы понятий в виде мысли Л.С. Выготский видел в том, что при этом создается
социальное научение
ориентировочный рефлекс
пирамида понятий
когнитивный стиль
Культурно-историческая теория
осуществляет теоретический анализ природы культовых средств
рассматривает проблемы онтогенетического развития поведения и психики человека
исследует филогенез психики и сознания
направлена на изучение истории культуры
В мыслительном эксперименте понятие одновременно выступает как форма отражения материального объекта и как средство его мыслительного воспроизведения, т.е.
как особое мыслительное действие
как чувственное отражение
как особая мыслительная операция
как эмпирическое действие
Материальное становится идеальным, а идеальное - реальным лишь в постоянно воспроизводящей деятельности и осуществляется по схеме
вещь - действие - слово - вещь
действие - слово - вещь
вещь - слово - действие - слово - вещь
слово - действие - вещь
Процесс, который имеет своим результатом воспроизведение индивидом исторически сформировавшихся человеческих свойств, способностей и способов поведения, называется
отчуждением
внушением
присвоением
влиянием
Содержание культурно-исторической теории раскрывается более глубоко через анализ связи
коллективной и индивидуальной деятельности человека
реактивных и пограничных состояний человека
кратковременной и долговременной памяти человека
наглядно-образного и предметно-действенного мышления
В процессе овладения содержанием общественного сознания школьники
воспроизводят исторически возникшие способности
расширяют свой кругозор и эрудицию
усваивают знания, умения и навыки
овладевают основами производственной деятельности
Присвоение индивидом форм культуры выступает как сокращенное воспроизведение в его развитии
опережающего отражения
истории сознания
школьного курса обучения
когнитивного стиля
Понятие, которое выражает, прежде всего, отношение человека к миру в зависимости от его места в обществе, его мотивов, эмоций, носит название
знака
слова
символа
смысла
В школах, исповедующих гуманистические принципы педагогики Ш.А. Амонашвили, не
используются балльные отметки
наказывают детей за нарушения
задаются домашние задания
проводятся контрольные работы
Значение рассматривается как форма сознания, в которой происходит осмысление человеком своего человеческого бытия. При этом выделяются ______________ значения:
волевые, эмоциональные и мыслительные
активные, пассивные и индифферентные
деловые, чувственные и рациональные
операциональные, предметные и вербальные
С приходом в школу, ребенок начинает усваивать азы наиболее развитых форм общественного сознания, а именно
умения, навыки, талант, гениальность
характер, личность, темперамент, стиль
обучение, воспитание, развитие, учение
науки, искусства, морали, права
Гипотезу Л.С.Выготского о развивающем обучении начали проверять, обосновывать и конкретизировать
к концу 50-х гг. ХХ века
в середине XIX века
к концу 40-х гг. ХХ века
в начале ХХ века
Согласно теории Ж.Пиаже, источником психологического (интеллектуального) развития ребенка служит
действительная организация реальных возможностей
направленная активность селективной интерференции
непрерывная экстериоризация необратимых операций
имманентная организация и координация действий субъекта
Понятие выступает в роли средства
абстрактного отношения к миру как к целостной системе
мысленного воспроизведения предмета как целостной системы
субъективного локуса контроля
перевода подсознания в сознание
Согласно теории развивающего обучения - обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент развития у ребенка
умственного кругозора
исторических особенностей человека
умений и навыков
теоретических знаний
Социальная ситуация развития - это
отношения в группе детей
прежде всего, отношение ребенка к природной действительности
прежде всего, отношение ребенка к социальной действительности
отношения между детьми и взрослыми
Спонтанные понятия зарождаются при столкновении ребенка с реальными вещами, - это путь от
реального к идеальному
конкретного к абстрактному
генотипического к архетипическому
интуитивного к опережающему
Исторически сложившиеся в обществе понятия объективно существуют в
содержании научных книг и их понимании
формах деятельности человека и в ее результатах (предметах)
содержании научных школ и их развитии
формах психической активности и ее онтогенезе
Основной формой индивидуального мышления в процессе познания мира выступают
теоретические понятия
когнитивные стили
социальные установки
динамические стереотипы