Психология развития и возрастная психология
Главное понятие концепции Б.Скиннера, определяющее увеличение или уменьшение вероятности повторения поведения, - это
Верны ли определения? А) Развитие, непредопределённое заранее, - это преформированный тип развития В) Развитие, непредопределённое заранее, - это непреформированный тип развития Подберите правильный ответ
А - нет, В - нет
А - да, В - да
А - да, В - нет
А - нет, В - да
Расположите этапы индивидуального развития по С.Бижу и Д.Баеру в последовательном порядке
раннее детство
юношество
социальная стадия
базовая стадия
среднее детство
Расположите этапы социального развития личности в последовательном порядке
постепенное оставление личностью социальных ролей
усвоение определённого набора социальных ролей (трудовых, семейных, родительских)
выполнение усвоенного набора социальных ролей
повторение того же цикла потомками человека
Верны ли утверждения? А) По теории К.Бюлера, основная движущая сила развития поведения – переход удовольствия «с конца на начало» В) По теории К.Бюлера, психическое развитие – это единый биологический процесс Подберите правильный ответ
А - да, В - да
А - нет, В - да
А - да, В - нет
А - нет, В - нет
Морфологические изменения, протекающие под непосредственным управлением генетического аппарата, - это _____
Качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развития, по Л.С.Выготскому, - это _____ развития
По Б.Скиннеру, подкрепление может быть
вторичным
первичным
безусловным
условным
Факторы, лежащие в основе понятия социального возраста, - это
профессиональный отбор
вступление в брак, рождение детей и внуков
возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека
состояние обмена веществ в организме
морфологические изменения в организме
Геронтопсихология – это психология
взрослого человека
юности
старости
подростка
Время жизни в возрастной психологии ещё называют «____»
пространство жизни
жизненный путь
протяжённость жизни
жизненный цикл
Верны ли определения? А) По Л.С.Выготскому, переход внешней деятельности ребёнка во внутреннюю – это интериоризация деятельности В) По Л.С.Выготскому, переход внешней деятельности ребёнка во внутреннюю – это новообразование развития Подберите правильный ответ
А - нет, В - да
А - да, В - да
А - да, В - нет
А - нет, В - нет
Первоначальное различение ребёнком между внешним и внутренним на основе переживания удовольствия – неудовольствия, связанных с действиями матери, происходит, по теории З.Фрейда, в _____ фазу развития ребёнка
латентную
оральную
генитальную
анальную
Расположите возрастные этапы человека согласно возрастной периодизации, принятой Международным симпозиумом по возрастной физиологии в г. Москва в 1965 году, – в хронологическом порядке
зрелый возраст
долгожители
пожилой возраст
старческий возраст
юношеский возраст
Адаптация, по теории Ж.Пиаже, состоит из равновесия двух процессов, а именно
ассимиляции
хаотичности
организации
аккомодации
Основные положения теории развития психики А.Валлона таковы
ключевое противоречие психического развития – соотношение души и тела, биологического и психического
органическое становится психическим через связь эмоций, моторики, подражания, социума
представление о личности как о состоящей из трёх основных структур – «Ид», «Эго» и «Супер-Эго»
переход личности от одной стадии к другой рассматривается как перестройка: деятельность, преобладающая на одной стадии, становится второстепенной или исчезает на следующей
переход личности от одной стадии к другой рассматривается как результат количественных изменений
Автор теории конвергенции двух факторов в психологии развития – это
В.Штерн
К.Бюлер
К.Юнг
З.Фрейд
Установите соответствие между закономерностями психического развития и их сутью
сензитивность развития
связь и вхождение старых структур и образований в состав новых
наличие кризисов развития
перестройка смысловых структур, сознания и переориентация на новые жизненные задачи, ведущие к дальнейшему становлению личности
преемственность развития
наибольшая чувствительность человека на отдельных возрастных этапах к некоторым педагогическим воздействиям, вызывающим появление определённых качеств
Деление онтогенеза на относительно самостоятельные и отграниченные друг от друга отрезки, последовательно сменяющие друг друга, - это ______ развития
Метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий выявления искомого психологического факта, - это
Объективная, исторически изменчивая, хронологическая и символически фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе – это
Установите соответствие между стадиями развития ребёнка по З.Фрейду и их содержанием
генитальная фаза
либидо не фиксировано, сексуальные потребности дремлют, происходит освоение общечеловеческого и культурного опыта, установление дружеских отношений со взрослыми и сверстниками
оральная фаза
высшая ступень детской сексуальности, ведущая эрогенная зона – гениталии
анальная фаза
время обучения ребёнка контролю над своими телесными функциями
фаллическая фаза
время быстрого роста, в котором основной источник удовлетворения и потенциальной фрустрации связан с кормлением, ведущая эрогенная зона – рот, главное стремление – поглощение пищи
латентная фаза
фаза становления самосознания, ощущения уверенности в себе и способности к зрелой любви, главная цель которой – нормальное сексуальное общение
Верны ли определения? А) Внутренняя детерминация психического развития – это биологическая детерминация В) Внутренняя детерминация психического развития – это социальная детерминация Подберите правильный ответ
А - да, В - нет
А - нет, В - да
А - да, В - да
А - нет, В - нет
Установите соответствие между законами психического развития человека, сформулированными Л.С.Выготским, и их сутью
закон неравномерности возрастного развития
высшие психические функции первоначально возникают как форма коллективного поведения и лишь впоследствие становятся внутренними индивидуальными функциями самого человека
закон метаморфозы в человеческом развитии
развитие имеет свой ритм, который не совпадает с ритмом времени и меняется в разные годы жизни
закон сложной организации развития во времени
развитие есть цепь качественных изменений
закон развития высших психических функций
каждая сторона в психике ребёнка имеет свой оптимальный период развития
Социальная стадия в теории индивидуального развития С.Бижу и Д.Баера чаще называется «______»
культурная стадия
раннее детство
основная стадия
юношество
Новые психические качества, определяющие качественное своеобразие каждого возраста, называются в возрастной психологии _____ развития
Установите соответствие между возрастами человека согласно возрастной периодизации, принятой Международным симпозиумом по возрастной физиологии в г. Москва в 1965 году, и их хронологическими границами
зрелый возраст: второй период – мужчины
22 – 35 лет
зрелый возраст: второй период – женщины
21 – 35 лет
зрелый возраст: первый период – женщины
36 – 55 лет
зрелый возраст: первый период – мужчины
36 – 60 лет
Своеобразная шкала, относительно которой человек определённой культуры выстраивает свою возрастную идентификацию, - это __ возраст
переходный
критический
биологический
культурный
Специально созданные возрастно-направленные методики – это
детские проективные рисуночные тесты
лонгитюдные исследования А.Гезелла
тест межличностного общения Р.Жиля
цветовой тест С.Розенцвейга
К параметрам психического развития человека относятся
форма развития
внутренняя детерминация
внешняя детерминация
ход развития
специфика развития
Пассивное приспособление к среде, по теории Ж.Пиаже, - это ______
Установите соответствие между элементами внешней и внутренней структуры деятельности по А.Н.Леонтьеву
деятельность
цель
движение
средство
операция
условие
действие
мотив
Установите соответствие между группами периодизаций, по Л.С.Выготскому, и конкретными периодизациями
периодизации, связанные с выделением существенных особенностей самого развития
периодизация С.Холла по аналогии с развитием общества
периодизации, основанные на одном или нескольких признаках развития
периодизация П.П.Блонского по стадиям развития зубов у ребёнка; периодизация З.Фрейда по зонам удовлетворения либидо
периодизации, созданные по аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития
эпигенетическая периодизация Э.Эриксона; периодизация психического развития ребёнка Д.Б.Эльконина
Расположите фазы детского развития по З.Фрейду в последовательном порядке
оральная фаза
генитальная фаза
латентная фаза
анальная фаза
фаллическая фаза
Установите соответствие между основными понятиями теории детского развития Р.Сирса и их содержанием
ассоциация поведения
зависимость
подкрепление зависимого поведения
получение внимания
центральный компонент научения
присутствие матери и комфорт ребёнка
Установите соответствие между возрастными кризисами и их содержанием
кризис 7-ми лет
развитие устойчивого самосознания и стабильного образа «Я», усиление личностного контроля, самоуправления
подростковый кризис
формирование чувства взрослости, начало самоопределения в жизни
юношеский кризис
появление произвольности, «внутренней позиции», новый уровень самосознания: ребёнок хочет выполнять новую социальную деятельность – учение в школе
Расположите этапы развития ребёнка по периодизации П.П.Блонского в последовательном порядке
период смены зубов
беззубое детство
стадия прорезывания клыков
молочнозубое детство
стадия прорезывания премоляров
постояннозубое детство
Установите соответствие между стадиями развития агрессивности по теории А.Фрейд и видами поведения ребёнка, им соответствующими
оральная агрессивность
дисоциальные начала
проявления анального садизма
властолюбие, хвастовство, зазнайство
фаллическая стадия
разрушение и жестокость
предпубертатная и пубертатная стадии
кусание, плевание, цепляние
Расположите стадии развития в периодизации С.Холла в последовательном порядке
пастушеская стадия
стадия охоты и захвата
земледельческая стадия
стадия промышленности и торговли
стадия рытья и копания
Систематизацию различных периодизаций развития предпринял в работе «Проблемы возраста» отечественный учёный ______ (введите фамилию)
По Б.Скиннеру, подкрепление может быть
положительным
отрицательным
внешним
внутренним
Отличительные признаки высших психических функций – это
непроизвольность
прижизненность формирования
бессистемность
системность
стадиальность
По Л.С.Выготскому существует два типа возрастов, а именно:
критические
вторичные
первичные
стабильные
Автор ортогенетической концепции в психологии развития – это
Х.Вернер
С.Л.Рубинштейн
А.Н.Леонтьев
З.Фрейд
По Х.Вернеру, в развитии имеют место процессы
рекапитуляции
получения удовольствий
централизации
дифференциации
Теорию детского развития Р.Сирса характеризуют следующие идеи
успешное развитие характеризуется постепенной заменой рудиментарного поведения диадическим социальным поведением
успешное развитие характеризуется постепенной заменой диадического социального поведения рудиментарным поведением
развитие не должно изучаться с учётом поведения партнёра
развитие – это зеркало практики воспитания ребёнка и результат научения
Установите соответствие между возрастными кризисами и их содержанием
кризис новорождённости
появление автономной речи, прямохождения, развитие сенсорики, предметной деятельности
кризис 3-х лет
появление системы «Я – сам», нарастание эмансипации от взрослого
кризис одного года
возникновение психической жизни – первой улыбки, контакта глаз
Ответное поведение, по теории развития С.Бижу и Д.Баера, - это _____ поведение
Генетические, морфологические, физиологические, нейрофизиологичекие изменения в организме отдельного человека по сравнению со статистически средним уровнем развития, – это ____ возраст
По Д.Б.Эльконину, по закону периодичности, освоение операционно-технической сферы происходит у ребёнка на стадиях
раннего возраста
младенчества
ранней юности
младшего школьного возраста
подросткового возраста