Методика преподавания социологии
Слово «семинар» происходит от латинского «seminarium», что означает
диалектика
диалог
беседа
рассадник
Учение о методах обучения и воспитания - это
методика
пропедевтика
герменевтика
технология
Процесс поддержания исходной информации в виде, обеспечивающем выдачу данных в требуемые сроки, - это _______ информации
сортировка
хранение
передача
упорядочение
Основным средством активизации учебного процесса на основе принципа обратной связи является диалог преподавателя со студентом в лекции
убеждении
информационной
электронной
внушении
Раскрываются актуальность лекции и значение темы в
основной части
введении
заключении
резюме
Дополнительная возможность проявления активности студентов на занятиях обеспечивается «переключением» студентов на диалог с учебно-образовательным имитатором преподавательской деятельности в методике
виртуализации
имитации
«искусственного преподавателя»
«модель преподавателя»
Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме в лекции
пресс-конференции
«вдвоем»
обзорной
проблемной
Способность мысленно освобождаться от концентрации внимания на личной точке зрения либо на частном аспекте ситуации - это
консультация
агломерация
верификация
децентрация
Автором одного из наиболее основательных и хорошо аргументированных проектов факультетов и институтов общественных наук был известный историк и социолог
А.К. Гастев
Е.Н. Анциферов
Н.А. Рожков
Н.А. Бердяев
Метод сообщения фактического материала, способ рассмотрения теоретически сложных процессов в виде рассказа, сообщения фактов - это
повествование
суждение
теоретизирование
доказательство
Существует два вида лекций: учебные и
неучебные
информационные
развлекательные
эпизодические
Систематизация знаний на более высоком уровне - задача лекции
электронной
вводной
предварительной
обзорной
Самостоятельные работы, в ходе которых происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование, готовятся рефераты, называются
тренировочными
свободными
творческими
реконструктивными
Подготовка материала с заранее запланированными ошибками состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного, методического, поведенческого характера, - это задача лекции
«с ошибками»
информационной
проверочной
проблемной
Минералы, реактивы, детали машин - это средства наглядности
натуральные
символические
схематичные
изобразительные
Занятие, готовящее к семинару, которое проводится на первых курсах, - это
протосеминар
просеминар
досеминар
предсеминар
Самостоятельная работа, которая требует анализа проблемной ситуации и получения новой информации, называется
реконструктивной
творческой
тренировочной
свободной
Предметное мышление, т.е. интеллектуальная техника, свойственная для социологии, - это мышление
технократическое
социологическое
эвристическое
гуманитарное
Основным ориентиром при подборе материала, составлении плана лекции является
учебная программа
мнение студентов
личный выбор
наличие литературы
Одним из первых приступил к чтению социологических лекций в Петербургском университете профессор
А.К. Гастев
П.Б. Струве
Е.Н. Анциферов
Н.И. Кареев
Слайды, рисунки, фото - это средства наглядности
натуральные
символические
схематичные
изобразительные
Последовательное описание признаков явления; объяснение, основанное на логических рассуждениях - это описание
дидактическое и сложное
поверхностное
аналитическое и простое
формализованное
Вид семинарского занятия, представляющий собой школу общения начинающих исследователей по определенной научной проблеме, - это
досеминар
просеминар
спецсеминар
предсеминар
Новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть» в лекции
заключительной
электронной
вводной
проблемной
Упорядоченный процесс преобразования информации в соответствии с алгоритмом решения задачи - это __________ информации
сортировка
хранение
упорядочение
обработка
Определение явления в понятийной форме - это
алгоритмизация
рандомизация
верификация
дефиниция
Монография «введение в изучение социологии» написана
П. Струве
Н.И. Кареевым
П. Сорокиным
Н. Данилевским
Научное мышление, которое осуществляется в системе координат социологического знания, - это мышление
эвристическое
технократическое
социологическое
гуманистическое
Планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия, - это работа
самостоятельная
дифференцированная
зачетная
управляемая
Считал, что преподавание социологии недоступно пониманию учащихся средних школ, что очагами социологического образования должны стать университеты,
М.М. Ковалевский
М. Туган-Барановский
А. Богданов
П. Струве
Писал, что «социология должна быть учением об обществе, подобно тому, как существует общее учение о жизни»,
М.Н. Катков
Н.И. Кареев
К.П. Победоносцев
Н.Я. Данилевский
Качество знаний, которое характеризует наличие в сознании студента структурных связей, адекватных связям между знаниями внутри научной теории, - это принцип
системности
рандомизации
начитанности
информированности
Первые кафедры социологии в России были созданы в университетах Петроградском и
Казанском
Ярославском
Ростовском
Минском
Схемы, таблицы - это средства наглядности
натуральные
изобразительные
схематичные
символические
Считал наиболее важным принципом русской социологии субъективное отношение к общественным явлениям
М.Н. Катков
Н.И. Кареев
К.П. Победоносцев
Н.Я. Данилевский
Начало юридической социологии в России положил
М.Н. Катков
Н.М. Коркунов
К.П. Победоносцев
Н.Я. Данилевский
Первое в стране социологическое общество основали русские социологи, биологи и экономисты в году
1916
1889
1905
1911
Последовательное развитие положений, доказательств, доводов, подводящих слушателей к определенным выводам и заключениям, - это
рассуждение
синтез
индукция
абдукция
Сведения, которые уменьшают или полностью снимают существовавшую до их получения неопределенность, - это
информация
коммуникация
символы
задачи
Сбор материала по теме, выделение основных вопросов или составление плана, отбор материала, составление развернутого конспекта или текста лекции - это стадия _______ в работе преподавателя
обобщения
проверки
подготовки
выступления
Одним из наиболее «сильных» видов памяти у человека является память
рациональная
символическая
эмоциональная
логическая
Смыслообразование, субъективная переработка воспринятого, раскрытие его смысла и значения - это
рандомизация
интерпретация
верификация
корреляция
Технологии активного обучения реализуются только в условиях децентрализованного индивидуализированного и дифференцированного обучения, что предполагает осуществление учебного процесса в группах
статистических
больших
малых
однородных
Обучаемые почти не воспринимают материал критически, что значительно затрудняет ведение диалога на уровне рационального мышления на
проблемной
«лекции-обучении»
информационной
«лекции-внушении»
Традиционная вузовская лекция, обычно, называется
рутинной
творческой
активной
информационной
Информация, воспринятая эмоционально, запоминается надолго, относительно легко переводится из долговременной памяти в
логическую
структурную
подсознательную
оперативную
Сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, требующее усилий воли, - это внимание
самопроизвольное
произвольное
непроизвольное
децентрированное
Способы организации познавательной деятельности студентов, при которых они включаются в игровые ситуации, связанные с профессиональной деятельностью, - это подходы
имитационные
субъективистские
корреляционные
верификационные
Отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету, - это
методика
герменевтика
пропедевтика
социометрия
Правое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное восприятие предъявляемой информации, начинает активно работать именно при ее
сегментировании
дифференцировании
визуализации
сканировании