Схоластика и арабская философия

Иоанн Дунс Скот выводит два типа активности
деятельный и целевой
разумный и деятельный
волевой и целевой
разумный и волевой
Ибн-Сина родился в
Испании
Турции
Европе
Иране
Развитие схоластики осуществлялось на основе и в рамках концепции "двойственной истины", предполагающей
неоспоримое и независимое равноправное сосуществование истины знания и истины веры
непротиворечивое и независимое сосуществование истины знания и истины веры при неоспоримом примате знания
непротиворечивое и независимое сосуществование истины знания и истины веры при неоспоримом примате веры
взаимозависимое сосуществование истины знания и истины веры
Иоанн Скот Эриугена родился в
Англии
Италии
Испании
Ирландии
Грех состоит, по мнению Абеляра, в
полном отсутствии воли у любого живого существа
свободной воле, когда человек опирается на свою собственную волю
отсутствии свободы выбора у человека
извращенной воле, во внутреннем презрении или в равнодушии к Божественной воле
Понятие трансценденталии обозначает неразделимость бытия с
единством, истинностью, благим
единством, неделимостью, истинностью
истинностью, идеальностью, единством
благостью, идеальностью, истинностью
Суть так называемой «бритвы Оккама»
«нe следует умножать сущности сверх необходимости"
«следует умножать сущности до бесконечности»
«понятия должны равно служить и философии и теологии»
«необходимо большое количество философских понятий»
Народные массы поддерживали
кадаритов
джабаритов
никого из них
и тех и других
Большую роль в зрелой схоластике сыграл университет
Парижский
Кембриджский
Миланский
Берлинский
Одно из самых известных произведений Августина
«О граде человеческом»
«О граде Божьем»
«О граде мирском»
«О граде всевышнем»
Основной своей задачей Дунс Скот видит уточнение сфер влияния
и исследования философии и теологии
всех наук и философии
только философии
только теологии
Бонавентура выступал против философии, которая
приходит к человеку через познание Бога
занимается законами Вселенной
неспособна держать нить от человека к Богу
исходит только из логических понятий
Бонавентура выступал против
номинализма
томизма
аверроизма
августинианства
Человек, по мнению Аквината, это природа
Божественная
чувственная
интуитивная
рациональная
Аверроэс видел в гении Аристотеля
непревзойденного философа
вершину человеческой интеллектуальной деятельности
великого греческого философа
основателя философии
Отношение логики и речи в средние века
речь становится предметом логического анализа
логика становится предметом речи (проговаривания вслух)
речь и логика расходятся
отношение речи и логики не изменяется
Основной предмет метафизики Аверроэса
умопостигаемое сущее
сущее, постигаемое в процессе медитации
сущее, постигаемое интуицией
непостигаемое сущее
Петр Абеляр по вопросу универсалий выступал против установок
реалистических
номиналистических
концептуалистских
томистских
Авиценна - это латинизация имени
аль-Газали
Ибн-Сины
аль-Фараби
Ибн-Рушда
Теология основывается на
откровении и озарении
разуме
разуме и вере
вере
Согласно Дунсу Скоту, верно утверждение, что
философия занята бытием как сущим и всем, что к нему сводится и из него выводится, теология занята предметами веры
теология занята бытием как сущим и всем, что к нему сводится и из него выводится, а также предметами веры
и философия и теология вместе заняты бытием как сущим и всем, что к нему сводится и из него выводится, и предметами веры
философия занята бытием как сущим и всем, что к нему сводится и из него выводится, а также предметами веры
Важнейшая проблема в европейской схоластике
свободы воли и предопределения
универсалии отношения индивидуального и общего
соотношение веры и разума
соотношение теории и практики
Дунс Скот рассматривал волю как
единственно подлинное выражение господства над миром вещей, воля - гарант самоопределения человека
не выражающую никакого господства над миром вещей, но гарантирующую возможность самоопределения человека
вообще ничего не значащую ни в мире вещей, ни в человеческом мире, и ничего не гарантирующую в процессе самоопределения человека
выражение господства над миром вещей, но не единственное, воля не гарантирует самоопределения человека
Боэций считал, что
нет никакой судьбы, миром правит закон
мир подчиняется своей судьбе
судьба находится в руках человека
миром правит слепой случай
Бонавентура жил в
XIV в.
XIII в.
XI в.
XII в.
Бог выступает у Бонавентуры как
сеятель, разбрасывающий зерна, которые затем при участии вторых причин прорастают в материи
художник, любующийся своим произведением, которое теперь существует по своим законам
изобретатель, придумавший сложные отношения духа и материи, души и тела, человека и мира
творец, работающий по задуманному плану, давшему человеку свободу воли и возможность выбора
Язык средневековой логики базировался на анализе языка
математического
научного греческого
научного латинского
естественно-научного
Доказательства Ансельма о существовании Бога обращены к человеку
неверующему
только верующему
образованному
любому
Характерная черта средневековой логики
связь между греческим языком и логическими понятиями
связь между латинским языком и логическими теориями и выражениями
отсутствие связи между латинским языком и логическими теориями и выражениями
отсутствие связи между греческим языком и логическими понятиями
Ибн-Сина в теоретическую, или спекулятивную, философию включал
физику, математику и теологию
географию, математику и теологию
физику, географию и математику
физику, географию и теологию
Эриугена рассматривает мудрость как атрибут
любого живого существа
человека
Бога
и Бога, и человека
Сознательные существа - образ Божий благодаря способностям
рациональным
жить в духе
к логике и анализу
нерациональным
Отношение мутазилитов к Корану
считали отдельные аяты сотворенными
считали его сотворенным
считали его несотворенным
не высказывались по этому вопросу
Аль-Фараби отождествлял единое неоплатоников с
высшим разумом
деятельным разумом
христианским Богом
аристотелевской первопричиной
Теория «двойственной истины» - это теория, согласно которой, высказывание может быть
истинным с точки зрения философии и доказуемым с помощью разума, тогда как противоположное высказывание одновременно может быть истинным с точки зрения теологии и как истинное познаваться благодаря откровению
ложным с точки зрения философии и недоказуемым с помощью разума, тогда как противоположное высказывание одновременно может быть ложным с точки зрения теологии
истинным с точки зрения философии и доказуемым с помощью разума, тогда как противоположное высказывание может быть ложным с точки зрения теологии
ложным с точки зрения философии и доказуемым с помощью разума, тогда как противоположное высказывание может быть истинным с точки зрения теологии и как истинное познаваться благодаря откровению
Единственно достойным предметом логики в средние века был
мир
Бог
разум
человек
Томизм выступает как теория о
способах постижения учения о догматах веры посредством разума
постижении разумом мировых законов
постижении разумом Божественных законов
догматах веры, мире и разуме
Схоластика проходит в своем развитии … периода
3
1
2
4
Согласно Аквинату, Творец создал весь мир
случайно, не имея никакого плана, поэтому отдал мир людям, дав им свободу в выборе и поступках
для большей славы нашей, а не своей, не затем, чтобы наслаждаться, а затем, чтобы беседовать со своим творением
для большей славы своей и нашей, чтобы мы каждодневно радовались и возносили Ему хвалу
для большей славы своей, чтобы наслаждаться, видя как он прекрасен и совершенен
Одним из первых обратил внимание на проблему формирования личности и развития общества, его истории
Аквинат
Августин
Бонавентура
Боэций
Первая теология Авиценны впоследствии стала известна как
метафизика
философия
онтология
теология
Самый знаменитый из исламских философов Испании
Абеляр
Росцелин
Аверроэс
Авиценна
Главное понятие в этике Абеляра
намерение
свобода
желание
воля
На Западе Аверроэс стал известен в основном как комментатор
Августина
Аристотеля
Платона
неоплатоников
По отношению к Бонавентуре верен тезис: «Бонавентура
прежде всего философ, а потом христианин»
не делает различия между верой и философией»
философ, не занимавшийся вопросами теологии»
прежде всего христианин, который философствует, а не философ»
Бог Аквината - это Бог
наслаждения
истины
любви
разумности
Бонавентуре можно приписать утверждение, что
разумное познание относится к материальным объектам, его инструмент - разум
чувственное познание относится к материальным объектам, его инструмент - чувства
разумное познание не относится к материальным объектам, оно занимается исключительно верой
чувственное познание не относится к материальным объектам, его высший инструмент - разум
Фундаментальная логическая ошибка Авиценны заключалась в предположении, что
«из многого может произойти многое»
«из одного может произойти лишь одно»
«из одного может произойти многое»
«из многого может произойти одно»
Индивидуально-множественный универсум, где нет места неизменному и необходимому, постулирует
Оккам
Аверроэс
Аквинат
Августин
Кредо Оккама
«верю, чтобы понимать»
«понимаю, чтобы верить»
«верю, понимая»
«верю и понимаю»