Методологические основы психологии
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Психическое отражение человека отличается от отражения животных тем, что оно характеризуется
раздражимостью
сознанием
чувствительностью
сенсорными и умственными образами реальности
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Не получила признания на современном этапе развития методологии психологии парадигма
неклассическая
постнеклассическая
постклассическая
классическая
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Процессу конкретно-научного познания ошибочно приписывается такая функция методологии, как
организации и структурирования научного знания
мировоззренческой интерпретации результата науки
прогнозирования успешности процесса познания
эвристики
стимулирования процесса познания
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Психологический анализ деятельности, основанный на положениях системного подхода, в самом общем виде предполагает: 1) определение ее психологической структуры; 2) выделение отдельных элементов и рассмотрение связей между ними; 3) установление характера взаимосвязи и взаимодействия с окружающей средой; 4) нахождение возможностей и учет особенностей управления деятельностью; 5) изыскание возможностей вознаграждения за успехи
1, 2, 3, 4
1, 2, 3, 5
1, 3, 4, 5
2, 3, 4, 5
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Для сознания характерна: 1) активность; 2) стереотипность; 3) интенциональность; 4) способность к рефлексии; 5) разная степень ясности; 6) галлюцинации
3, 4, 5, 6
2, 3, 4, 5
1, 3, 4, 5
1, 2, 5, 6
1, 2, 3, 6
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно испытываемое и представленное в сознании субъекта и выступающее для него событием его собственной жизни, называется
образом
установкой
переживанием
желанием
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Степень сплоченности, как уровень развития взаимоотношений в группе, проявляется во взаимном: 1) соперничестве; 2) доверии единомышленников; 3) эмоциональной удовлетворенности от общения; 4) желании сотрудничать; 5) взаимопонимании; 6) доминировании
1, 2, 3, 6
1, 2, 5, 6
3, 4, 5, 6
2, 3, 4, 5
2, 3, 4, 6
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Нормативному методологическому знанию ошибочно приписывается функция
побуждения к проведению исследования
правильности постановки проблемы
улучшения организационной стороны исследования
предоставления средств для решения поставленных задач
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Термину «парадигма» в советской философии соответствовало понятие
мнимая единица анализа психики
ошибочное мнение исследователя
логический термин
тип (стиль) научного мышления
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1По П.Я. Гальперину, действие имеет следующие параметры: 1) уровень выполнения; 2) эффективность; 3) сокращенность; 4) степень освоенности; 5) обобщенность
1, 3, 4, 5
2, 3, 4, 5
1, 2, 3, 5
1, 2, 3, 4
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1При сохранении личной позиции человека в ситуации влияния на него значимых людей его конформность в социально-психологических отношениях проявляется в сознательной внешней
независимости
конфликтности
агрессивности
уступчивости
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Основным видом деятельности является: 1) игра; 2) учеба; 3) труд; 4) рефлексия; 5) спорт
3, 4, 5
2, 3, 4
1, 2, 3
1, 4, 5
2, 3, 5
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Разновидностью метода интроспекции является метод: 1) аналитической интроспекции; 2) синтетической интроспекции; 3) рефлексивной интроспекции; 4) речевой интроспекции; 5) субъективной интроспекции
1, 2
1, 2, 3
3, 4, 5
2, 3, 4
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Термин «психология» впервые появился в
ХVIII в. у немецкого философа Христиана Вольфа
ХХ в. у отечественного психолога А.Ф. Лазурского
ХVII в. у французского философа Рене Декарта
VII в. до н.э. у древнегреческого философа Фалеса
ХVIII в. у английского философа Джона Локка
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Атрибутами теории являются: 1) доступность; 2) ценность; 3) объект; 4) предмет; 5) познавательные средства
2, 3, 5
1, 3, 4
2, 3, 4
1, 3, 5
1, 2, 3
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Редукция - это
отношение
принцип
концепция
метод
единица анализа
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1"Заземленность", конкретность современных научных исследований, их прикладная направленность приводит порой к пренебрежению методологией, что, в свою очередь, становится причиной таких ошибок, как: 1) преувеличение безупречности современных методов исследования; 2) преувеличение роли статистической обработки данных; 3) слабость выводов и рекомендаций; 4) однообразие алгоритмов исследования без их "привязки" к специфике; 5) выход за границы научного поиска из-за формального отношения к первоначально разработанной терминологии
2, 3, 4, 5
1, 2, 3, 4
1, 2, 4, 5
1, 3, 4, 5
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Наиболее общими положениями системного подхода являются: 1) системность деятельности; 2) рефлексивность; 3) единство сознания и деятельности; 4) социальная природа психической деятельности; 5) наличие признаков деятельности; 6) дескриптивность
1, 3, 4, 5
1, 2, 3, 6
3, 4, 5, 6
2, 3, 4, 6
1, 2, 5, 6
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1В.П. Зинченко и С.Д. Смирнов предлагают в качестве предмета методологии рассматривать особую форму рефлексии, самосознания науки, включающую в себя: 1) научное знание; 2) эмпирическое знание; 3) анализ предпосылок и оснований научного познания; 4) критическую оценку получаемых наукой знаний; 5) выявление детерминант процесса познания, его структуры
3, 4, 5
1, 3, 4
2, 3, 4
2, 3, 5
1, 4, 5
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующей их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий, называется
познанием
интуицией
анализом
мышлением
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1То, что принадлежит самому объекту и не зависит от субъекта, есть
качество
объективное
признак
свойство
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Единица анализа изучаемого психологического явления должна представлять его
специфику
абстрактность
доминирующий признак
группу ведущих признаков
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Основным идеалом ученых эпохи классической парадигмы выступала
астрономия
математика
логика
философия
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1К осознанным побуждениям относятся: 1) мотив; 2) влечение; 3) установка; 4) желание; 5) интерес
2, 4, 5
2, 3, 5
1, 3, 4
1, 4, 5
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1По классификации Б.М. Кедрова, объектами науки могут выступать: 1) природа; 2) человек; 3) космос; 4) животные; 5) пришельцы
1, 3, 4
1, 4, 5
1, 2
2, 3, 4
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Методология научного знания призвана сделать процесс познания: 1) оптимальным; 2) достоверным; 3) функциональным; 4) гуманным; 5) естественным; 6) гармоничным
3, 4, 6
4, 5, 6
1, 3, 4
2, 4, 5
1, 2
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Основоположником психологии считают
Авиценну
Платона
Аристотеля
Демокрита
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1При учете влияний на сферу сознательных психологических отношений следует исключить учет
потребностей
влечений
интересов
чувств
мотивов
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1В процессе психических отношений чувства не могут быть
истинными
кратковременными
лживыми
ложными
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Порядок взаимного расположения наук в системе научных знаний, обусловленный определенными принципами, называется
ранжированием
классификацией
диспозицией
структуризацией
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Словесно методологическую проблему можно выразить фразой
кто носитель информации
как разрешить теоретическую проблему
что подлежит выяснению
кому следует решать проблему
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Психологическая ориентировка начинает действовать
при монотонной работе
при высоком профессионализме
в условиях новизны ситуации
в стандартных условиях работы
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Постнеклассическая парадигма может быть охарактеризована с позиций
механицизма
научной рациональности
строгого детерминизма
методологической растерянности
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Рефлексия для субъекта - это процесс
самостимулирования
самопознания
самосистематизации
самомоделирования
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Утрата интереса к ассоциативной психологии произошла из-за недоступности явлений сознания
объективному наблюдению
самонаблюдению
самооценке
виртуальному анализу
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1В перечень уровней методологии ошибочно внесен уровень
методики и техники исследований
общенаучной методологии
конкретно-научной методологии
гносеологической методологии
философской методологии
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Теория призвана: 1) информировать; 2) объяснять; 3) предсказывать; 4) опровергать; 5) описывать
1, 2, 4
1, 2, 3
1, 3, 5
2, 3, 5
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Ориентировочная деятельность, по мнению П.Я. Гальперина, - это
процесс адаптации
предмет
ориентировочный рефлекс
психология
процесс поиска истины
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1В перечень форм детерминизма ошибочно внесен детерминизм
статистический
целевой
системный
типа обратной связи
фатальный
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Происходившие в процессе эволюции научного знания смены парадигм не предполагали
преемственности
сочетания нового со старым
строгого разграничения
использования только нового
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Стремясь усовершенствовать наивный бихевиоризм, необихевиористы предложили новое понятие
когнитивных карт
схем подкрепления
"интеллектуальных линз"
промежуточных переменных
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1В ниже приведенный перечень признаков психики ошибочно внесен признак
теологическое происхождение
дающее образ предметной среды отражение
удовлетворение потребности в контактах с предметной средой
контроль правильности отражения через практику
ориентация в предметной среде
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Основными и самыми общими задачами ориентировочной деятельности являются: 1) анализ проблемной ситуации; 2) установление отношения между элементами ситуации и их актуальными значениями; 3) построение плана действия; 4) контроль и коррекция выполнения действия; 5) обнаружение результата действия
1, 2, 3, 4
1, 2, 3, 5
2, 3, 4, 5
1, 3, 4, 5
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Критерием научности знания является
мнение ученого совета
теория
практика
интуиция
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Субъективным феноменом (продуктом) целостного интегрального психического отражения как познания реальной действительности, возникающим в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности, является
мечта
психический образ
фантазия
реальный предмет
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Психологический анализ деятельности на основе принципа системности в самом общем виде предполагает: 1) отрицание ее структуры; 2) определение ее структуры; 3) выделение элементов и их взаимосвязи; 4) установление характера взаимосвязи и взаимодействия с окружающей средой; 5) поиск возможностей и учет особенностей управления деятельностью; 6) изменение ее структуры
1, 2, 3, 5
1, 3, 4, 6
1, 2, 4, 6
2, 3, 4, 5
3, 4, 5, 6
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Всеобщим свойством материи, заключающимся в способности объектов воспроизводить с различной степенью точности те или иные признаки, структурные характеристики, качества и отношения других объектов, является
отражение
репродукция
познаваемость
память
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Теория отличается от эмпирического знания: 1) вербальным выражением; 2) достоверностью; 3) обобщенностью; 4) сопоставимостью; 5) логичностью
1, 3, 4
2, 3, 5
2, 3, 4
1, 3, 5
1, 2, 3
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Процесс общения предусматривает предметный обмен
мыслями
чувствами
материальными ценностями
мотивами
Методологические основы психологии
1355.01.01;МТ.01;1Целостность восприятия реализуется в
взаимосвязи и взаимодействии ощущений
преобладании нескольких ведущих ощущений
сумме ощущений
доминировании главного ощущения