Теория и технология развития речи детей

Ценность _____, как дидактического приема обучения рассказыванию, заключается в том, что он более других приемов облегчает процесс обучения, так как ребенку показывают результат, которого он должен достичь, и определяет примерное содержание будущих рассказов детей, их объем и последовательность изложения, облегчает детям подбор словаря
образца рассказа
разбора образца рассказа
коллективного составления рассказа
составления плана рассказа
_____ – повторение ребенком сказанного педагогом
Отраженный пересказ
Пересказ по ролям
Совместный пересказ
Пересказ по частям
Верны ли утверждения? А) В старшей группе на первых занятиях можно не прерывать речь ребенка в случае отступления от плана рассказа, однако впоследствии нужно постепенно начинать указывать детям на неполноту или непоследовательность рассказа В) Воспроизведение плана рассказа детьми применяется, начиная со средней группы. Подберите правильный ответ
А - нет, В - да
А - да, В - да
А - нет, В - нет
А - да, В - нет
Верны ли утверждения? А) В подготовительной к школе группе для пересказа можно рекомендовать русские народные сказки: «Теремок», «Волк и козлята»; авторские произведения – В. Сутеев «Кто сказал «мяу?» (отрывки), Л. Н. Толстой «Сел дед пить чай» В) В старшей группе дети пересказывают русские народные сказки «Теремок», «Лиса и рак»; рассказы К. Д. Ушинского «Умей обождать», «Бишка». Подберите правильный ответ
А - нет, В - да
А - да, В - нет
А - нет, В - нет
А - да, В - да
_____ – дидактический прием обучения рассказыванию, который способствует облегчению задачи рассказчику за счет уменьшения объема заданий
Составление рассказа по частям
Образец рассказа
Разбор образца рассказа
Коллективное составление рассказа
В _____ группе дети должны уметь самостоятельно составлять описания и повествования по картинам; правильно передавать содержание картины; соблюдать структуру повествования; использовать образную речь
подготовительной к школе
старшей
средней
младшей
Верны ли утверждения? А) Для выявления уровня владения ребенком монологической речью необходимо определить, может ли ребенок пользоваться разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику). В) В старшем дошкольном возрасте рассматривание и описание игрушек уступает место составлению рассказа по игрушке. Подберите правильный ответ
А - нет, В - да
А - да, В - нет
А - да, В - да
А - нет, В - нет
Верны ли утверждения? А) В младшем дошкольном возрасте дети учатся сами составлять загадки об игрушках на основе образца воспитателя В) У дошкольников восприятие картинки значительно опережает их изобразительные возможности Подберите правильный ответ
А - да, В - да
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - нет
Для выявления уровня развития связной речи детей _____ группы необходимо: 1) определить умение детей отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым; 2) выявить умение воспроизводить текст хорошо знакомой сказки; 3) предложить составление рассказа из личного опыта ребенка; 4) выявить умение пользоваться словами, обозначающими речевой этикет (спасибо, пожалуйста, здравствуйте).
подготовительной к школе
младшей
средней
старшей
Если при диагностике уровня развития связной речи ребенок 6-ти лет в ответ на задание составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему придумывает рассказ (сказку), дает свое название, то это говорит о _____
том, что ребенок владеет связной речью на уровне, ниже среднего
крайне низком уровне владения связной речью
среднем уровне владения связной речью
высоком уровне владения связной речью
_____ – пересказ произведения, содержащего диалог, детьми, говорящими от имени разных лиц, участвующих в диалоге
Совместный пересказ
Пересказ по ролям
Пересказ по частям
Отраженный пересказ
_____ картины – картины, на которых предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом
Сюжетные
Дидактические
Пейзажные
Предметные
Согласно методике выявления уровня развития речи дошкольников О.С. Ушаковой и Е.М. Струнима, в обследовании детей старшего дошкольного возраста содержательность творческого рассказа ребенка оценивается в 3 балла, если ____
сюжет рассказ заимствован
в рассказе идет только перечисление признаков
ребенок не справляется с заданием
ребенок придумывает интересный сюжет рассказа
Обучение детей рассматриванию и описанию предметных и сюжетных картин сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу происходит на занятиях с детьми _____
младшего дошкольного возраста
старшей группы
подготовительной к школе группы
среднего дошкольного возраста
Обучение рассказыванию из опыта целесообразно начинать после _____ лет.
3
4
6
5
Описание _____ – описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины
предметной картины
натюрморта
пейзажной картины
сюжетной картины
Основной вид занятия по картине в _____ группе – беседа.
младшей
старшей
средней
подготовительной к школе
Верны ли утверждения? А) У детей дошкольного возраста преобладает воссоздающее воображение. В) В основе словесного творчества детей лежит восприятие ими произведений художественной литературы и устного народного творчества. Подберите правильный ответ
А - нет, В - да
А - нет, В - нет
А - да, В - да
А - да, В - нет
В _____ в основном рекомендуются темы для рассказывания из опыта, предлагающие ребенку самому отобрать факты и рассказать о них
младших и средней группах
средней и старших группах
средней группе
старшей и подготовительной к школе группах
Верны ли утверждения? А) В практической, предметной деятельности воссоздающее воображение широко проявляется уже в раннем и младшем дошкольном возрасте в игре, конструировании, рисовании. В) Основой рассуждения является логическое мышление. Подберите правильный ответ
А - да, В - нет
А - нет, В - нет
А - да, В - да
А - нет, В - да
В _____ дети должны составлять повествование по набору игрушек и по одной игрушке, самостоятельно определяя тему, развивая сюжет и соблюдая композицию
второй младшей группе
первой младшей группе
старшем дошкольном возрасте
среднем дошкольном возрасте
Верны ли утверждения? А) В средней группе рекомендуется организовывать составление рассказов и придумывание сказок по юмористическим картинкам. В) Для рассказывания по памяти в средней группе рекомендуются темы, описывающие конкретный случай Подберите правильный ответ
А - да, В - нет
А - нет, В - да
А - нет, В - нет
А - да, В - да
Верны ли утверждения? А) Старший дошкольный возраст характеризуется становлением монологической речи. В) Методика рассказывания по серии картин: сначала рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми. Подберите правильный ответ
А - нет, В - нет
А - да, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - да
Возраст _____ – это возраст, когда закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них
4–5 лет
3–4 года
2–3 года
5–6 лет
Самое специфичное занятие, где дошкольники встречаются с необходимостью достоверно, понятно и кратко рассказать о своем опыте – _____
составление плана рассказа
составление письма
рисование и последующая беседа по нарисованному
коллективное рассказывание
Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему используется при обучении творческому рассказыванию в _____ группе
старшей
средней
подготовительной к школе
младшей
Для связи частей рассуждения дети чаще всего употребляют связки
во-первых, во-вторых
потому что, за то, что, поэтому
так как, таким образом, исходя из
следовательно, значит, если – то
Наиболее сложным видом детских сочинений является _____.
описание природы
сочинение загадок
сочинение сказок
создание реалистических рассказов
К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка» – это _____
натюрморты
сюжетные картины
пейзажные картины
дидактические картины
Закрепление навыков монологической речи осуществляется в _____
средней группе
первой и второй младших группах
старшей группе
подготовительной к школе группе
Матрешки, башенки, пирамидки, бочонки – это _____ игрушки
дидактические
сюжетные
интеллектуальные
развивающие
Начало формирования навыков монологической речи происходит в _____
первой и второй младших группах
подготовительной к школе группе
средней группе
старшей группе
Воспитатель предлагает ребенку 5,5 лет серию картинок (3–4), объединенных сюжетом, предлагает ему разложить их в последовательности и составить рассказ. Ребенок рассказывает с помощью взрослого. Это говорит о _____
задержке психического развития ребенка
недостаточном уровне владения связной речью, ниже среднего
высоком уровне владения связной речью
среднем уровне владения связной речью
Ребенок 3,5 лет, в ответ на вопрос «Какая одежда надета на тебе?» называет более 3 слов (рубашка, майка, брюки). Это говорит о _____
среднем уровне владения связной речью
задержке психического развития ребенка
том, что ребенок владеет связной речью на уровне, ниже среднего
высоком уровне владения связной речью
_____ дошкольный возраст характеризуется становлением монологической речи.
Средний
Старший
Младший
Младший и средний
Ребенку 4,5 лет предлагают составить рассказ на тему «Как я играю». Ребенок рассказывает с помощью взрослого. Это говорит о _____
крайне низком уровне владения связной речью
высоком уровне владения связной речью
среднем уровне владения связной речью
недостаточном уровне владения связной речью, ниже среднего
Верны ли утверждения? А) Рассуждения дошкольников, как правило, состоят только из тезиса и объяснения-доказательства, конкретизирующего общие положения, высказанные в тезисе В) Занятия по обучению высказываниям типа рассуждений можно начинать, создавая проблемные ситуации на вербальной основе, постепенно переходя к заданиям с опорой на наглядный материал. Подберите правильный ответ
А - да, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - да
А - нет, В - нет
Классификация картинок по родам и видам в играх типа «Убери лишнюю» _____
учит последовательно располагать аргументы, использовать необходимые средства внутритекстовой связи
учит устанавливать причинно-следственные отношения между объектами, выражать эти отношения соответствующими средствами связи
способствует обучению доказательству и способам связей смысловых частей рассуждений
развивает логическое мышление, закрепляет умение составлять целое из частей, упражняет в объяснительной речи
_____ показывает пример замысла рассказа, повышает интерес к рассказыванию и направляет мысли ребенка на конкретные факты из его жизненного опыта, которые могут стать основой для самостоятельного рассказа и способствовать развитию замысла
План рассказа
Рисование и последующая беседа по нарисованному
Образец рассказа воспитателя
Использование вспомогательных вопросов
_____ – связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа
Сравнительный рассказ
Рассказ по воображению
Объяснительный рассказ
Описание игрушки
Верны ли утверждения? А) Умение правильно соотносить рисунок с действительностью, видеть именно то, что на нем изображено, развивается у детей в процессе обучения восприятию рисунков. В) Предметные картины наталкивают ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия. Подберите правильный ответ
А - да, В - нет
А - да, В - да
А - нет, В - да
А - нет, В - нет
Верны ли утверждения? Варианты применения образца рассказа по картине в старшем дошкольном возрасте: А) образец может даваться после нескольких детских рассказов, если они однообразны; В) образец заменяется литературным текстом. Подберите правильный ответ
А - да, В - нет
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - да
_____ рассказ – описание двух или нескольких предметов с контрастными признаками, основанное на поэтапном сопоставлении их однозначных признаков
Сравнительный
Объяснительный
Сюжетный
Повествовательный
К словесным дидактическим играм, включающим рассказы детей по памяти, не относится игра _____
«Что я видел»
«Похож – не похож»
«Радио»
«Чудесный мешочек»
Верны ли утверждения? А) Рассказ, отражающий коллективный опыт детей психологически проще, чем рассказ, отражающий их индивидуальный опыт. В) В рассказывании на темы из личного опыта воспитатель должен задавать свой вопрос в естественно-разговорной форме. Подберите правильный ответ
А - да, В - нет
А - нет, В - нет
А - да, В - да
А - нет, В - да
Ребенок младшего дошкольного возраста, рассказывая об игрушках, которые есть у него дома, составляет рассказ из личного опыта: «У меня дома есть машинки. Их много, все машинки разные. Я ставлю их в гараж». Это говорит о _____
том, что ребенок владеет связной речью на уровне, ниже среднего
крайне низком уровне владения связной речью
высоком уровне владения связной речью
среднем уровне владения связной речью
Для выявления уровня развития связной речи детей _____ возраста необходимо определить у них умения: 1) при пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей; 2) составлять описание, повествование или рассуждение; 3) развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.
среднего дошкольного
старшего дошкольного
младшего и среднего дошкольного
среднего и старшего дошкольного
Обычно _____ носит деловой характер, в нем много точных определений, обстоятельств, но желательно, чтобы присутствовали элементы образности
рассказ
пересказ
рассуждение
описание
Ребенок 3,5 лет пересказывает сказку «Курочка Ряба», опираясь на наводящие вопросы воспитателя. Это говорит о _____
крайне низком уровне владения связной речью
высоком уровне владения связной речью
среднем уровне владения связной речью
недостаточном уровне владения связной речью, ниже среднего
_____ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события
Рассуждение
Сказка
Рассказ
Пересказ