Методологические основы психологии

Психическое отражение человека отличается от отражения животных тем, что оно характеризуется
раздражимостью
сознанием
чувствительностью
сенсорными и умственными образами реальности
Не получила признания на современном этапе развития методологии психологии парадигма
неклассическая
постнеклассическая
постклассическая
классическая
Процессу конкретно-научного познания ошибочно приписывается такая функция методологии, как
организации и структурирования научного знания
мировоззренческой интерпретации результата науки
прогнозирования успешности процесса познания
эвристики
стимулирования процесса познания
Психологический анализ деятельности, основанный на положениях системного подхода, в самом общем виде предполагает: 1) определение ее психологической структуры; 2) выделение отдельных элементов и рассмотрение связей между ними; 3) установление характера взаимосвязи и взаимодействия с окружающей средой; 4) нахождение возможностей и учет особенностей управления деятельностью; 5) изыскание возможностей вознаграждения за успехи
1, 2, 3, 4
1, 2, 3, 5
1, 3, 4, 5
2, 3, 4, 5
Для сознания характерна: 1) активность; 2) стереотипность; 3) интенциональность; 4) способность к рефлексии; 5) разная степень ясности; 6) галлюцинации
3, 4, 5, 6
2, 3, 4, 5
1, 3, 4, 5
1, 2, 5, 6
1, 2, 3, 6
Эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно испытываемое и представленное в сознании субъекта и выступающее для него событием его собственной жизни, называется
образом
установкой
переживанием
желанием
Степень сплоченности, как уровень развития взаимоотношений в группе, проявляется во взаимном: 1) соперничестве; 2) доверии единомышленников; 3) эмоциональной удовлетворенности от общения; 4) желании сотрудничать; 5) взаимопонимании; 6) доминировании
1, 2, 3, 6
1, 2, 5, 6
3, 4, 5, 6
2, 3, 4, 5
2, 3, 4, 6
Нормативному методологическому знанию ошибочно приписывается функция
побуждения к проведению исследования
правильности постановки проблемы
улучшения организационной стороны исследования
предоставления средств для решения поставленных задач
Термину «парадигма» в советской философии соответствовало понятие
мнимая единица анализа психики
ошибочное мнение исследователя
логический термин
тип (стиль) научного мышления
По П.Я. Гальперину, действие имеет следующие параметры: 1) уровень выполнения; 2) эффективность; 3) сокращенность; 4) степень освоенности; 5) обобщенность
1, 3, 4, 5
2, 3, 4, 5
1, 2, 3, 5
1, 2, 3, 4
При сохранении личной позиции человека в ситуации влияния на него значимых людей его конформность в социально-психологических отношениях проявляется в сознательной внешней
независимости
конфликтности
агрессивности
уступчивости
Основным видом деятельности является: 1) игра; 2) учеба; 3) труд; 4) рефлексия; 5) спорт
3, 4, 5
2, 3, 4
1, 2, 3
1, 4, 5
2, 3, 5
Разновидностью метода интроспекции является метод: 1) аналитической интроспекции; 2) синтетической интроспекции; 3) рефлексивной интроспекции; 4) речевой интроспекции; 5) субъективной интроспекции
1, 2
1, 2, 3
3, 4, 5
2, 3, 4
Термин «психология» впервые появился в
ХVIII в. у немецкого философа Христиана Вольфа
ХХ в. у отечественного психолога А.Ф. Лазурского
ХVII в. у французского философа Рене Декарта
VII в. до н.э. у древнегреческого философа Фалеса
ХVIII в. у английского философа Джона Локка
Атрибутами теории являются: 1) доступность; 2) ценность; 3) объект; 4) предмет; 5) познавательные средства
2, 3, 5
1, 3, 4
2, 3, 4
1, 3, 5
1, 2, 3
Редукция - это
отношение
принцип
концепция
метод
единица анализа
"Заземленность", конкретность современных научных исследований, их прикладная направленность приводит порой к пренебрежению методологией, что, в свою очередь, становится причиной таких ошибок, как: 1) преувеличение безупречности современных методов исследования; 2) преувеличение роли статистической обработки данных; 3) слабость выводов и рекомендаций; 4) однообразие алгоритмов исследования без их "привязки" к специфике; 5) выход за границы научного поиска из-за формального отношения к первоначально разработанной терминологии
2, 3, 4, 5
1, 2, 3, 4
1, 2, 4, 5
1, 3, 4, 5
Наиболее общими положениями системного подхода являются: 1) системность деятельности; 2) рефлексивность; 3) единство сознания и деятельности; 4) социальная природа психической деятельности; 5) наличие признаков деятельности; 6) дескриптивность
1, 3, 4, 5
1, 2, 3, 6
3, 4, 5, 6
2, 3, 4, 6
1, 2, 5, 6
В.П. Зинченко и С.Д. Смирнов предлагают в качестве предмета методологии рассматривать особую форму рефлексии, самосознания науки, включающую в себя: 1) научное знание; 2) эмпирическое знание; 3) анализ предпосылок и оснований научного познания; 4) критическую оценку получаемых наукой знаний; 5) выявление детерминант процесса познания, его структуры
3, 4, 5
1, 3, 4
2, 3, 4
2, 3, 5
1, 4, 5
Общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующей их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий, называется
познанием
интуицией
анализом
мышлением
То, что принадлежит самому объекту и не зависит от субъекта, есть
качество
объективное
признак
свойство
Единица анализа изучаемого психологического явления должна представлять его
специфику
абстрактность
доминирующий признак
группу ведущих признаков
Основным идеалом ученых эпохи классической парадигмы выступала
астрономия
математика
логика
философия
К осознанным побуждениям относятся: 1) мотив; 2) влечение; 3) установка; 4) желание; 5) интерес
2, 4, 5
2, 3, 5
1, 3, 4
1, 4, 5
По классификации Б.М. Кедрова, объектами науки могут выступать: 1) природа; 2) человек; 3) космос; 4) животные; 5) пришельцы
1, 3, 4
1, 4, 5
1, 2
2, 3, 4
Методология научного знания призвана сделать процесс познания: 1) оптимальным; 2) достоверным; 3) функциональным; 4) гуманным; 5) естественным; 6) гармоничным
3, 4, 6
4, 5, 6
1, 3, 4
2, 4, 5
1, 2
Основоположником психологии считают
Авиценну
Платона
Аристотеля
Демокрита
При учете влияний на сферу сознательных психологических отношений следует исключить учет
потребностей
влечений
интересов
чувств
мотивов
В процессе психических отношений чувства не могут быть
истинными
кратковременными
лживыми
ложными
Порядок взаимного расположения наук в системе научных знаний, обусловленный определенными принципами, называется
ранжированием
классификацией
диспозицией
структуризацией
Словесно методологическую проблему можно выразить фразой
кто носитель информации
как разрешить теоретическую проблему
что подлежит выяснению
кому следует решать проблему
Психологическая ориентировка начинает действовать
при монотонной работе
при высоком профессионализме
в условиях новизны ситуации
в стандартных условиях работы
Постнеклассическая парадигма может быть охарактеризована с позиций
механицизма
научной рациональности
строгого детерминизма
методологической растерянности
Рефлексия для субъекта - это процесс
самостимулирования
самопознания
самосистематизации
самомоделирования
Утрата интереса к ассоциативной психологии произошла из-за недоступности явлений сознания
объективному наблюдению
самонаблюдению
самооценке
виртуальному анализу
В перечень уровней методологии ошибочно внесен уровень
методики и техники исследований
общенаучной методологии
конкретно-научной методологии
гносеологической методологии
философской методологии
Теория призвана: 1) информировать; 2) объяснять; 3) предсказывать; 4) опровергать; 5) описывать
1, 2, 4
1, 2, 3
1, 3, 5
2, 3, 5
Ориентировочная деятельность, по мнению П.Я. Гальперина, - это
процесс адаптации
предмет
ориентировочный рефлекс
психология
процесс поиска истины
В перечень форм детерминизма ошибочно внесен детерминизм
статистический
целевой
системный
типа обратной связи
фатальный
Происходившие в процессе эволюции научного знания смены парадигм не предполагали
преемственности
сочетания нового со старым
строгого разграничения
использования только нового
Стремясь усовершенствовать наивный бихевиоризм, необихевиористы предложили новое понятие
когнитивных карт
схем подкрепления
"интеллектуальных линз"
промежуточных переменных
В ниже приведенный перечень признаков психики ошибочно внесен признак
теологическое происхождение
дающее образ предметной среды отражение
удовлетворение потребности в контактах с предметной средой
контроль правильности отражения через практику
ориентация в предметной среде
Основными и самыми общими задачами ориентировочной деятельности являются: 1) анализ проблемной ситуации; 2) установление отношения между элементами ситуации и их актуальными значениями; 3) построение плана действия; 4) контроль и коррекция выполнения действия; 5) обнаружение результата действия
1, 2, 3, 4
1, 2, 3, 5
2, 3, 4, 5
1, 3, 4, 5
Критерием научности знания является
мнение ученого совета
теория
практика
интуиция
Субъективным феноменом (продуктом) целостного интегрального психического отражения как познания реальной действительности, возникающим в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности, является
мечта
психический образ
фантазия
реальный предмет
Психологический анализ деятельности на основе принципа системности в самом общем виде предполагает: 1) отрицание ее структуры; 2) определение ее структуры; 3) выделение элементов и их взаимосвязи; 4) установление характера взаимосвязи и взаимодействия с окружающей средой; 5) поиск возможностей и учет особенностей управления деятельностью; 6) изменение ее структуры
1, 2, 3, 5
1, 3, 4, 6
1, 2, 4, 6
2, 3, 4, 5
3, 4, 5, 6
Всеобщим свойством материи, заключающимся в способности объектов воспроизводить с различной степенью точности те или иные признаки, структурные характеристики, качества и отношения других объектов, является
отражение
репродукция
познаваемость
память
Теория отличается от эмпирического знания: 1) вербальным выражением; 2) достоверностью; 3) обобщенностью; 4) сопоставимостью; 5) логичностью
1, 3, 4
2, 3, 5
2, 3, 4
1, 3, 5
1, 2, 3
Процесс общения предусматривает предметный обмен
мыслями
чувствами
материальными ценностями
мотивами
Целостность восприятия реализуется в
взаимосвязи и взаимодействии ощущений
преобладании нескольких ведущих ощущений
сумме ощущений
доминировании главного ощущения