Герменевтика и постструктурализм

Из перечисленного: 1) авторское стремление; 2) читательское понимание; 3) языковые структуры текста; 4) композиционные структуры текста; 5) семантические структуры текста - к художественному произведению как полю столкновения трех противоборствующих сил относятся
2, 3, 4
1, 2, 5
1, 2, 3
1, 4, 5
Отсутствие трансцендентального означаемого раздвигает знаковое поле и возможность знаковой игры
лишь в ничтожной степени
в незначительной мере
в значительной мере
до бесконечности
Барт как «эффект текста» обозначил
диалог
любое произведение
сюжет
рассказ, сказку
определенный, специфический вид произведений
Исходным пунктом в герменевтике Гадамера является положение о том, что все предполагающееся в герменевтике есть только
часть и целое
смысл
язык
понимание
Деконструкция - это
деструкция структуры произведений
отказ от структур личности и причинности
отказ от имеющихся структур, которые не подвергают расчленению
монтаж старой структуры произведения с целью показать, что ее претензии - не безусловный приоритет и могут быть пересмотрены
В теории Хайдеггера бытие - это понятие
неразрывно связанные с понятием «экзистенция»
неразрывно связанное с понятием «ничто»
неразрывно связанное с понятием «время»
обозначающее самодовлеющую замкнутую в себе реальность
Историческая определенность знания и понимания в рамках герменевтики сводится прежде всего к________________ факторам
традиционным
смысловым
ценностным
языковым
Из перечисленного: 1) текст не имеет конца и начала; 2) текст не имеет внутренней иерархии; 3) текст имеет внутреннюю иерархию; 4) текст имеет линейную упорядоченность; 5) текст не имеет линейной упорядоченности; 6) текст не имеет нарративной структуры - верными утверждениями являются
1, 2, 4, 5
3, 4, 5, 6
1, 2, 3, 4
1, 2, 5, 6
Каждый конкретный тип нормативно-ценностных систем складывается на основе
только предшествующих ему нормативно-ценностных форм
наличных форм общественных отношений с включением элементов, «работающих» на будущее
предшествующих ему нормативно-ценностных форм и наличных форм общественных отношений
наличных форм общественных отношений
Рассматривая процесс осуществления уголовного права XVI - XVII вв., Фуко пришел к выводу, что пытка играла роль основного инструмента в дознании истины и
демонстрировала операцию закона
«открывала» истину на теле преступника и одновременно демонстрировала операцию истинной власти
только «открывала» истину на теле преступника
демонстрировала только операцию истинной власти
Гадамер реализует онтологическую экспликацию способа бытия произведения искусства при помощи парадигмы, лежащей в основе произведения искусства, а именно
игры
языка искусства
катарсиса
гедонистической функции искусства
Метонимия - это
посредничество во взаимодействии противоречивых элементов третьего элемента, не участвующего в их противоборстве
полный систематизированный набор данных о какой-либо области знания, позволяющий в ней ориентироваться
обозначение предмета или явления по одному из его признаков
социологический метод, в основе которого лежит выделение координат смысла
Для сократических монологов характерно
отрицание жанровых канонов
эклетическое соединение жанров
стремление к мифологии
противостояние официальному монологизму
Основной задачей гуманитарных наук является
изучение архитектоники произведения
изучение темы произведения
всестороннее изучение сюжета произведения
постижение глубинного смысла текста
В структуре нет ничего, чего не было в тексте; при этом обратное утверждение
неверно
верно лишь для редких случаев
верно
верно в большинстве случаев
Структурализм отвергает переход от структуры
только к тексту
к сюжету и коммуникативному контексту
только к коммуникативному контексту
к тексту и коммуникативному контексту
Аппликация - это
слово или выражение, употребляемые в переносном значении для достижения большей выразительности
письменный знак, обозначающий не звуки языка, а все понятие
накладывание смысла, содержащегося в речи собеседника о какой-либо непосредственной реальности, на саму эту реальность и постижение ее таким путем посредством языка
посредничество во взаимодействии двух противоречивых элементов третьего элемента, не участвующего в их противоборстве
Единство мифа - это воображаемый феномен, порождаемый задачами
герменевтики
осмысления
текстологии
интерпретации
понимания
Понятия смысла и понимания
не могут рассматриваться в отрыве друг от друга
частично совпадают по объему
частично совпадают по содержанию
являются автономными и должны рассматриваться изолированно
Функции предполагают согласно концепции Барта наличие
метонимических отношений
функционального класса, определяемого понятием «быть»
парадигматической корреляции
метафорических отношений
Трансцендентальное означаемое способно являть
следы своего отсутствия
признаки своего потенциального появления
признаки своего потенциального исчезновения
следы своего присутствия
следы своего присутствия и отсутствия
Синтагма - это
сочетание единиц языка в данном высказывании
законченный продукт произведения
смысловая единица сюжета, запечатленная в тексте произведения
взаиморасположение и связь составных частей произведения
Из перечисленного: 1) кардинальные функции; 2) ядерные функции; 3) катализаторы; 4) индексы; 5) информанты; 6) контексты - к основным классам, по которым согласно Барту можно предварительно распределить все функциональные единицы, относятся
1, 2, 3, 4
1, 2, 3, 5
1, 4, 5, 6
2, 3, 4, 5
3, 4, 5, 6
Текстом называется любая знаковая система, которая способна быть или в действительности является
сугубо субъективной по своей природе
носителем смысловой информации
аксиологической по своей природе
носителем смысловой информации и имеет языковую природу
Если стереть принципиальную разницу между означающим и означаемым, то придется отказаться от
слова «означающее» как метафизического понятия
понятия «структура»
понятия «абсолютный субъект»
понятия «абсолютный центр»
Подмена бытия произведения бессознательной, многомерной глубиной его текста была осуществлена в
постмодернизме
герменевтике
постструктурализме
структурализме
Миф, считает Деррида, не обладает единством, и у него нет
абсолютного истока
структуры
абсолютного центра
средоточия
Из перечисленного: 1) выделение предмета гуманитарного знания; 2) определение специфики предмета гуманитарного знания; 3) определение специфики текстового анализа; 4) обоснование места и роли общих и частных теорий понимания; 5) установление смыслового соответствия означающего и означаемого - к путям решения основных методологических задач гуманитарных наук относятся
2, 3, 4
3, 4, 5
1, 2, 4
1, 2, 5
В карнавальном смехе присутствуют(-ет)
гомерический хохот
только комизм
комизм и трагизм
только трагизм
Субституция - это
смысловая сторона языка, правила интерпретации знаков и составленных из них выражений
замещение одного другим, обычно сходным по свойствам, назначению
знаки, символы, посредством которых фиксируются те или иные предметы, мысли
явление, вещи окружающего мира, предмет мысли вообще, содержание представлений
Из перечисленного: 1) эпос; 2) исторический дискурс; 3) культурный дискурс; 4) эпический дискурс; 5) научный дискурс - к монологическому дискурсу относятся
2, 3, 5
1, 2, 5
1, 2, 3
1, 3, 4
Объективация - это
создание предмета гуманитарного знания, который генетически зависит от человека, будучи создан как вещь, внешняя по отношению к нему
любой предмет, являющийся творением человеческого духа и имеющий знаковую природу
раздел лингвистики, который служит классическим образцом гуманитарной науки
вызванное внешним воздействием специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности представлений и содержания воздействия
По мнению деконструктивистов, конструкция текстов, где прагматические контексты не разграничивают надежно буквальное и фигуральное, может блокировать
процесс понимания и осмысления
процесс понимания
механизм смыслообразования
механизм понимания и смыслообразования
По Барту, на нынешнем этапе исследований разумно положить в основу структурного анализа повествовательных текстов
результат интерпретации текста
систему исходных единиц повествования
модель самой лингвистики
структуру произведения
При анализе суждения Фуко соотносит истинностный момент с моментом «получения истины» в уголовной юридической практике, и человек понимается им
как «пучок» перцепций, восприятий
как трансцендентальная личность
традиционно как носитель сознания
как вестник своего преступления или «непреступления»
Фуко по-новому рассматривает вопрос об активности субъекта в познании и вопрос об отношении власти к познанию; отношение «власть-познание» он анализирует на основе
изучения субъекта познания, который свободен или несвободен по отношению к власти
исследования следствий отношения «власть-познание»
изучения субъекта познания, который свободен или несвободен по отношению к власти, и следствию отношения «власть-познание»
исследования исторических трансформаций субъекта познания и его отношения к власти
Согласно Барту, выделение функций и индексов как двух больших классов единиц делает
возможным неразложимое словосочетание, значение которого не совпадает со значением составляющих его слов, взятых в отдельности
возможной определенную классификацию смысловых единиц сюжета
возможной определенную классификацию повествовательных текстов
возможным образное сближение слов на базе их переносного значения
возможными законченные продукты произведения, запечатленные в его тексте
Автором высказывания о специфике искусства постмодерна: «Оно выдвигает на передний план непредставимое, неизобразимое в самом изображении» является
Д’ан
Джеймсон
Лиотар
Фоккема
Объяснение и понимание являются категориями
взаимодополнительными
рядоположенными
не противоречащими друг другу
взаимоисключающими друг друга
Информанты обладают функциональностью на уровне
сюжета и повествования
сюжета
повествования
содержания
формы
Центральное положение среди основных понятий герменевтики занимает понятие
«герменевтический круг»
«традиция»
«смысл»
«понимание»
«авторитет»
«интерпретация»
Отражение особенностей познаваемых объектов в тексте всегда опосредовано
субъективными установками персонажей произведения
субъективной деятельностью создателя текста
субъективной деятельностью критиков произведения
субъективной деятельностью исследователя текста
Тезаурус - это
полный систематизированный набор данных о какой-либо области знания, позволяющий в ней ориентироваться
посредничество во взаимодействии двух противоречивых элементов третьего элемента, не участвующего в их противоборстве
социологический метод измерения значения слов, в основе которого лежит выделение координат смысла
обозначение предмета или явления по одному из его признаков
Деррида предполагает, что смысл слова есть
чистый смысл, способный наполняться любым содержанием
бесконечное подразумевание, беспрестанная отсылка от одного означающего к другому
соответствие означающего содержанию означаемого
содержание, которое возмещает уже наличествующее содержание данного означаемого
Принцип структурного объяснения, объединяющий все направления структурализма в гуманитарных науках, заключается в
раскрытии дорефлексивного характера внутренней целесообразности целостного объекта
раскрытии только бессознательного характера внутренней целесообразности целостного объекта
представлении только о внутренней целесообразности целостного объекта
представлении о внутренней целесообразности целостного объекта и в раскрытии ее бессознательного характера
Автором концепции «текстового анализа» является
Барт
Деррида
Делез
Гадамер
Хайдеггер считает, что феноменологический принцип понимания вещей исходя из них самих
позволяет анализировать онтологию человеческого существования
не позволяет анализировать онтологию человеческого существования
не позволяет анализировать экзистенцию человека
позволяет анализировать экзистенцию человека
В конечном итоге своего творчества Хайдеггер приходит к
эмпирическому истолкованию бытия
усилению философской экзистенциальной трактовки бытия
прагматическому пониманию бытия
поэтико-символическому истолкованию бытия, порвав с философией
Мыслители «кризисного» типа являются выразителями
структуралистского сознания
постструктуралистского сознания
модернистского и постмодернистского сознания
концепций бессознательного
Имплицитная система - это
совокупность представлений о связях между отдельными элементами системы, создающая общее впечатление о системе на основе скудной информации
мотивы творческого процесса автора текста, переведенные в план сознания интерпретатора
скрытый дискурс, своеобразный критический язык
взаиморасположение и связь элементов структуры