История психологии (курс 1)

Структурными компонентами деятельности (по А.Н.Леонтьеву) являются
«чувственная ткань»
деятельность
цели
психофизиологические функции
операции
действия
условия
Транспозиция как собственный закон гештальта представляет собой
тенденция к объединению элементов смежных во времени и пространству
тенденция каждого психологического феномена принять более определённую, отчётливую завершённую форму
реакцию не на отдельные раздражители, а на их соотношение
постоянство образа вещи при изменении условий её восприятия
Основой учения Б. Спинозы является
дуализм (абсолютная разнородность тела и души)
пантеизм (представление о слиянии Бога и природы)
детерминизм (учение об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений)
метафизика (учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия)
Представителями пифагорейского союза являются:
Зенон (около 490 – -430 гг.до н.э.)
Пифагор (571 – 497 гг. до н.э.)
Фалес (625 – 547гг. до н.э.)
Героктит (около 520 – 460 гг.до н.э.)
Алкмеон (вторая половина VI века до н.э.)
В психической материи Э. Титченер различал следующие категории элементов
образ
волю
чувство
ощущение
В теорию познания Демокрит внес следующие положения
материализацию души
панпсихизм («всё имеет душу»)
понятия уровней познаваемости мира
познаваемость только души человека и его дел
Восстановите соответствие между персоналиями и их открытиями:
Дэвид Гартли (1705 – 1757)
английский епископ, философ, родоначальник субъективно-идеалистического воззрения на психическую жизнь человека; главная формула концепции: «Быть – значит быть в восприятии»; разработал оригинальную теорию зрительного восприятия в трактате «Новая теория зрения»
Давид Юм (1711 – 1776)
английский философ, историк, экономист и публицист; сформулировал основные принципы агностицизма; создатель оригинальной скептической науки
Джордж Беркли (1685 – 1753)
один из основоположников ассоциативной психологии, ассоциацию считал универсальным принципом объяснения психической деятельности; обосновал идею прижизненного формирования психики
Чарльз Роберт Дарвин (1809 – 1882) создал эволюционное ученее о происхождении видов путём _____________ отбора (введите пропущенное слово с клавиатуры)
Учение о вибрациях и ассоциациях идей Д. Гартли, с одной стороны, опирается на исследование ощущений как первичных элементов __________, с другой стороны, призвано раскрыть общие законы психической деятельности, объяснить с их помощью всё многообразие проявлений психики человека (введите пропущенное слово с клавиатуры).
Восстановите соответствие между персоналиями и их открытиями
Г. Кэрр (1873 – 1954)
психолог, возглавлял колумбийскую школу; новизна его психологических концепций заключалось в том, что в популярную в 20х годах формулу «стимул – реакция» была введена важная переменная – организм: S-O-R
Д. Дьюи (1859 – 1952)
психолог, философ, педагог; выступил против представления о том, основными единицами поведения служат рефлекторные души; требовал перейти к новому пониманию предмета психологии – целостного организма в его неугомонной, адаптивной по отношению к среде активности
Р. Вудвортс (1869 – 1962)
американский психолог, возглавлявший Чикагскую школу; определил психологию как изучение психологической деятельности (ментальной активности): восприятия, памяти, воображения, мышления, чувств, воли
Восстановите соответствие между персоналиями и их открытиями
Теофраст (ок. 370 – 285 гг. до н.э.)
руководитель Академии после Платона; “ научное мышление” он провозгласил критерием умопостигаемых предметов; мерилом чувственных вещей, по его мнению, служит “научное восприятие”; исследовал проблемы сущности бытия и его познания
Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.)
ученик Платона; выделял три вида сущности: умопостигаемая, чувственная и представляемая; и, соответственно три вида познания: мышление, восприятие, представление; задача человеческой жизни – освобождение духа от оков чувственности
Ксенократ (395 – 314 гг. до н.э.)
выдающийся мыслитель эллинизма; автор около 300 трудов; продолжил материалистические традиции античной психологии; исследовал проблемы познания, истины и её критериев; развил древние нравственно-психологические представления
Спевсипп (409 – 339 гг.до н.э.)
первый после Аристотеля руководитель Ликея, отец ботаники; высказал первые суждения о физиологических явлениях; усталости, головокружении, выделении пота, параличе; основой познания он считал опыт; в трактате «Характеристики» выделяет 30 видов характера человека
Восстановите соответствие между персоналиями и их открытиями
Пифагор (571 – 497 гг. до н. э.)
основатель Элейской школы; впервые высказал мысль, что «боги созданы по образу человека» и являются измышлениями людей; душа по Ксенофану состоит из земли и воды
Парменид (род. 515 гг.до н. э.)
выходец пифагорейского союза; отвергал возможность возникновения психических явлений «из нечего» и их исчезновения «в ничто»; проводил принципиальное различие между чувственно-позноваемым миром и миром умопостигаемым
Ксенофан (род. 580 гг. до н. э.)
основатель одной из самых авторитетных школ античного мира; выдвинул идею о количественной закономерности природы и её единства, а значит и душевных проявлений о душе как числе «гармонии музыки»
Восстановите соответствие между персоналиями и их открытиями
Анаксагор (ок. 500 – 428 гг. до н. э.)
выдающийся представитель «великогреческой» науки; основатель италийской медицинской школы; попытался материалистически решить вопрос о происхождении органической целесообразности; автор учения об эволюции органического мира на основе естественного отбора
Демокрит (ок. 460г. до н. э. – годы смерти неизвестны)
древнегреческий философ, один из основателей атомистической картины мира: создатель «теории истечений», как оригинальной концепции познания: ввел понятия первичных и вторичных качеств: понимал душу как источник активности и энергии тела
Эмпедокл (490 – 430 гг. до н. э.)
известный древнегреческий мыслитель; душа в его понимании производна от «ума», но «только ум он полагал высшим началом», обладающим способности познания и движения; познания души выводилось из её «средства с первоэлементами» (следуя по принципу «подобное познаётся подобным»)
Методическая задача психологии (по В. Вундту) представляет собой расчленение ________ на составные элементы и выяснение закономерных связей между ними (введите пропущенное слово с клавиатуры)
К выдающимся мыслителям эпохи Возрождения, которые внесли значительный вклад в развитие психологических идей, относятся
Дунс Скотт (1265 – 1303)
Николай Кузанский (1401 – 1464)
Леонардо да Винчи (1452 – 1519)
Пьетро Помпонацци (1462 – 1525)
Уильям Оккам (1285 – 1349)
Выдающийся мыслитель эллинизма Пиррон (ок. 360-270 гг. до н. э.), является основателем направления:
стоицизм
софизм
эпикуризм
скептицизм
Восстановите соответствие между понятиями и их определениями:
установка сознания (по О.Кульпе)
особая функция сознания, которая проявляется в мыслительной активности субъекта и внешне выражается во внимании
Сознание (по В.Вундту)
сочетание психических процессов, из которого в качестве более тесных соединений выделяются отдельные образования
апперцепция
представляет собой зависимость процесса решение задачи от возникающего предварительного состояния
Главным механизмом возникновения внутри психических процессов, по П.Жане, служит интериоризация. Социальные действия из внешних объективно наблюдаемых становятся _________ незримыми для других (введите пропущенное слово с клавиатуры)
Век Просвещения подготовил два направления в развитии проблем психологического назначения
сложилась новая область психологического познания – психометрия, которая первоначально означала измерение временных характеристик психологических процессов, связанных с измерением в психологии
поставлена проблема о соотношении психологического и физиологического
направление, согласно которому индивидуальная психика коренится в социальных формах, нравах, обычаях, духе народа, движимого собственной энергией культурного творчества, а не божественным творчеством
изучение психики, как функции высокоорганизованной материи – головного мозга
К представителям естественно-научного направления ассоциативной психологии, связывающих возникновение ассоциаций с взаимодействием организма и внешней среды, относятся
Д. Пристли
Д. Юм
Дж. Беркли
Д. Гартли
Кто из ниже перечисленных выдающихся мыслителей XVIII века относится к представителям культурно-исторического направления психологии
Клод Андриан Гельвеций (1715 – 1771)
Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755)
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716)
Дэвид Гартли (1705 – 1757)
Джанбаттисто Вико (1668 – 1744)
Необихевиоризм – это эволюция концепций Дж.Уотсона в трудах Б.Толмена, К.Хала, Б.Скиннера и др., вводящих «_________ переменные» (образ, цель, потребность и т.д.) в классическую схему бихевиоризма «S – R» (введите пропущенное слово с клавиатуры)
Восстановите соответствие между персоналиями и их открытиями
У. Джеймс (1842 – 1910)
американский психолог, создатель крупнейшей психологической школы в корнуэльском университете; стал лидером структурной школы, считающей предметом психологии сознание, изучаемое посредством расчленения на элементы того, что дано субъекту в его интроспекции
К. Штумпф (1848 – 1936)
немецкий психолог, организатор берлинской психологической лаборатории; предметом психологии считал исследования психических функций и актов
Э. Титченер (1867 – 1827)
американский ученый – популяризатор психологии как науки, создатель первой в США психологической лаборатории; выдвинул идею «потока сознания»; основатель онализма как психологического направления
Первым американским учебником по психологии стала работа:
«Психология» (1886) Дж. Дьюи
«Психология с эмпирической точки зрения» (1874) Ф. Брентано
«Психология» (1925) Г. Кэрр
«Динамическая психология» (1918) Р. Вудвортса
Основными направлениями в теории познания Л.А. Фейербаха (1804 – 1872) являются
агностицизм
сенсуализм
схоластика
эмпиризм
Первая материалистическая концепция бессознательного принадлежит
Д. Гартли (1705 – 1757)
К. А. Гельвецию (1715 – 1771)
Д. Юму (1711 – 1776)
Дж. Беркли (1685 – 1753)
Восстановите соответствие между персоналиями и их открытиями
Платон (427 – 347 гг. до н. э.)
древнегреческий философ энциклопедист, создатель первого систематизированного учения о психике; главный психологический труд – трактат «о душе»; разработал психологические концепции познания, аффектов способностей, мышления, разума
Сократ (470 – 399 гг. до н. э.)
известный древнегреческий мыслитель; считая, что главное в психологическом учении – этические вопросы и направленность исследования «внутрь себя», изучения структуры души; утверждал познаваемость только души человека, а в качестве блага – знание
Аристотель (384 – 322 гг.до н. э.)
выдающийся древнегреческий учёный, основатель объективного идеализма и психологии; понимал под душой не только идею, но и цель вещи; выделял структуру и иерархию душ, обосновал их активность и бессмертие; исследовал познавательные вопросы; сформулировал идею о внутреннем конфликте души
Разработанный Г. Спенсером принцип, по которому «корень» ассоциаций в том, что происходит во внешнем мире, к которому организм повседневно приспосабливается, называется принципом
пантеизма
солипсизма
апперцепции
адаптации
Психологические идеи в Древней Греции зародились в
VI веке до н.э.
V веке до н.э.
V веке н.э.
VII веке до н.э.
Восстановите соответствие между персоналиями и их открытиями:
Людвиг Андреас Фейербах (1804 – 1872)
немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики; утверждал новое понимание человеческого сознания, которое обнаруживается не только в слове, но в самых разнообразных проявлениях творческой активности человека – практике
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 – 1884)
немецкий философ, представитель немецкой классической философии; внес в понимание природы идею развития через противоречия; учение оказало огромное влияние на развитие европейской научной мысли XIX – XX веков (натурфилософов, экзенстенциалистов)
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831)
немецкий философ-материалист, атеист; философские и антирелигиозные идеи стали исходным пунктом многих материалистических направлений; один из основателей антропологического материализма
В лаборатории В. Вундта изучались
время реакции на различные раздражители
мотивация
общение
ощущения
внимание
Главный замысел К. Хала (1984 – 1952) состоял в том, чтобы перевести знание о поведении на физико-математический язык. С этой целью он выдвинул ________ гепотетико - дедуктивную теорию поведения (введите пропущенное слово с клавиатуры)
К основным сочинениям И. Канта относятся:
«Критика чистого разума» (1781)
«Критика практического разума» (1788)
«Опыт критики всяческого откровения» (1792)
«Критика идеализма» (1838)
«Критика способности суждения» (1790)
Основными методами Чикагской школы, возглавляемой Г. Кэрром (1873 – 1954), выступали:
лангетюдный метод
интроспекция
тестирование
анализ продуктов деятельности (язык, искусство)
объективное наблюдение
Восстановите соответствие между персоналиями и их открытиями
Х. Эренфельс (1859 – 1932)
католический священник, впоследствии профессор философии Венского университета; в качестве предмета психологии рассматривал активность психики человека, его умственные акты, которые являются основными единицами психики
В. Дильтей (1863 – 1915)
отделил изучение связей психических явлений с телесной жизнью организма от их связей с историей культурных ценностей
Ф. Брентано (1838 – 1917)
австрийский психолог; экспериментально установил факт целостных образований – гештальтов, которые являются продуктом деятельности сознания
Занимаясь лечением больных психическими расстройствами, З. Фрейд на первых порах пытался объяснить их симптомы
мотивацией поведения
проблемами самоактуализации
динамикой нервных процессов
проблемами научения
Предметом психометрии является измерение __________ протекания психических процессов (введите пропущенное слово с клавиатуры)
Восстановите соответствие между персоналиями и их открытиями
Анаксимен (вторая половина VI в. до н. э.)
родоначальник европейской науки, выдвинул идею о первичности объективной реальности по отношению к нашим чувствам; о чувствах человека как о первичном источнике информации об окружающем мире и его законах; о душе как движущем начале; о материальном субстрате душевных явлений; о всеобщем одушевлении материи и способности души к подвижности
Анаксимандр (610 – 547гг. до н. э.)
последователь Фалеса развил естественно-научные идеи учителя, определил отличную от материальных субстратах первооснову объективного мира – «апейрон»; выделил вопрос о происхождении органических видов, что сделало его античным предшественником теории дарвинизма
Фалес (625 – 547гг. до н. э.)
древнегреческий учёный; душу человека прировнял к воздуху (пневме), которая выполняет роль сдерживания тела; вместе со своими предшественниками предпринял одну из первых попыток научного объяснения души человека
Родоначальником перипатетических традиций мусульманского Востока является
Ибн – Рушд (1126 – 1198 гг.)
Ибн – Сина (980 – 1037 гг.)
Ибн Аль – Хайсан (965 – 1039 гг.)
Аль – Канди (800 – 860/879 гг.)
Главной особенностью психологических взглядов мыслителей Средневековья явилось противостояние двух направлений научной мысли
реализма
волюнтаризма
схоластики
номинализма
Из великих арабских ученых первым в истории описал случай психодиагностики – поиска эмоционального комплекса по изменениям в вегетативной сфере (учащению пульса при реакции на различные внешние факторы)
Ибн – Сина (980 – 1037)
Абу – Хамид Газали (1059 – 1111)
Аль – Фараби (870 – 950)
Ибн – Рушд (1126 – 1198)
По мнению З. Фрейда, либидо представляет собой энергию влечения, имеющую ______ природу (введите пропущенное слово с клавиатуры)
Анаксагор (около 500 – 428 гг. до н.э.) сформулировал следующие психологические взгляды:
ощущения человека – есть процесс проникновения части вещества в поры органов чувств
человек – самое разумное из всех животных, потому что у него есть руки
у всего живого есть разум, и чем выше уровень развития существа, тем оно умнее
речь как компонент мышления является отличительным признаком человека
Понятие «диалектика» впервые введена в науку
Демокритом (ок. 460г. до н.э. – годы смерти неизвестны)
Сократом (470 – 399 гг. до н.э.)
Платоном (427 – 347 гг. до н.э.)
Аристотелем (384 – 322 гг. до н.э.)
С именем Сократа связывают так называемые сократические школы, основанные его учениками: Антисфеном, Аристиппом, Евклидом. К ним относятся:
мегарская школа
киренская школа
милетская школа
киническая школа
«Научения» – главное направление американской психологии, которое принесло в психологию объяснительные принципы учения Ч. Дарвина, где утвердилось новое понимание детерминации _______ целостного организма и тем самым всех его функций, в том числе психических (введите пропущенное слово с клавиатуры)
Естественное направление в психологической науке (И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, Н.И.Корнилов) – направление, провозглашавшее союз с естествознанием (биологией, физиологией, эволюционной теорией) и выступавшее с идеями построения психологии как ________ науки (введите пропущенное слово с клавиатуры)
Родоначальником немецкой классической философии является
И. Кант (1724 – 1804)
Л.А. Фейербах (1804 – 1872)
Г.В.Ф. Гегель (1770 – 1831)
И.Г. Фихте (1762 – 1814)
Родоначальником первой европейской науки считают
Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.)
Сократа (470 – 399 гг. до н.э.)
Фалес (625 – 547 гг. до н.э.)
Пифагор (571 – 497гг. до н.э.)
Восстановите соответствие между персоналиями и их открытиями
Пьер Жан Жорж Кабанис (1757 – 1808)
французский философ – материалист, идеолог французской буржуазии XVIII века; преодолел непоследовательность теории познания Локка, предав его сенсуализму материалистический характер; противник агностицизма; подверг резкой критики идею существования бога, сотворения мира и бессмертия души
Этьен Бонно де Кондильяк (1715 – 1780)
французский врач, философ и психолог; в своей теории соединил сенсуализм с учением о машинообразности поведения живых тел, утверждал идею зависимости психики от организма; автор сочинения: «Трактат о душе» (1745), «Человек - машина» (1747)
Жюльен Офре де Ламетри (1709 – 1751)
выдающийся французский просветитель, пропагандист опытного знания, критик метафизики и схоластики, в своих научных воззрениях опирался на ньютоновскую картину природы и локковское видение сознания, развил сенсуалистическую теорию познания, один из основоположников ассоциативной психологии
Клод Андриан Гельвеций (1715 – 1771)
французский учёный; проблематика исследований: отношения между умственной организацией и умственными, нравственными способностями; физическое исследование ощущений; влияние возраста на характер представлений нравственных побуждений и др.