Этнопедагогика и этнопсихология
Один из жанров народного поэтического творчества, соединяющий в себе словесное и музыкальное искусство, - это
сказка
пословица
народная песня
прибаутка
Соционормативные представления о том, чем отличаются или должны отличаться друг от друга мужчины и женщины лежат в основе социально-психологических стереотипов
полоролевого поведения
маскулинности и фемининности
социально-ролевого поведения
половой стратификации
Нарушение божественных заповедей - это
секуляризация
мошенничество
ложь
грех
Универсальный биологический процесс разделения функций представителей различных полов, который культура только оформляет и осмысливает с теми или иными вариациями, лежит в основе
половой стратификации
возрастной дифференциации
возрастной стратификации
половой дифференциации
Постоянная совокупность людей, основанная на общности хронологического и условного возраста своих членов, имеющая специфическую структуру, функции и знаковые средства и соответственно воспринимаемая и символизируемая культурой - это
возрастной стереотип
возрастная группа
возрастной класс
возрастная страта
Возрастные слои населения, занимающие особое место в системе возрастной структуры данного общества и соответственно выделяемые и символизируемые культурой, - это
возрастные классы
возрастные группы
возрастные страты
возрастные стереотипы
Элементы социально-культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в социальных группах в течение длительного времени, - это
вкусы
обычаи
традиции
стереотипы
Направление в этнопедагогике, состоящее в выделении из совокупности воспитательных (педагогических) фактов, педагогических идей (знаний), значимых для конкретного народа, - это
афористическая педагогика
этнопедагоическая эпистемия
этнопедагогическая аксиология
кульутурный релятивизм
Из перечисленного: 1) мифологические, фольклорные и иные тексты; 2) данные социологического опроса и анкетирования; 3) археологические находки следов материальной культуры; 4) результаты психологического тестирования, психолого-педагогические исследования когнитивных процессов и психологии эмоций - к источникам, позволяющим судить о нормативных образах человека в разных культурах, относятся
1, 2, 4
только 1
1, 2, 3
3, 4
Устойчивые схематизированные модели поведения, являющиеся результатом национально осмысленного опыта и свойственные для действий и поступков всех представителей данной этнической общности, - это
национальные стереотипы
национальные обычаи
стереотипы национального поведения
национальные вкусы
Совокупность устойчивых, связных представлений и суждений об общественном бытии, жизни и деятельности, присущих членам конкретной этнической общности - это
этническая картина мира
этническое мировоззрение
национальный характер
национальный менталитет
Произведения фольклора, являющиеся частью календарной обрядности, связанной с явлениями природы, годовым кругом солнца, земледельческим трудом - это
детский фольклор
афоризмы
сказки и предания
календарная поэзия
Поэтические произведения, соединенные с простейшим драматическим сюжетом, в котором персонажами становятся пальчики, ручки, ножки малыша, руки того, кто его забавляет, - это
потешки
сказки
пословицы
прибаутки
Из перечисленного: 1) исходной концепцией исследования; 2) представлениями исследователя о сущности и структуре изучаемого; 3) особенностями материальной и духовной культуры этноса; 4) общей методологической ориентацией исследования; 5) целями и задачами конкретного исследования, - система методов исследования в этнопедагогике и этнопсихологии определяется
1, 2, 4, 5
только 5
только 1
1, 2, 3, 4, 5
Игра, в которой ребёнок принимает на себя и выполняет роль, соответствующую каким-либо действиям взрослых, называется
развивающей
народной
праздничной
сюжетно-ролевой
В западной культуре альтернативой эгоизму является
оптимизм
индивидуализм
альтруизм
коллективизм
Система ориентации этнической группы в мире, оценки места в мире для своей и другой группы - это
социальная категоризация
национальные переживания
межэтнические отношения
межкультурное взаимодействие
Из перечисленного: 1) языковая ситуация в этнической группе; 2) стили и методы воспитания; 3) эмоциональные отношения родителей к ребенку; 4) политическое устройство общества, - тесно связаны с национальными особенностями и традиционно-бытовой культурой
только 4
1, 2, 3, 4
только 2 и 3
только 2
Принцип отбора регионально-национального образовательного компонента, предполагающий сочетание регионально-этнического компонента образования с базовым компонентом, - это принцип
историзма
концентричности
сочетаемости
типизации
Принцип отбора регионально-национального образовательного компонента, предполагающий историко-культурный и социокультурный анализ педагогических явлений - это принцип
стадиально-хронологический
историзма
типизации
сочетаемости
Из перечисленного: 1) ребенок слушается, чтобы избежать наказания; 2) человек осознает условность нравственных правил и требует их логического обоснования; 3) релятивизм сменяется признанием существования высшего закона, соответствующего интересам большинства; 4) ребенок слушается, чтобы избежать наказания - к автономной морали как этапу развития морального развития ребенка относятся
1, 2, 3
только 3 и 4
только 2 и 3
только 3
Учение о вселении в тело новорожденного умершего предка (или его души), представлением о ребенке, как вернувшимся и повторяющим свою жизнь предке и характерным для архаического сознания смешением социально-возрастных категорий с генеалогическими, называется
абсолютизмом
релятивизмом
инкарнацией
универсализмом
Тип поведения, которое строится на приоритете интересов группы над личными интересами и при котором социальная идентичность является более значимой, чем личностная - это
конформизм
эгоизм
коллективизм
индивидуализм
Стремление быть в обществе других людей называется
аффилиацией
комформностью
общением
идентичностью
Национально-психологические особенности, охватывающие сферу проявления динамических (изменчивых) характеристик эмоциональных и волевых процессов представителей конкретных этнических общностей, называются
мотивационно-фоновыми
эмоционально-чувственными
эмоционально-волевыми
коммуникативно-поведенческими
Из перечисленного: 1) послушание; 2) ответственность за порученное дело, за свое пропитание или домашние дела; 3) заботливость; 4) психофизиологическое развитие; 5) стремление к достижениям; 6) самостоятельность; 7) общая независимость - к основным измерениям воспитания детей в этнических культурах относятся
1, 5, 6
только 1, 3, 7
2, 4, 6, 7
1, 2, 3, 4, 5, 7
Эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и их ценностям - это
национальные стереотипы
национальные вкусы
национальные чувства
национальный темперамент
Возраст, выражаемый количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта от момента его измерения, называется
социальным
биологическим
условным
абсолютным
Из перечисленного: 1) семья; 2) этническая группа национальность родителей; 3) место проживания; 4) родной язык; 5) непосредственное социальное окружение, - при формировании этнической идентичности у ребенка 8-9 лет в качестве основания идентификации выдвигаются
2, 3, 4
только 2
1, 2, 3, 4, 5
1, 3, 5
Относительно устойчивые схематизированные представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям своего или иного этноса, - это
этнический стереотип
национальный характер
воспитательный идеал
социальный стереотип
Важнейшей отличительной чертой этноса является наличие
языка
религии
традиций
самосознания
Из перечисленных проблем: 1) изучение организации школьного обучения и воспитания в различных странах; 2) исследование содержания, целей, задач, методов, средств, приемов и способов воспитания и обучения в традиционных культурах различных народов; 3) анализ влияния национальной культуры на обучение и воспитание детей; 4) изучение форм и механизмов взаимодействия традиционных систем воспитания и современных образовательных институтов, - этнопедагогикой решаются
только 1 и 2
1, 2, 3
2, 3, 4
только 2
Термин, обозначающий специфическую цивилизацию, фундаментом которой является романо-германская культура, - это
Христианская цивилизация
Европа
Запад
Католический мир
Принцип отбора регионально-национального образовательного компонента, предполагающий хронологический и стадиальный анализ этнокультурных явлений - это принцип
типизации
стадиально-хронологический
сочетаемости
историзма
Из перечисленного: 1) национальное самосознание и сознание; 2) национально-психологические особенности; 3) психофизиологические особенности; 4) традиции, обычаи, национальные ценности и представления этноса о добре и зле; 5) склад ума и темперамент; 6) привычки, чувства, вкусы, этнические и социальные стереотипы; 7) расовые признаки, - в структуру национального характера входят
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
1, 2, 4, 5, 6
1, 3, 5, 7
только 1 и 2
Уровень эротических интересов и поведения, который может и не соответствовать уровню индивидуальной физиологической половой зрелости подростка, лежит в основе
психосексуального возраста
межличностной гетерохронности
рекрационного возраста
психического возраста
Одновременное пользование двумя языками, одним из которых обычно бывает родной, другим - язык внесемейного общения с иноязычным окружением, называется
синхронностью
совмещенностью
билингвизмом
универсализмом
Из перечисленных народов: 1) индонезийцы; 2) американцы, 3) японцы; 4) англичане; 5) итальянцы; 6) китайцы; 7) русские - одобряют уступчивость, конформность
1, 3, 4
только 3
1, 2, 3, 4, 5
1, 3, 6, 7
Степень соответствия досуга подростка соответствует тому, что статистически типично для его возраста называется ______ возрастом
психосексуальным
рекреационным
психическим
абсолютным
Возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности, лежит в основе _____ возраста
биологического
социального
психического
условного
Ребенок четко идентифицирует себя со своей этнической группой уже в ____ лет
6-7
8-9
10-11
16-18
Возраст, определяемый путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим уровнем, называется
социальным
психическим
биологическим
условным
Механизм, с помощью которого этническая группа передает основные элементы своей культуры своим новым членам, - это
инициации
социализация
инкультурация
культурная трансмиссия
Из перечисленных параметров: 1) внутренний или внешний локус контроля; 2) активное или пассивное начало; 3) время; 4) психофизиологическая сущность человека; 5) пространство - описание личности в различных этнических культурах осуществляется по
только 3 и 5
1, 2, 3
1, 2, 3, 5
1, 2, 3, 4, 5
Из перечисленного: 1) различия между современными подходами к интерпретации этноса; 2) представляют ли этносы изначальную характеристику человечества или они обязаны своим существованием заинтересованным в этом политикам; 3) признание этнической идентичности одной (или даже единственной) из характеристик этноса - для этнопедагогики значимо
только 1
только 3
1, 2, 3
только 2
Осознание своей принадлежности к определенной этнической общности и обособления от других этносов, основанное на переживании своего тождества с какой-либо этнической общностью и отделения от других этнических групп, лежит в основе
этнической идентичности
этнокультурного опыта
этничности
национального характера
Из перечисленного: 1) культурные ценности, умения, верования передаются от родителей к детям; 2) традиции культуры осваиваются в общении со сверстниками; 3) обучение осуществляется в школах, вузах, у родственников, соседей; 4) обучение осуществляется самостоятельно, - к опосредованной культурной трансмиссии относится
только 2
3 и 4
только 3
только 4
Из перечисленных реакций на воспитательное воздействие: 1) не противопоставлять себя явно воздействию со стороны воспитателя; 2) постепенно завоевывать воспитателя на свою сторону; 3) постепенно свести воспитательную работу к приемлемым формам и способам; 4) неприятие и противодействие воспитательному воздействию - характерны представителям этносов Кавказа
1, 2, 3
только 1
только 4
1, 3, 4
Комплекс репродуктивных общесоматических, поведенческих и социальных характеристик, определяющих индивида как мальчика или как девочку, как мужчину или женщину
возрастной диформизм
возраст
половой диформизм
пол
Возраст, определяемый путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественых признаков, называется
психическим
социальным
условным
биологическим