Истоки современной экофилософии

Санджня-скандху составляют элементы дискурсивного распознавания – способность человека к
восприятию глобальных проблем
анализу
пониманию явлений
нравственному самосовершенствованию
Искусственно созданная человеком среда общественного обитания (инфраструктура производственной деятельности людей) - это
ноосфера
мутуализм
первая природа
вторая природа
Индивидуальность в буддизме – это
комплекс связи причин и следствий, пространственно-временная конфигурация пяти скандх
уважение к истинной природе других живых существ
великодушие и открытость
подчиненность своих действий строгим законам
Одна из центральных категорий ряда философских систем, означающая принцип совершенного единства множества, которому присуще полное взаимопроникновение и в то же время взаимораздельность всех его элементов, – это
феномен
монада
субстанция
всеединство
Принцип построения Универсума – дополнительность, описанный в «Аватамсака-сутре» означает, что
абсолютное изолированное саморазвитие невозможно
любая система может развиваться только за счет материально- энергетических и информационных возможностей окружающей ее среды
эволюция необратима
скрытое и явленное составляют, взаимодополняясь, одно целое
Наука, для Гете, – это плод
незрелого ума
Божественного творчества
абсолютного разума
коллективной работы всего человечества
Переход абсолютной идеи в природу имеет у Гегеля две стороны
научную
предсказательную
рациональную
мистическую
В буддизме идея родственности всего живого и перехода между его формами, беспрерывное перерождение личности или души - это
Высшее страдание в буддизме есть следствие
процесса совместного развития биосферы и человеческого общества
цепи непрерывно сменяющихся мгновенных состояний
понимания всеединства мира, осознание единой экологии всех живых существ
понимания всеединства мира
В древнеиндийской философской литературе афористическое высказывание, содержащее утверждение философского характера, – это
ахимса
нагарджуна
сутра
бодхисаттва
Фундаментальный вклад индийской философии во всемирный историко-философский процесс заключается во введении
понятия «сутра» в качестве единичного психофизического состояния
номинальных определений вместо реальных
особенной функции языкового выражения
понятия «дхарма» в качестве единичного психофизического состояния
Кульминационной точкой развития психологической интуиции буддийской практики является
«анатма» – теория отсутствия индивидуального Я
«Аватамсака-сутре»
неведение, авидья
тибетский тантризм (ваджраяна)
Теология, по Вл. Соловьеву, – это синтез
марксистской социально-исторической методологии и кантовской деонтологии
ортодоксальной христианской философии, неоплатонизма и новейших тенденций гуманистической мысли
феноменологии и платонизма
природного знания с мистическим знанием, которое рассматривает предмет в его внутренней связи с человеком
Одно из основных понятий буддизма, означающее исходное внутреннее затемнение сознания, неведение и невежество, которое вынуждает считать реальным и подлинным то, что таковым не является
сансара
авидья
нирвана
шуньята
Достичь нирваны означает
освободиться от излишней опеки политиков и идеологов и от давления традиционной среды, защищающей свои ценности
освободиться от индивидуального «Я», от суетного бытия и раствориться в космическом разуме
опереться на коллектив
освободиться от умозрительных спекуляций и опереться на очевидное надежное знание
И. Гете выделяет четыре типа ученых
всеобъемлющих
использующих
полярных
познающих
символических
созерцающих
Сердцевиной философского обоснования буддийской истины об отсутствии индивидуально «Я» является принцип
дхармической организации бытия
организации эмпирических явлений
надежды
простоты
Шеллинг, выдвигает новое понимание природы
непосредственное наблюдение явлений
когнитивная структура, в которой в краткой форме записан родовой опыт
ступень, предшествующей духу, как целостности, организующей самое себя
определенная человеческая деятельность, протекающая в конкретном социальном контексте
Осознание пустотности «Я» – это
присущее миру явлений возникновение предметов на самом деле не является возникновением чего-либо
иллюзорность внешнего предметного мира
такое состояние, которое с обычной точки зрения есть ничто, но которое из-за того, что оно есть ничто, действительно предохраняет людей от того, чтобы их умы наполнялись сомнительными идеями или поступками
комплекс связи причин и следствий, пространственно-временная конфигурация пяти скандх
Третья истина о прекращении страданий, составляющая ядро буддийского миросозерцания, подразумевает
благородный Восьмеричный путь, указывающий правильный образ жизни
причина страданий – это желание, связанное с жаждой наживы
жизнь есть страдание
страдание можно прекратить избавлением от желаний
В буддизме человек, решивший выйти из круга перерождений – сансары и достичь состояния Будды, – это
бодхисаттва
ахимса
скандха
нагарджуна
Принцип построения Универсума - взаимная связь, описанный в «Аватамсака-сутре», означает, что
абсолютное изолированное саморазвитие невозможно
все вещи существуют во времени и пространстве
все в одном и одно во всем
абсолютное изолированное саморазвитие возможно
Фарадей характеризовал атомы как
невидимую природу
видимую природу
постоянное изменение
центры сил
В учении о зависимом происхождении в буддизме, самскара – это
такое состояние, которое с обычной точки зрения есть ничто, но которое из-за того, что оно есть ничто, действительно предохраняет людей от того, чтобы их умы наполнялись сомнительными идеями или поступками
то, что препятствует онтологизации чувственных данных и умственных конструкций
группа элементов – двигателей, которые поддерживают самый процесс бытия
комплекс связи причин и следствий, пространственно-временная конфигурация пяти скандх
«Ненасилие»; восходящее к древнеиндийской традиции учение о непричинении вреда живому, из чего следует недопустимость убийства, – это
скандха
нагарджуна
бодхисаттва
ахимса
По Шеллингу, переход от природы к духу – это
восхождение с низших ступеней развития к высшим
восхождение от бессознательной духовности к ясно осознаваемому духу в человеке
логический переход от фактов к естественнонаучным законам
изображение предметов в их телесности и осязаемости
Философский термин, означающий, в противоположность трансцендентности, то, что основывается на чувственном опыте, – это
декаданс
нирвана
эманация
имманентность
Этимологическое толкование слова «парамита» восходит к понятиям
«масса»
«сила», «энергия»
«множество»
«бездна»
Смысловое ядро буддийского миросозерцания составляет учение о
четырёх благородных истинах
душе мира, времени, небесных телах
сознании как единственной реальности
ничтожности мира
Отношение человека к природе рассматривается В. Вернадским как форма
моральности
организации новой геологической силы биосферы, то есть как явление природы
нормативной регуляция
проявления самой природы
Общее наименование постклассического искусства начала ХХ века, отмеченного пессимистическими, упадочническими настроениями, – это
антропософия
постмодернизм
декаданс
романтизм
Согласно антропоцентризму, единственным и высшим критерием в шкале ценностей является
сознание
космос
человек
природа
По Шеллингу, ведущий принцип натурфилософии - свести
науку и ее методологию к совокупности критических процедур
к протокольным предложениям, выражающим чувственные переживания
деонтические модальности к аксиологическим модальностям
всю природу к полярности, к дуализму сил
Девятому положению о едином бытии разных периодов времени, описанному в «Аватамсака-сутре», соответствует принцип
внутреннего динамического равновесия Реймерса
экологической конгруэнтности
гетерогенезиса живого вещества
экологической комплементарности
Созидание через взаимодействие шестого положения сутры, описанное в «Аватамсака-сутре», демонстрирует закон
внутреннего динамического равновесия Реймерса
развития системы за счет окружающей ее среды
толерантности В. Шелфорда
оптимальности
Принцип ахимсы в аллегорической форме содержит запрет
пролития на землю чьей-либо крови
на пассивное отношение к миру
мыслить без чувственности и плотской жизни
на страдания
В. Вернадский понимает цивилизацию как форму
практически и эстетически опосредованного освоения реальности
проявления духа
проявления самой природы
организации новой геологической силы биосферы, то есть как явление природы
В поток как совокупность скандх входят следующие скандхы
сутра-питаку («корзина наставлений»)
санджня скандха (группа представлений), виджняна скандха (группа сознания)
рупа скандха (группа чувственного), ведана скандха (группа ощущений)
санскара скандха (группа формирующихся сил, представляющих характер индивидуума)
При тантрийском созерцании индивид
в своих мотивах, решениях и действиях исходит из стандартов, задаваемых извне
обдумывает всю совокупность просветления, которое достигается благодаря использованию трансцендентального знания
видит себя таким, каким его видят другие
обретает власть на земле как проводник божественного всемогущества
Для Л. Окена, природа – это
феномен, удовлетворяющий некоторую социальную потребность
невидимый дух
развертывание абсолютного духа
душа мира
«Иное» - это
термин, основное значение которого в античной философии задано противопоставлением единое – иное, тождественное – иное
искусственно созданная человеком среда общественного обитания
процесс совместного развития биосферы и человеческого общества
в буддизме вечные и неизменные элементы сущего
Следовать парамите дисциплины означает
развитие духовных потребностей
великодушие и открытость
подчинять свои действия каким-то строгим законам, делать то, что предписано
уважение к истинной природе других живых существ
Материя представляла собой, по Шеллингу
вечное рождение Бога в Самом Себе
целостный феномен
систему атомов-сил
взаимопроникновение биологического и социального
Нагарджуна – это
реформатор буддизма, индийский философ, основоположник махаяны и автор текстов одной из ее первых школ – мадхьямики
одно из двух основных направлений буддизма, центральным положением которого является идея о двух состояниях бытия
в древнеиндийской философской литературе афористическое высказывание, содержащее утверждение философского характера, – это
одно из двух основных направлений буддизма, главной идеей которого является совершенное отрицание реальности «непроявленного» бытия
Пятое положение Аватамсака-сутры соответствует принципу
дополнительности Нильса Бора
экологической конгруэнтности
внутреннего динамического равновесия Реймерса
экологической комплементарности
Картина Вселенной, которая встала перед духовным взором Будды, представляет собой
уникальное экспериментальное поле проектно-продуктивной и репродуктивной деятельности
совершенно самостоятельную, независимую сферу человеческой психики
бесконечное число отдельных мгновенных сущностей в состоянии безначального волнения
относительно целостный феномен, состоящий из трех независимых друг от друга сфер
Идеалом разумно-этического отношения к миру в буддизме является образ
Бодхисаттвы
Ахимса
Нагарджуны
Франциска Ассизского
Философию природы, развиваемую в рамках феноменального реализма, В.С. Соловьев подразделял на три формы природу как
всеобщую система явлений, познаваемых системою всех наук (позитивизм)
божественный дар
мир явлений, данных в ощущениях (сенсуализм)
совокупность необходимых законов явлений, открываемых научным опытом
Философское понятие, обозначающее умопостигаемую сущность, предмет интеллектуального созерцания, в отличие от феномена, объекта чувственного созерцания, – это
субстанция
монада
ноумен
декаданс
Согласно буддийскому учению, все человеческие страдания и страсти обусловлены
привязанностью к эго
психологическим и физиологическим складом каждой расы
земными политико-экономическими противоречиями
наличием внешнего объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств