Возрастные кризисы развития школьников и психологическая помощь

В том случае, когда говорят о завершении физического и полового созревания, достижении социальной зрелости - это составляет содержание
зрелого возраста
юности
подросткового возраста
кризиса взрослости
В том случае, когда говорят о несформированности произвольных форм поведения ребенка и неумении его самостоятельно построить систему взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, имеет место
патологии психического развития ребенка
акцентуации характера ребенка
асоциальные отклонения в развитии ребенка
трудности ребенка при поступлении в школу
Неудовлетворенность потребности юноши в самоутверждении ведет к
поспешности в выборе целей
замене псевдоцелей подлинными целями
замене подлинных целей псевдоцелями
девиантному поведению
В отдельных антропологических исследованиях ( по Р.Бенедикту) показано, что во многих культурах
ребенок имеет статус взрослого
есть явный контраст между взрослым и ребенком
имеет место подростковый кризис
нет явного контраста между взрослым и ребенком
Юношеский возраст характеризуется
разрешением проблем подросткового периода
накоплением проблем подросткового периода
сохранением интереса к проблемам подросткового периода
обострением проблем подросткового периода
В юношеском возрасте учебные интересы
пропадают
теряют свою привлекательность
расширяются
специфицируются
Психологически подростковый возраст крайне противоречив и характеризуется
минимальными диспропорциями в уровне и темпах развития
максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития
средними диспропорциями в уровне и темпах развития
отсутствием диспропорций в уровне и темпах развития
Чем старше и взрослее становится школьник, тем больше его воспитание превращается в
стихийное воспитание
самовоспитание
организованное воспитание
система внешних наказаний и поощрений
Когда говорят о своевременном изменении позиции взрослых и создании комфортных условий для реализации ведущих форм деятельности первоклассников - это составляет содержание
психологических приемов разрешения возникающих проблем
терапевтических приемов разрешения возникающих проблем
психологического тренинга для разрешения проблем
психокоррекции в ходе разрешения проблем обучения
Выделение младшего школьного возраста в периодизации детского развития связано с введением
обязательного восьмилетнего образования
высшего образования
школьного обучения
обязательного среднего образования
У детей, которые запаздывают с поступлением в школу складывается и объективная, и субъективная готовность к школьному обучению, что вызывает
изменение социального статуса
устойчивый эффективный комплекс
личностный дискомфорт от положения "маленького"
смысловую основу поступка
Ознакомление человека с содержанием деятельности людей разных профессий - это
профессиональное самоопределение
профессиональный выбор
профессиональная консультация
профессиональная ориентация
Занятия с применением программы "Основы конструктивного общения" старшеклассники готовятся к
освоению новых социальных ролей
управлению группами
освоению новых профессий
поступлению в ВУЗ
Изменение восприятия самого себя, других людей или окружающей обстановки, которые субъективно выглядят как трансформация действительности или утрата реальности, составляет содержание
апперцепции
перцептивных искажений
переживания отчуждения
переживание изоляции
Главным критерием оценки ребенком себя и другого у младших школьников является
эмоционально-волевые черты личности
мотивационно-эмоциональные черты личности
когнитивно-интеллектуальные особенности личности
нравственно-психологические особенности личности
У детей дошкольного возраста возникают такие личностные новообразования, как: 1) иерархия, соподчинение мотивов; 2) иерархия, соподчинение чувств; 3) усвоение нравственных норм; 4) усвоение правовых норм
3,4
1,3
1,2
2,4
Методом психологической помощи, в ходе которой изменения личности достигаются за счет психологических процессов, протекающих в группе (так называемой групповой динамики), является
психологический тренинг
психотерапия
психологическая адаптация
психологическая коррекция
Группу психологического риска составляют дети с самооценкой
адекватно низкой
устойчивой
неадекватной
адекватно высокой
У старших школьников (по Д.Б.Эльконину) новообразованием является
познание профессии и формирование мотивации
произвольность, самоконтроль, самосознание
мировоззрение и развитие самосознания
стремление быть взрослым и самооценка
В психологии "синтонным" называют человека, который
легко настраивается на волну собеседника
является источником конфликта
с трудом настраивается на волну собеседника
является источником коммуникации
Поиск школьником смысла будущей профессиональной деятельности представляет собой
профессиональное самоопределение
профессиональный выбор
профессиональную консультацию
профессиональную ориентацию
В виде устойчивой системы нравственных идеалов и принципов, опосредующей жизнедеятельность человека, его отношение к миру и самому себе, выступает
познавательные интересы
чувство взрослости
мировоззрение
ценностные ориентации
В старшем школьном возрасте ведущей деятельностью ( по Д.Б.Эльконину) является
стремление к самостоятельности
учебная деятельность и профессиональная деятельность
учебная деятельность и интимно-личностное общение
только учебная деятельность
Психическая реальность, на которую направлено специальное психологическое воздействие составляет содержание
метода психологической коррекции
субъекта психологической коррекции
объекта психологической коррекции
предмета психологической коррекции
Устойчивый аффективный комплекс - чувство неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или, наоборот, чувство собственной значимости, компетентности, исключительности, - возникающий как ответ на цепь переживаемых ребенком неудач или успехов, - это
невроз
обобщение переживаний
тревожность
страхи
Развитием самосознания и формированием особого личностного образования - внутренней позиции, заключающейся в осознании себя в системе общественных отношений, характеризуется
старший школьный возраст
младший школьный возраст
подростковый возраст
дошкольный возраст
Расстройство эмоциональной сферы ребенка, которые влекут за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности, блокирующую ее активность, составляет содержание
испуга
невроза
тревожности
страха
В случае наличия противоречий во взаимоотношениях между взрослым и подростком возможно три варианта развития противоречий: 1) углубление противоречий и усугубление конфликтом; 2) эпизодическое проявление противоречий; 3) противоречия и конфликты постепенно исчезают; 4) взрывоподобное развитие противоречий и дальнейшее сотрудничество; 5) постоянное колебательное развитие противоречий и конфликтов
1,4,5
1,2,3
3,4,5
2,4,5
Осознание подростком своего внутреннего мира и понимание внутреннего мира других людей составляет содержание такой формы самосознания как
самоопределения
личностностной рефлексии
самоотношения
самооценки
Переходный возраст (по Л.С.Выготскому) включает два ряда процессов: 1) натуральный ряд; 2) семантический ряд; 3) социальный ряд; 4) планетарный ряд - следует выбрать
2,3
1,3
1,2
3,4
Наиболее адекватной самооценкой в юношеском возрасте бывает
личностная самооценка
профессиональная самооценка
учебная самооценка
статусная самооценка
Психологи-практики сегодня наиболее успешно решают задачу по оказанию помощи юношам и девушкам в удовлетворении потребности в общении, используя
Синтон-программу
Библиотерапию
Тренинг уверенного поведения
Тренинг личностного роста
Каждая эпоха детского развития (по Д.Б.Эльконину) состоит из закономерно связанных между собой
двух периодов
возрастов
двух кризисов
предкризисов
Содержание психологической помощи при нормальном разрешении кризисов заключается в поддержке: 1) эмоциональной; 2) материальной; 3) смысловой; 4) деловой; 5) эксзистенциальной - следует выбрать
1,3,5
1,2,3
3,4,5
2,3,4
Д.Б. Эльконин выделил три основных параметра периодизации развития психики ребенка: 1) социальную ситуацию развития; 2) физиологические факторы; 3) ведущую деятельность; 4) психическую ситуацию; 5) личностные новообразования
3,4,5
2,3,4
1,2,3
1,3,5
В подростковом возрасте направлением познавательной деятельности (по Д.Б.Эльконину) является
познание профессии
познание начал наук
познание систем отношений
познание себя
Стремление 10-11 ребенка к самостоятельности проявляется в потребности признания со стороны взрослых его возможностей и значение через решение локальных задач характеризует ( по Д.И.Фельдштейну)
стадию "утверждающе-действенного" процесса развития подростка
стадию "право-значимого" процесса развития подростка
стадию "локально-правового" процесса развития подростка
стадию "локально-капризного" процесса развития подростка
Факторы риска, а именно: психическая незрелость; сочетание инфантильности с аффективной возбуждаемостью и раннее проявление сенсуального влечения - оказывают влияние на психическое развитие в кризисный период
ранней юности
поздней юности
младшего школьного возраста
подросткового возраста
Единство мнений по различным вопросам и чувство коллективизма характеризуют, по мнению И.В. Страхова, такую форму подростковых взаимоотношений как
симпатию
товарищество
общительность
дружбу
Дисгармонический инфантилизм подросткового возраста проявляется в нарушениях развития
физиологических систем
интеллектуальной сферы
семейных отношений
эмоционально-волевой сферы
Синдром дисморфофобии наиболее часто наблюдается в возрасте
дошкольном
юношеском
зрелом
младшем школьном
Формирование жизненных планов у большинства юношей происходит
стихийно
по указанию
целенаправленно
эпизодически
Перечисленные мероприятия: определение противоречия или проблемы; выработка альтернативных решений; обдумывание и оценка альтернатив; выбор альтернативы и реализация решения - относятся к разрешению
противоречий детско-родительского конфликта
противоречий мотивационной сферы
противоречий познавательной сферы
противоречий внутриличностного конфликта
Детям, пришедшим в школу рано, необходимо создать условия для параллельного осуществления учебной и игровой деятельности с целью восстановления эмоционально-личностного комфорта при наличии
неврозов
объективной неготовности к школьному обучению
обобщения переживаний
субъективной неготовности к школьному обучению
Презрительное, враждебное неприятие ролей, ценимых в семье и ближайшем окружении подростка, составляет содержание
эгоцентризма
эффекта размывания времени
позитивной идентичности
негативной идентичности
В подростковом периоде у школьника новообразованием (по Д.Б.Эльконину) является
произвольность, самоконтроль, самосознание
стремление быть взрослым и самооценка
мировозрение и развитие самосознания
познание профессии и формирование мотивации
В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью (по Д.Б.Эльконину) является
общение
ролевая игра
учебно-профессиональная
учебная
В младшем школьном возрасте (по Д.Б.Эльконину) преимущественно развивающаяся сфера
социальная
профессиональная
потребностно-мотивационная
интеллектаульно-познавательная
Самооценка моральных качеств в юношеском периоде в большей степени зависит от
потребности в самоутверждении
потребности в самоопределении
социального статуса учащегося
эмоциональной экспансии учащегося
Готовность подростка 14-15 лет к взрослой жизни во взрослом мире, стремление применить свои возможности, проявить себя, что ведет к осознанию своей социальной общности, потребности в самоопределении и самореализации, характеризует ( по Д.И.Фельдштейну)
стадию "локально-правового" процесса развития подростка
стадию "локально-капризного" процесса развития подростка
стадию "право-значимого" процесса развития подростка
стадию "утверждающе-действенного" процесса развития подростка