Введение в языкознание (курс 1)

На мотивационно-логическом этапе порождения речи происходит
выбор внутреннего слова
формирование внутренней структуры высказывания
осознание потребности высказать что-либо
формирование интенции, или намерения, замысла и темы высказывания
Общественные функции языка изучаются
герменевтикой
психолингвистикой
«внутренней лингвистикой»
социолингвистикой
Внутренний лексикон - это
все единицы языка
словарь языковой личности, в который входят не только слова и фразеологизмы, но и типовые связи слов
собрание всех слов языка
собрание слов языка, исключая заимствованные слова
Важнейшим признаком детской речи является
ошибки в образовании слов и форм
неточность произношения звуков
ситуативность
эмоциональность
Синонимом названия формирующий этап порождения речи является термин
мотивационно-логический
уровень внутренней речи
уровень лексико-грамматического структурирования
уровень внешней речи
Семантическая категория определенности/неопределенности является грамматической в яхыке
русский
английский
латинский
китайский
Процесс сближения языков в результате длительного контактирования называется
конвергенция
контаминация
взаимовлияние
конгломерация
Билингвизм - это ситуация, когда
на смену одному государственному языку приходит другой государственный язык
два языка постоянно контактируют, в результате чего происходит активное смешение языков.
в одном государстве используется одновременно два языка.
один человек владеет двумя языками.
Референция - это
сжатое в смысловом отношении высказывание
отнесенность языкового знака к объектам действительности в контексте
перефразированное высказывание
способность языкового знака выражать различные значения в различных контекстах
Пиджин - это
один из вариантов английского языка
тип языка, не имеющего коллектива исконных носителей и развившегося из какого-либо языка путем существенного упрощения его структуры
один из языков Индии
искусственный язык
Основной единицей смыслового восприятия высказывания является:
морфема
текст
слово в окружающем его контексте
словосочетание
На первом году жизни ребенок усваивает
всю систему языка полностью
только лексическую систему
фонетическую систему языка
значения отдельных слов и их звуковую форму
Языковая личность владеет
только единицами данного языка и правилами оперирования ими при построении высказывания
только грамматическими правилами языка, совокупностью слов и фразеологических единиц языка, правилами построения текста, стилистическими нормами употребления единиц языка
не только грамматическими правилами языка, но и всем богатством слов и устойчивых словосочетаний языка
не только единицами данного языка и правилами оперирования ими при построении высказывания, но и культурно-историческим опытом своего народа, свернуто представленном в категориях языка
Сложнейший физиологический механизм порождения и восприятия речи изучается в
психолингвистике
психологии
психофизиологии и нейрологии
лингвистике
Мысль о врожденном характере языковой способности принадлежит
Н.Хомскому
Ч. Остгуду
А.А.Леонтьеву
Л.С.Выготскому
Языковой личностью называют
только известного писателя, который создал на каком-либо языке определенное множество текстов
любого носителя того или иного языка, который воспринимается как автор произведенных им текстов
только индивидуума, который в совершенстве владеет нормами языка и обладает определенными ораторскими способностями
не только конкретного индивидуума, но и любой носител текстов, например, печатное издание, компьютерный диск
Ключевой единицей, предопределяющей смысл и структуру будущего высказывания, является
внутреннее слово,
внутренний смысл
внутренний лексикон
внутренняя речь
В основе восприятия речи лежат
те же процессы, что и при порождении речи
нейрофизиологические процессы, частично совпадающие с процессами порождения речи
процессы, существенно отличные от процессов порождения речи
совершенно особые процессы
В современной лингвистике начала ХХ1 века язык изучается
как многоуровневая система знаков
как языковая способность конкретного индивидуума
определенного рода семантические отношения, возникающие в процессе референции, то есть соотнесении текста с действительностью
определенным образом организованная система единиц языка
Понятие языковой способности является одним из центральных понятий
психолингвистики
психологии
социолингвистики
физиологии.
Две основные тенденции в развитии литературного языка - это
тенденция к функциональной дифференциации и тенденция к структурному варьированию форм
тенденция к обособлению и тенденция к усложнению
тенденция к постоянному изменению и тенденция к усложнению
тенденция к повсеместному распространению и тенденция занять монопольное положение
Четкое разграничение социального и структурного аспектов языка, внешней и внутренней лингвистики было сделано в работах
Ф. де Соссюра
Ш.Балли
Э. Бенвениста
А. Мейе
Для построения научной модели порождения речи необходимы
необходимо изучение семантики знаков языка
следует изучать нейрофизиологические процессы
изучение доречевых моментов
изучение доречевых моментов необязательно
Ассоциативно-вербальная сеть - это
правила использования единиц языка
способ оптимальной организации этих единиц, позволяющий эффективно пользоваться ими при порождении и восприятии речи
то же, что и внутренний лексикон
система языка в действии
Включение в процесс порождения речи грамматических правил и синтаксем, морфологических и фонологических парадигм относится к этапу
формирования замысла высказывания
реализующему этапу
побуждающему этапу
формирующему, лексико-грамматического структурирования
Фрейм в лингвистике - это
динамическая схема, сценарий, неразрывно связанная с представлением об объекте окружающего мира, его связях с другими объектами
образное представление об объекте
единица логического мышления
совокупность концептов
Ментальный лексикон - это
метаязык какой-л. науки
то же, что внутренний лексикон
система сформировавшихся понятий
невербальные единицы, которыми оперирует человек при мышлении
В структуре языковой личности непосредственно связан с устройством языка уровень
прагматический
вербально-грамматический
вербально-грамматический и семантический
семантический
Онтогенез речи - это
усвоение основных правил языка
основные этапы становления речевой способности индивида
усвоение слов языка
появление языка в обществе
Лингва франка - это
тип языка, существующий только в устной форме и развивающийся на базе лексики двух или более языков для контактирования в сфере товарообмена
искусственно созданный язык
один из романских языков
то же, что пиджин
В наибольшей степени реагирует на социальные изменения в обществе
грамматическая система языка
синтаксическая система языка
фонетическая система языка
лексико-фразеологическая система языка
Этнолингвистика изучает
принципы классификации языков мира
язык в его отношении к культуре
внутреннее устройство языков мира
принципы распространения языков мира в геополитическом аспекте
Такие формы деятельности человека, как трудовая, игровая, мыслительная,
никак не связаны с речевой деятельностью
всегда осуществляются без участия речевой деятельности
не могут осуществляться без речевой деятельности
могут проходить в форме речевой деятельности
Детская речь - это
упрощенная система речи взрослых
то же самое, что и речь взрослых
это относительно самостоятельная деятельность, характеризующаяся собственными целями, мотивациями, собственным иерархическим строением
особое явление, лишь поверхностно связанное с речевой деятельностью
Креольские языки - это
пиджины, ставшие родными языками для населения некоторых стран
то же, что и лингва франка
искусственные языки
языки, возникшие в результате смешения испанского языка с языками некоторых народов
Социальная дифференциация единиц языка выражается в
наличии в системе языка специальных слов, выражающих социальные понятия
только в особенностях произношения слов
внутрисистемном противопоставлении единиц языка разного уровня
противопоставлении диалектов литературному языку
Закономерности восприятия и формирования речи изучаются
социолингвистикой
психолингвистикой
этнолингвистикой
лингвистикой текста
Непременным условием заимствования является
фонетическое освоение слова
синтаксическое освоение слова
грамматическое освоение слова
семантическое освоение слова
В. фон Гумбольдт трактовал язык как
выразитель духа и характера народа
семиотическую систему вербальных и невербальных знаков
систему знаков
совокупность культурных, образных и словесных знаков
Предметом изучения психолингвистики является:
язык как знаковая система
особенности мышления
процессы порождения и восприятия речи
структура текста
Заимствованное слово осваивается в языке
только фонетически
только семантически
фонетически, грамматически и семантически
только грамматически
Понятие коммуникативной компетенции
никак не связано с языковой и коммуникативной компетенцией
включает только прагматическую компетенцию
включает только языковую компетенцию
включает в себя языковую и прагматическую компетенцию
Объединение народов в историко-культурный ареал происходит
в результате проникновения элементов чуждой культуры по книжно-письменным каналам
в результате длительного контактирования отдельных индивидуумов
при длительном взаимодействии в сфере материальной культуры
при длительном взаимодействии в сфере духовной культуры по книжно-письменным каналам
Диалект как вариант языка возникает, когда
в обществе появляются тенденции к географическому и социальному обособлению
в обществе возникают тенденции к национальному объединению
в обществе возникают противоборствующие политические силы
на смену родоплеменным отношениям приходят феодальные отношения
Прикладное языкознание занимается:
описание знаков языка
разработка модели порождения речи
созданием и совершенствованием письменностей
изучение языковой системы
Под языковой компетенцией понимают
собственно языковые знания и умения индивида, позволяющие ему строить высказывание по правилам данного языка
знание слов данного языка
знание правил произношения звуков данного языка
языковую способность индивида
Авторами основных теоретических положений современной психолингвистики явились
Ч. Моррис, Н. Хомски
Чарльз Остгуд, Джон Кэролл и Томас Сибеок
А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский
Ч. Остгуд, У.Чейф
Начальным этапом порождения речи является
формирование смысла текста
грамматическое структурирование текста
оформление основной пропозиции
формирование замысла высказывания
Наиболее крупной единицей диалектного членения национального языка является
диалект
наречие
говор
идиолект
Как самостоятельная научная дисциплина психолингвистика начала существовать
с середины 50-х годов Х1Х века
с конца ХХ века
с середины 50-х годов ХХ века
с конца Х1Х века.