Искусство и мировые религии (курс 1)

Пластически-изобразительные искусства - ________ и живопись, т. е. такие искусства, в которых телесность, материальность выражались наиболее ярко и зримо
скульптура
архитектура
графика
Верны ли утверждения? А) Бурный процесс развития гуманистической культуры Возрождения, начинавшийся в Италии XIV в., имел черты, своеобразие которых заключалось в том, что человек в искусстве итальянского Возрождения предстает как всемогущая личность, как существо, господствующее над миром В) В творениях мастеров Высокого Возрождения Микеланджело и Леонардо да Винчи человек - властелин мира
А - да, В - нет
А - да, В - да
А - нет, В - да
А - нет, В - нет
Верны ли утверждения? А) Искусство, как развитый духовный феномен, как специфическая форма общественного сознания, создает предметную основу для развертывания богатства человеческого существа, создает объективные, истинные основания богатства "субъективной человеческой чувственности...", выражающейся в ощущении целостности, гармоничности и совершенства человеческой жизни В) Искусство, захватывая и сознание и подсознание через внушающую, суггестивную способность, объединяет людей, сохраняя в них то личностное, что есть в каждом человеке
А - нет, В - нет
А - да, В - да
А - нет, В - да
А - да, В - нет
________ - идеалистическое направление античной философии III—VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений
Неоплатонизм
Эпикурейство
Неопифагорейство
Верны ли утверждения? А) В христианстве,- пишет Ф. Энгельс, - впервые было выражено отрицательное равенство перед богом всех людей как грешников и в более узком смысле равенство тех и других детей божьих, искупленных благодатью и кровью Христа В) Возникновение идей индивидуализма, личного спасения в христианстве имеет определенные исторические социально-экономические причины
А - нет, В - да
А - нет, В - нет
А - да, В - да
А - да, В - нет
Верны ли утверждения? А) Э. Кон-Винер пытался обнаружить более глубокие корни стилевого своеобразия искусства В) Подлинный стиль, по Э.Кон-Винеру, всегда функционален, и поэтому подлинное искусство всегда связано с тектоническим, целесообразным моментом
А - да, В - да
А - нет, В - да
А - да, В - нет
А - нет, В - нет
Наиболее важной сакральной зоной в христианском храме является
паперть
наос
притвор
алтарь
Художественный метод предполагает, наличие таких существенных признаков (выраженных в конкретно-историческом своеобразном виде), как признание того, что искусство есть: 1) отражение объективной социальной и природной действительности; 2) система обобщения этой действительности (или типизации); 3) такая структура, в которой содержательные задачи определяют художественные достоинства формы; наконец, 4) определенная социальная позиция, выраженная либо в стихийной тенденциозности, либо в ясной и открытой партийности художника
2,3,4
2,3
1,3,4
1,2,3,4
Верны ли утверждения? А) "Сумеречное" искусство обладает устойчивыми и всеобщими принципами на уровне универсального художественного метода; оно, как правило, существует только на уровне системы (формального систематизирования), объединения различных приемов в эклектически неустойчивую манеру творчества В) Ни в эпоху эллинизма, ни в позднем императорском Риме, ни в период контрреформации в Европе искусство не утрачивало своего важнейшего художественного качества - образности
А - нет, В - да
А - да, В - да
А - нет, В - нет
А - да, В - нет
В христианской культуре, прежде всего православной, храм является моделью
космоса, вселенной
отношений человека и Бога
небытия, хаоса
земного рая
Верны ли утверждения? А) Принципы предельного формального символизма, деформации и метафоричности в сюрреализме ведут к разрушению искусства, но эти же принципы, включенные в метод мексиканской монументальной живописной школы или современного реалистического экспрессионизма, становятся средствами прогрессивного, демократического искусства. В) Ж. Маритен говорит о том, что искусство есть не только "мир вещей", но, главное, - "мир знаков", тех знаков, которые невыразимы ни через научные истины, ни через идеи.
А - да, В - да
А - нет, В - да
А - да, В - нет
А - нет, В - нет
В ряду христианских изобразительных символов агнец символизирует
Бога-Сына
Богородицу
Бога-Отца
Святого Духа
Верны ли утверждения? А) В позднем Средневековье схоласты, в особенности Альберт Великий и Фома Аквинский, постепенно отказываются от столь категорического отрицания ценности земного человеческого бытия В) Фома Аквинский утверждает, что человеческий интеллект есть орудие, с помощью которого человек познает и Божественную идею, и земное бытие (в том числе и красоту земных предметов).
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - нет
А - да, В - да
Верны ли утверждения? А) Итальянский гуманизм "установил новый идеал человека, основанный на интеллектуальной культуре, идеал духовной свободы и автономии личности В) Мощный процесс Реформации в Европе XVI - XVII вв. как выражение развития буржуазных элементов в феодальном обществе принес с собой изменения не только в христианском вероисповедании, проявлявшиеся главным образом в протестантско-лютеранской идее личной веры, но и в художественном мышлении - бурном развитии искусства гравюры
А - да, В - да
А - нет, В - да
А - да, В - нет
А - нет, В - нет
Верны ли утверждения? А) Критерием прогрессивности художественного произведения является гуманизм В) Искусство - это гуманизм, но гуманизм в исторически-конкретном социальном содержании и художественной форме, это обнаружение глубинных тенденций социального развития
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - да
А - да, В - нет
Мистерия в средневековом христианстве выполняла функцию
иллюстрирования праздничного храмового действа
эмоционального приобщения верующего к событиям священной истории
релаксации, снятия напряжения, рекреации
объяснения, истолкования верующему смысла Писания
В христианстве божественный Образ – это, прежде всего Образ
Христа
Св. Троицы
Бога-Отца
Богоматери
Верны ли утверждения? А) Г. Вельфлин, и Э. Кон-Винер, как глубокие исследователи искусства подчеркивают определенную независимость развития искусства, развития стилей от религиозного сознания, говорят о недостаточности религиозно-исторического рассмотрения проблемы В) Стиль есть содержательно-формальная устойчивая система, в которой эстетическое, художественное начало является определяющим; она синтезирует все те духовные и социально-экономические моменты, которые присущи конкретно-историческому уровню развития общества.
А - да, В - нет
А - да, В - да
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
По христианским представлениям, Церковь включает
всех ныне живущих христиан
только святых и мучеников, обретающихся на небесах
всех христиан прошлого и настоящего
только православных
Для христиан смысл воплощения Христа заключается в
сотворенных им чудесах и исцелениях
искуплении первородного греха
восстановлении первоначального завета людей с Богом
этической проповеди
Проповедь - это
«диалог с Богом» с целью приобщения к нему и достижения готовности и способности исполнять его волю
таинство наделения Божественной благодатью с помощью символического принятия тела и крови Христовой
публичная речь священнослужителя в храме, обращенная к прихожанам и содержащая разъяснение положений вероучения
таинство принятия человека в лоно церкви
Христианство, по _________, становится религией каждого человека, который трансцендентирует себя, отчуждает свою вечную богочеловеческую сущность, и вера в нее создает для человека принципы надежды его бытия
Э. Блоху
И. Канту
П. Гогену
Ф. Аквинскому
Верны ли утверждения? А) Индивидуализм и незавершенность - вот черты, которые убедительно говорят о том, что искусство эллинизма не в состоянии было соединить прошлое и настоящее в единое целое. В) В своих существенных признаках искусство является наиболее подвижным элементом культуры, и тем не менее оно возможно как развитый эстетический феномен только при наличии сложившегося устойчивого метода художественного освоения действительности (реализм, классицизм, романтизм, критический реализм, социалистический реализм)
А - да, В - да
А - да, В - нет
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
______ - направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку
Гуманистическая психология
Бихеовиоризм
Необихевиоризм
Гештальтпсихология
Как верно отмечает В. И. Егорова, с точки зрения богословия ______ является единственным земным учреждением, объединяющим людей во имя их коренной и главной цели - вечного спасения"*, но это объединение возможно лишь через индивидуальное стремление к богу, и поэтому человек здесь не выступает в своей родовой сущности, как "совокупность всех общественных отношений", по Марксу
народ
власть
церковь
Бог
_________ - универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями художественного образа, с одной стороны, знака и аллегории — с другой
Символ
Слово
Знак
Образ
Верны ли утверждения? А) Э. Фромм отвергает даже идею о необходимости божества как объекта религиозного поклонения, находящегося вне человека В) Местом пребывания бога, по Э. Фромму, является сфера бессознательного, так как именно она является хранилищем всех потенциальных способностей и возможностей человека
А - да, В - нет
А - да, В - да
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
_________ - философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира
Стоицизм
Парсизм
Зороастризм
Схоластика
Верны ли утверждения? А) Культовые сооружения, выполненные в стиле барокко или классицизма, только функционально остаются культовыми; художественно-эстетическое же значение становится в них определяющим В) У Генриха Вельфлина искусство предстает как стилевая целостность, в которой растворяется индивидуальность художника; общая форма художественного видения становится универсальным признаком искусства, и «эволюция видения является началом и обусловливающим и обусловленным в ходе истории»
А - нет, В - да
А - нет, В - нет
А - да, В - нет
А - да, В - да
Верны ли утверждения? А) В раннем иудаизме - религии в основном общинно-родового скотоводческого общества - проблема отношения с Богом ставилась как проблема "Бог - народ", и в этом отражались еще очень сильные принципы коллективного мышления, с дифференциацией общественных форм жизни и выделением индивида в этой системе эта идея трансформируется в идею личного вознаграждения праведника, в идею личного воздаяния и спасения В) Реальные процессы формирования нового религиозного миросозерцания были теоретически осмыслены в предхристианской и христианской теологии
А - да, В - да
А - нет, В - да
А - да, В - нет
А - нет, В - нет
Исповедь - это
таинство принятия человека в лоно церкви
христианское таинство, когда человек, открыв грехи священнику, получает прощение от самого Бога
«диалог с Богом» с целью приобщения к нему и достижения готовности и способности исполнять его волю
таинство наделения Божественной благодатью с помощью символического принятия тела и крови Христовой
________ - высшее, эзотерическое, откровенное, мистическое знание, выраженное в христианской теологии в принципе "неподобного подобие
Джалал
Гносис
Джамал
Сифат
Верны ли утверждения? А) Европейское христианство к XIV в. начинает исчерпывать себя не только как мировоззрение, но, что еще более важно, и как мироощущение - его иллюзорные представления о человеке начинают рассеиваться под мощным напором ренессансного гуманизма. В) Уже в позднее Средневековье, в конце XIII в., в рамках художественной культуры происходят процессы роста самосознания, возникает ощущение ценности личности
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - нет
А - да, В - да
Алтарь в христианском храме ориентирован на восток потому, что
Христос родился на востоке
Христос - Свет мира и Солнце правды
на востоке находится главная святыня христианства
первые лучи утреннего солнца должны освещать самое священное место
__________ равенство - равенство иллюзорное, "равенство", закрепляющее эксплуататорские отношения феодального, а затем и буржуазного общества
Отрицательное
Вертикальное
Положительное
Горизонтальное
Верны ли утверждения? А) В христианстве главным является не культ, не обряды, не настроения, а учение о богочеловеке В) "Иисус, - пишет Э. Блох, - как возвратившийся Адам, становится... первейшим, как подобие первородного человека, сотворенного из глины", но вместе с тем Христос «велик своею небесностью; ушедший и возвращенный и очень далекий своею близостью»
А - нет, В - нет
А - да, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - да
Верны ли утверждения? А) Христианская церковь ввела в свою практику институт исповеди, который был определенным средством компенсации неполноценности реальной жизни человека В) Ни в общесоциальном, ни в личностном плане христианство не смогло дать ни обществу в целом, ни каждому верующему в отдельности избавления от реального мира эксплуатации и насилия. Целостность и полнота, которая возникала у верующего под воздействием духовного механизма церкви, оказывалась иллюзорной, а компенсация - поверхностной, не затрагивающей глубин человеческой личности
А - нет, В - нет
А - да, В - нет
А - да, В - да
А - нет, В - да
Верны ли утверждения? А) В конце XIX - начале XX в. православные богословы и философы утверждали, что понятие духа тождественно с понятием личности В) Религиозная идея абсолютной духовности христианского индивида деформирует подлинную гуманистическую сущность человека, стремится пробудить в нем желание лишь личного спасения, которое не может быть уравновешено даже принципом христианской соборности, потому что идея христианской соборности означала не соединение неповторимых, своеобразных, богатых в своем личном бытии личностей, а всего лишь соединение в единое целое человеческих единиц, образующих нечто сверхличное - христианский мир
А - да, В - да
А - да, В - нет
А - нет, В - да
А - нет, В - нет
Основным элементом религиозной эстетики является
знак
образ
слово
символ
Верны ли утверждения? А) Одним из важных моментов европейского Возрождения было то, что его гуманизм в значительной степени был обусловлен развитием и взлетом художественного мышления В) Культура - это гуманизм, но гуманизм в исторически-конкретном социальном содержании и художественной форме, это обнаружение глубинных тенденций социального развития
А - да, В - нет
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - да
Верны ли утверждения? А) Б. В. Раушенбах на основе анализа огромного историко-художественного материала пришел к выводу о том, что «...единая система научной перцептивной перспективы приобретает облик линейной перспективы для удаленных областей пространства…» В) В народном художественном сознании стихийно отразились универсальные принципы художественного мышления вообще, выраженные в образной интерпретации существования мира в пространстве и времени
А - да, В - да
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - нет
_________ - древний фольклор и народные сказания (мифы, эпосы, сказки и т. п.), так и изучение этого материала в рамках научных дисциплин)
Хаджи
Сифат
Мистицизм
Мифология
Под _________ Ф.Аквинский понимает погруженность человека в плотско-земное; она заключается в ненасытном стремлении человека к удовлетворению похоти
религией
роскошью
культурой
гордыней
Основной частью христианского Священного Писания является
книги пророков
Апокалипсис
Пятикнижие Моисеево
свод Евангелий
Исихазм - это мистическое направление
восточного христианства
ислама
буддизма
западного христианства
Согласно христианским представлениям весь мир иконологичен, поскольку он
свидетельствует о творческой мощи Бога
сотворен по образу Божию
пронизан, Словом и наполнен Образом Божиим
освящен жертвой Христа
Верны ли утверждения? А) Сумеречное искусство является признаком культуры одной лишь эпохи - эпохи империализма. В) Сумеречное искусство фиксирует лишь поверхностные признаки возникающей новой культуры, которая существует еще как тенденция
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - да
А - да, В - нет
Верны ли утверждения? А) Классовое антагонистическое общество, особенно капиталистическое, часто не только отвергает художника, но и порождает "разорванность" его сознания, мешает формированию у него цельного взгляда на мир В) Смысл творчества художника в конечном счете заключается в том, чтобы создать такой художественный феномен, который функционировал бы в оптимальном варианте в системе обратной связи, т. е. создать такое художественное произведение, которое вводит человека в систему оптимальной социально-духовной ориентации, освобождает его от иллюзорных представлений, в том числе и религиозных
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - нет
А - да, В - да
Верны ли утверждения? А) В византийском и православном искусстве ирреальность религиозной идеи преодолевается реальностью художественной интерпретации канона, преодолением религиозного символа через количественное многообразие, через вариантное моделирование образа художественного произведения В) В искусстве западного христианства, в особенности в католицизме, канон превратился в содержательно-символический догмат
А - да, В - да
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - нет
Под гордыней __________ понимает всякое стремление человека к самостоятельному действию видит ее причины в забвении христианского смирения
П. Гоген
Ф. Аквинский
Э. Блох
Ф. Энгельс