Керамика, стекло, текстиль

Среди дошедших до нас образцов, наиболее часто встречаются ______________ выбойки с гвоздиками и мелкой листвой, а также синие полосатые дороги с вьющимися ветками внутри
зеленые
охристые
голубоватые
черные
краснофоновые
В конце XVII века наряду с шитьем, в котором преобладают золото и серебро, появляются произведения, где «травы» узорочья сплошь расшиты алым, малиновым, голубым и зеленым ________, а золотная нить выступает как дополнение в деталях
льном
гризетом
шелком
хлопком
Особое место среди изделий ситцевых фабрик занимали набивные платки. На __________ фабрике Лимана имелись специальные рисунки для платков
Петербургской
Шлиссельбургской
Кронштадской
Московской
Помимо полосок, обработке подвергся традиционный для _________ тканей орнамент в виде остроовальных клейм
китайских
итальянских
персидских
французских
японских
турецких
Очень распространенным художественным приемом украшения простейших набоек является покрытие всего фона мелкими и крупными
квадратами
треугольниками
овалами
ромбами
В палитре глазурей Строгановского училища в конце XIX века поверхность изделия часто украшалась «_______» - сеткой трещинок, покрывающей изделие
В середине XIX века в вятском кружеве применяют толстую нить – _______, которую прокладывают по контуру узора
Орнамент ________ вятского кружева построен на резких контрастах, на чередовании рельефных плотных элементов узора с более легкими
четверного
одинарного
парного
тройного
Особую ценность представляют уникальные произведения ________ шитья с изображениями ликов святых, откуда и пошло их название
лицевого
церковного
святейного
ликейного
«________» наносил орнаментальные мотивы
Грамотей
Рисовщик
Живописец
Травщик
Кружево обычно включает в себя три различных вида техники: 1) шитое иглой, 2) плетеное на _________, 3) вязаное на прутках или крючком
коклюшках
шипах
спицах
канаусах
Часто встречающимся мотивом набивных тканей были стилизованные изображения _____, разбросанных по всему фону
домашних животных
людей
рыбок
зверюшек
В Москве можно установить наличие трех самостоятельных школ изразцового искусства
мастерская митрополита Иллариона
мастерская Осипа Старцева и его сына Ивана
школа мастера Степана Иванова сына Полубеса
мастерская Ивана Осипова
школа патриарха Никона
школа старца Ипполита
Первая посуда на московском керамическом заводе начала выпускаться в ______ году
1731
1744
1778
1760
В начале XVIII века начали появляться муравленые штофы. Четырехгранная форма этого сосуда чужда технике гончарного производства и, несомненно, заимствована у ____ штофов
фаянсовых
фарфоровых
стеклянных
шелковых
________ называли предприятие текстильной промышленности, основанное на разделении труда с использованием как машинной, так и ручной ремесленной технике
Искусство плетения кружев возникло в Древней Руси позднее декоративного шитья. Трудно установить точное время появления кружева. Памятников ранее ____ века не сохранилось
XV
XVI
XVII
XIV
Канитель - тонкая металлическая проволочка, скрученная в виде
Орнамент на ткани может быть получен путем _________ - так называемый тканый орнамент
связывания нити основы и утка
вышивания на поверхности ткани узоров
пришивания узора на поверхность ткани
нанесения на поверхность ткани узоров карандашом
склеивания нити основы и утка
переплетения нити основы и утка
нанесения на поверхность ткани узоров краской
Одним из распространенных видов тафты получил название _______. Это – узорная шелковая ткань, дешевый сорт тафты
Первые годы своего существования завод Гребенщикова выпускал только изразцы для облицовки печей и
курительные трубки
детские игрушки
птичек-свистулек
большие сервизы на заказ
Плели елецкое кружево из белой ________ или тонкой льняной нити
шерстяной
серебряной
шелковой
хлопчатобумажной
Набойки чаще всего выполнялись в два цвета, которые мастера любили оживлять, покрывая сверху пятнышками оранжевого цвета. Этот прием просуществовал вплоть до ХХ века. Так, в северных сарафанах XIX века по _______ фону набивались специальными штампиками красно-оранжевые горохи, похожие на рябинки
синему
красному
зеленому
желтому
Не менее выразительно было кружево Нижегородской губернии с центром в городе
Балахне
Сарове
Опочке
Арзамасе
В XIV-XV веках возникает производство изделий из
красной глины
фарфора
смешанной (красной и белой) глины
белой глины
В технологии набоек преобладало кубовое крашение - способ, при котором ткани окрашиваются в специальных емкостях, называемых
_______ самых разнообразных очертаний, являются излюбленным приемом для украшения русских набивных тканей
Силуэты
Звезды
Цветы
Ветви
На ситцепечатных фабриках XVIII века применялось два способа печатания
прожигание
осаждение
резервирование
протравление
нанесение
Производство дорогих тканых турецких шалей породило более дешевое подражание в набойке по шерсти шалей и платков. Влияние шалей прослеживается в художественном оформлении так называемых _________ платков
петровских
николаевских
ивановских
павловских
С давних времен на Руси бытовали полосатые ткани, пришедшие с ________ и называемые «дороги», или «дорожники»
юга
севера
востока
запада
Вышивка возникла позже ________, но раньше кружева
росписи
набойки
ткачества
фарфора
Узоры в набивных тканях второй половины XVII века уже не плоскостны, как раньше. Растительный орнамент приобретает характер сложных многоплановых переплетений. Мотивы передаются штриховкой, напоминая
зернь
гравюру
скань
финифть
Целую эпоху в искусстве художественного шитья представляют произведения, созданные в Строгановской мастерской в Сольвычегодске. Для этой мастерской характерно использование преимущественно золотых и серебряных нитей, _________ шелка (шелковой нити, спряденной из двух разноцветных нитей или из золотной нити с шелком)
цветного
финифтевого
зерневого
сканого
В XVII-XVIII веках господствующее положение в Западной Европе занимали _________, которые влияли на шелковую промышленность Запада
Голландия
Англия
Франция
Германия
Испания
Италия
Первые многоцветные изразцы, сделанные, по-видимому, иностранными мастерами, появились в середине _______ века
XV
XII
XVII
XVI
В XVIII веке было широко распространено золото-себебряное кружево, по внешнему виду сходное с тесьмой или ___________ (плотная тесьма, изготовленная из металлических нитей, часто узорная)
лычкой
лампасом
шевроном
галуном
_______ – нить, имеющая ворсистую поверхность
Для орнаментального шитья второй половины XVII века характерны ________ узоры
пышные
бледные
двуцветные
скромние
Другой центр кружевоплетения Орловской губернии – ___________. Этот промысел возник раньше, чем в Ельце. Он известен с XVIII века
Кологрив
Суздаль
Галич
Мценск
Бархат представляет собой особый ворсовый тип ___________ ткани
хлопчатой
шерстяной
шелковой
льняной
Большой столовый сервиз выполнен заводом Гребенщикова для известного писателя и театрального деятеля ____________ около 1770 года
А.П.Семина
А.П.Сумарокова
Ю.М.Гребенникова
А.П.Семова
Некоторое впечатление глубины в тканях XVII века возникает еще и оттого, что разные по _________ мотивы окрашиваются по-разному
форме
композиции
замыслу
масштабу
При печатании многоцветных узоров для каждого цвета вырезалась своя
доска
трафаретка
шаблонка
раскраска
В XVIII веке наряду с золото-серебряным широкое развитие получает нитяное кружево. В украшении мужского и женского костюма нового западноевропейского покроя, в оформлении интерьера использовали нитяное кружево, преимущественно
кисейное
атласное
тюлевое
гипюровое
В XIV веке появляется _______ керамика
белая
красная
желтая
синяя
В XVI веке развивается производство монументальной майолики. Помимо растительного и зооморфного орнамента воспроизводились сцены _______, изображались фигуры святых
Нового завета
народных сказок
Жития святых
Распятия
В конце XVIII-начале XIX века в Вологодское кружево иногда добавляли цветной _______ и металлическую нить, но использовали их только в фоне
скань
хлопок
шелк
шерсть
Производство «бронзового товара» было недолгим, оно не выдержало конкуренции с
майоликой
полуфаянсом
фаянсом
фарфором
_______ – ткань с шелковой основой (продольные нити в ткани) и утком (поперечные нити ткани), двусторонняя, обычно одноцветная, узорная, самых различных окрасок и оттенков. Орнаментация достигается путем сложного переплетения нитей основы и утка
Не менее своеобразны растительно-орнаментальные узоры галичского кружева. На их построение оказали определенное влияние художественные стили второй половины XVIII-начала XIX века – _______ и классицизм
ампир
модерн
рококо
барокко