Социология коммуникации (магистр, курс 1)
Общение как восприятие людьми друг друга – это _____________функция общения
___________________, пропагандируемая Д. Беллом и З. Бзежинским, рассматривает средства информации в качестве стимула и источника социального развития
_________________ - совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов)
Экспрессивная личность
Языковая личность
Коммуникативная личность
Индивид
_________________ - это материальный объект, выступающий в коммуникативном процессе аналогом другого объекта (предмета, свойства, явления, понятия, действия) и замещающий его
_____________ - помехи, препятствующие осуществлению контакта между коммуникатором и реципиентом, адекватному приему, пониманию и усвоению сообщений в процессе коммуникации
Условия коммуникации
Канал коммуникации
Барьер коммуникации
Код коммуникации
Установите соответствие между профессиональными терминами и их определениями
Коммуникативное пространство
континуум, непрерывное взаимодействие участников коммуникации
Коммуникативный акт
вычленяемое из информационного потока и регулярно воспроизводимое единство формы и содержания, которое сообщает информацию
Коммуникативная единица
единичное взаимодействие сторон по передаче и приему информации
Коммуникативный процесс
совокупность факторов, определяющих протекание коммуникативного процесса
Верны ли утверждения? А) В системе субъект-объектных отношений человек может выступать и в функции субъекта деятельности, и в функции ее объекта - предмета преобразования, познания или оценки В) Получатель информации не является объектом, ибо отправитель на него смотрит как на пассивный приемник
А - нет, В - да
А - да, В - да
А - нет, В - нет
А - да, В - нет
Коммуникативная личность включает характеристики, связанные с выбором ____________, ____________кода коммуникации, а также с использованием ___________и смешанных коммуникативных кодов, обеспечивающих взаимодействие человека и машины
естественных
невербального
вербального
искусственных
аудиальных
Верны ли утверждения? А) Коммуникация, под которой в широком смысле понимают способы общения, позволяющие передавать и принимать информацию, является объектом изучения многих наук, не только гуманитарных, но и точных. В) Психология и социальная психология рассматривают факторы, способствующие коммуникации между людьми, причины, затрудняющие передачу и восприятие информации, а также мотивированность коммуникационного поведения.
А - нет, В - да
А - да, В - нет
А - да, В - да
А - нет, В - нет
___________________ - отрасль социологии, изучающая функциональные особенности общения представителей различных социальных групп в плане их взаимодействия (передачи и получения смысловой и оценочной информации) и воздействия на их отношение к социальным ценностям общества
Коммуникация
Паралингвистика
Социология коммуникации
Социальная коммуникация
Верны ли утверждения? А) В естественной коммуникации коммуникатор использует определенный язык и навыки коммуникации для того, чтобы создать сообщение, которые позволяют коммуникатору организовать мысли и передать их другим - кодировать сообщение. В) Для того чтобы воспринять информацию, содержащуюся в сообщении, коммуникант должен его кодировать.
А - да, В - нет
А - да, В - да
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
Верны ли утверждения? А) Формирование коммуникативной системы, особенно синтетического уровня, является длительным процессом., в искусстве это управляемый процесс, так как он связан с постоянным целенаправленным поиском наиболее эффективных форм взаимодействия разнородных коммуникативных средств. В) Кино - образец синтетического искусства.
А - нет, В - да
А - да, В - нет
А - нет, В - нет
А - да, В - да
Расположите модели коммуникации по возрастанию сложности их функций
модель Б. Весли и М. Маклина
модель К.Шеннона – У.Вевера
модель Т. Ньюкомба
модель Н. Винера
Установите соответствие между профессиональными терминами и их определениями
социальный акт самопрезентации
знаки, употребление которых связано с привычками человека, например, тереть переносицу, дергать себя за ухо без всякой надобности (такие знаки иногда называют самоадапторами)
поведенческие знаки
сигналы, которые передают информацию об объекте, событии или состоянии
собственно коммуникативные знаки
обусловленные физиологическими реакциями человека на тот или иной стимул, например, потоотделение от волнения, дрожь от холода или страха и т.п
ненамеренные знаки
начальный и неизбежный этап осуществления контакта происходит ненамеренно, особенно когда он повторяется многократно и становится автоматическим навыком
В основе невербальной коммуникации два истока - _____________________- врожденный и приобретенный в ходе жизненного опыта человека как члена социума
паралингвистический
биологический
семиотический
социальный
металингвистический
________________ - и словесные, и несловесные знаки могут актуализировать различные частные функции
Полифункциональность
Непрерывистость
Дискретность
Мотивированность
Отдельный коммуникативный акт, который может быть элементарным или же сложным, комплексным, очень часто оказывается только одним из звеньев в цепи коммуникативных актов, совершаемых разными говорящими, тогда можно говорить о коммуникативном взаимодействии, или _________________
_________________ специализируется на способах невербальной коммуникации - жестах, мимике и других несловесных коммуникативных средствах
Установите соответствие между профессиональными терминами и их определениями
эффективность
последовательная смена коммуникативных ролей, в ходе которых выявляется смысл сообщения, т.е. происходит явление, которое можно обозначить как "обогащение информации".
обратная связь
любое изменение, произошедшее в результате осуществления коммуникации, может быть непредусмотренным и даже неприемлемым для коммуникатора
эффект
процесс передачи сообщения от коммуниканта коммуникатору для уточнения того, как было воспринято первичное сообщение
диалог
мера достижения участниками коммуникации коммуникативных целей
__________________ - это вербализованный результат речевого акта, продукт речевого действия
__________________ может считаться такая неоднозначность, которая, привлекая внимание, побуждает к усилию интерпретации, помогая подобрать ключ к пониманию, обнаружить в этом кажущемся беспорядке порядок, более сложный и совершенный, чем тот, что характерен для избыточных сообщений
Коммуникативной единицей в связанном функционировании вербальных и невербальных знаков является ______________, в составе которого невербальные выступают в роли коммуникативных компонентов, конкретизирующих смысловую, оценочную и социальную информацию
понтамимика
поза
жест
вербальное высказывание
Социологию коммуникации дискурс интересует, прежде всего, как речевое произведение, в рамках которого осуществляется ___________, _________и ____________информацией, а также реализуется коммуникативное взаимодействие индивидов как членов определенного социума
восприятие
обмен
передача
диалог
речевой акт
Расположите интерпретации термина "коммуникация" по возрастанию их сложности
передача информации в обществе с целью воздействия на него
обмен информацией в обществе с целью воздействия на него
общение - передача информации от человека к человеку
средство связи любых объектов материального и духовного мира
Установите соответствие между профессиональными терминами и их определениями
Интеграция
верхний предел информации для данной коммуникативной системы в данное время
Социальные каналы коммуникации
совокупность социальных связей, посредством которых передается информация
Пропускная способность канала
результат наличия у людей общей картины мира, общих представлений, установок и норм
Верны ли утверждения? А) Кибернетические модели коммуникации были разработаны для изучения процесса передачи информации внутри технических систем, а также между человеком и технической системой. В) Основное применение кибернетические модели нашли в разработке информационных и компьютерных систем.
А - нет, В - да
А - нет, В - нет
А - да, В - да
А - да, В - нет
В самом общем виде _______________- это передача информации от одной системы к другой посредством специальных носителей, сигналов
средство связи
общение
коммуникация
обмен информацией
Нелинейная модель Теодора Ньюкомба ("Коммуникативный треугольник") имеет вид равностороннего треугольника, в котором к двум его углам ___________ - добавляется третья вершина треугольника (Х), характеризующая социальную ситуацию (или социальный контекст), в котором происходит акт коммуникации
коммуникатору (Д)
коммуниканту (А)
коммуникатору (В)
коммуниканту (С)
Слишком высокая избыточность информации ведет к тому, что сообщение само становится ________________и не воспринимается получателем.
Математическая теория информации определяет ____________ как любые сведения и данные, передаваемые посредством сигналов
Верны ли утверждения? А) Составляющие кода не накладывают ограничения на осуществляемый отправителем сообщения выбор слов и, если они известны получателю, позволяют ему с определенной вероятностью предсказывать содержание сообщения. В) В состав кода входят различные правила грамматики, синтаксиса, логики, здравого смысла, правдоподобия и т.д.
А - нет, В - нет
А - да, В - да
А - нет, В - да
А - да, В - нет
Установите соответствие между профессиональными терминами и их определениями
Коммуникативная личность
сторона, которая принимает и декодирует сообщение
Коммуникатор (отправитель)
умение участника коммуникации выбирать коммуникативный код, обеспечивать адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации
Коммуникативная компетенция
сторона, которая кодирует и передает сообщение
Коммуникант (получатель, адресат)
проявление личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и коммуникативной компетенцией
__________________ коммуникативных средств – это передача коммуникативной установки, предписывающей определенное воздействие на коммуниканта, и его адекватной реакции в соответствии с социальной нормой речевого поведения
Экспрессивная характеристика
Информационная характеристика
Интеграция
Прагматическая характеристика
Верны ли утверждения? А) Информация сообщается через высказывания, которые составляют относительно целостный в тематическом плане речевой отрезок - высказывание. В) Информация сообщается через высказывания, которые составляют относительно целостный в тематическом плане речевой отрезок - текст.
А - нет, В - нет
А - да, В - да
А - да, В - нет
А - нет, В - да
Расположите коммуникативные единицы высказываний по возрастанию сложности их черт
ситуативность
социальная обусловленность
социальный статус
вариативность
Степень ценности информации определяется исходя из ее ____________системы, на возможность _____________________
повторения элементов сообщения
решения системой своих задач
воздействия на поведение
способностью выполнять задачу
Одной из семиотических закономерностей является ______________ - противопоставленность знаков (символов) на основе различных признаков
Верны ли утверждения? А) Негэнтропия (отрицательная энтропия) связана со случаями, когда неполное или искаженное сообщение все же получено приемником благодаря его способности распознать сообщение, несмотря на искажения и недостающую информацию. В) Достоинство модели Шеннона - Вевера в том, что она была первой и привлекла внимание исследователей к моделированию коммуникационных процессов.
А - нет, В - да
А - да, В - нет
А - нет, В - нет
А - да, В - да
Интерпретация искажений сообщения в процессе коммуникации связана с понятием шума -___________________ в сферу структуры и информации
вторжения беспорядка
организации
энтропии
дезорганизации
упорядоченности
Расположите элементы коммуникативного пространства по возрастанию сложности их проявлений
время и место осуществления акта коммуникации
коммуниканты
высказывание
социальные статусы и роли коммуникантов
В частности, ряд субкультур (___________________) создают свои собственные знаковые наборы
профессиональных
криминальных
молодежных
спортивных
граффити
Расположите аспекты общения по возрастанию сложности их проявлений
кооперация
обмен информацией
взаимодействие
восприятие друг друга
Верны ли утверждения? А) Коммуникативные средства не различаются по степени обобщенности передаваемой информации. В) Коммуникативные средства различаются по степени обобщенности передаваемой информации.
А - да, В - да
А - нет, В - да
А - нет, В - нет
А - да, В - нет
Для дискурса характерны следующие свойства: _____________________
динамичность
тематическая связность
информативность
обусловленность
ситуативная обусловленность
Верны ли утверждения? А) В строгом смысле слова информацией называют количество непредсказуемого, содержащегося в сообщении (кибернетическое определение информации). В) Цель информационной деятельности любой функциональной системы заключается в поиске форм и практическом осуществлении движения от состояния высокой начальной энтропии к состоянию минимальной энтропии.
А - нет, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - нет
А - да, В - да
В отличие от семиотического уровня коммуникативные средства лингвистического уровня - _______________ - имеют вербальную природу
Установите соответствие между профессиональными терминами и их определениями
фрейм
разработана голландским ученым Т.А. ван Дейком, играет фундаментальную роль в социальном познании, потому что в ней заложены важнейшие социальные категории, принятые данным обществом, и вместе с тем личностные знания носителей языка, вобравших в себя их предшествующий опыт, установки и намерения коммуникации, социальные оценки и эмоции
модель "ситуативного типа"
модель, с помощью которой можно описать все фрагменты жизненной ситуации, которые типичны в обществе, например, сборы перед отъездом, предъявление документов, и т.п. (они обладают сложной структурой: место действия, функции коммуникантов, их свойства, отношения, позиции, предшествующие действия, правила последовательности действий и т.п.)
модель "фрейма"
обоснование четырех базовых смысловых компонентов дискурса, обеспечивающих его адекватную интерпретацию: эмпирический; логический; межличностный; контекстуальный, они актуализируются в дискурсе одновременно и лишь в своем взаимодействии обеспечивают правильное понимание информации
"модель ситуации"
это абстрагированная схема организации знаний в типовых ситуациях, обусловленная социальными нормами поведения
Первичными коммуникативными средствами были самые простые __________- указательные жесты, одобряющая и неодобряющая мимика
невербальные знаки
пантомимика
вербальные знаки
визуальные знаки
Социальная природа языка исследовалась еще в XVIII в. _______________________
Д. Беллом
Д.Дидро
А. Мейе
Ж.Ж. Руссо
З. Бзежинским
Именно символ выполняет важнейшую функцию социальной коммуникации - ___________