Философия и методология науки

Наука понимается не как система знаний, а как деятельность научных сообществ в концепции
трёх стадий интеллектуальной эволюции (О. Конт)
историко-эволюционистской (Т. Кун)
критического рационализма (К. Поппер)
научно-исследовательских программ (И. Лакатос)
Подтверждение, повышающее степень правдоподобия, но не степень вероятности теории и не портящее ее фальсифицируемость, в концепции К.Поппера называется
верификацией
идентификацией
корроборацией
фальсификацией
Окончание («закат») постпозитивистского этапа развития философии науки чаще всего относят к
60-м гг. ХХ в.
70-м гг. ХХ в.
80-м гг. ХХ в.
90-м гг. ХХ в.
Считал, что «в самом сердце науки существуют области практического знания, которое через формулировки передать невозможно»
К.Поппер
И.Лакатос
М.Полани
Дж.Холтон
Создателем концепции критического рационализма в философии науки является
Т. Кун
К. Поппер
Э. Мах
И. Лакатос
Развитие науки уподобляется биологической эволюции в постпозитивистской концепции
Дж.Холтона
Ст.Тулмина
М.Полани
К.Поппера
Термин синергетика (буквально «совместное действие») в научный оборот ввел
И.Пригожин
Н.Винер
Г.Хакен
В.Вернадский
Кибернетика и теория систем оформляются в качестве общенаучных подходов на этапе развития науки
неклассическом
постнеклассическом
классическом
дисциплинарно организованной науки
К родоначальникам эволюционной эпистемологии относится
М.Полани
Ст.Тулмин
К.Поппер
П.Фейерабенд
Работа «Реализм и цель науки» принадлежит перу
И.Лакатоса
П.Фейерабенда
Т.Куна
К.Поппера
Интегративные тенденции в развитии научного познания оказываются доминирующими, начиная с
начала ХХ в.
середины ХХ в.
середины Х1Х в.
конца Х1Х в.
Число глобальных научных революций в истории науки достигает (согласно В.С.Степину)
пяти
четырех
B.двух
трех
Позитивистская концепция научного познания в различных ее модификациях просуществовала в качестве ведущей в западной философии науки до
начала ХХ в.
середины ХХ в.
конца Х1Х в.
конца ХХ в.
В современной науке объем научной деятельности удваивается примерно каждые
2-3 года
20-25 лет
5-10 лет
10-15 лет
Р. Мертон, А. Кромби, Э. Цильзель, Дж. Нидам, С. Лилли были преверженцами
логического позитивизма
«второго» позитивизма
интернализма
экстернализма
На рубеже ХVIII-ХIХ вв. численность ученых достигала __________ человек
5000
1000
10000
25000
Научное знание отождествляется с идеологией (совокупностью утверждений и верований) в рамках
экстернализма
позитивизма
интернализма
«когнитивной социологии»
Эйнштейн и Гейзенберг являются представителями
неклассической науки
постнеклассической науки
классической науки
дисциплинарно-организованной науки
Не общество влияет на изменение научного знания, а скорее наука своими достижениями воздействует на общество, приводя к его изменениям, считал:
И. Лакатос
Р. Мертон
А. Койре
О. Конт
К основным закономерностям развития науки из перечисленного: 1) ускорение темпов развития; 2) непрерывность эволюции; 3) дифференциация и интеграция; 4) управление и обратная связь; 5) математизация; 6) поступательность; 7) диалектизация - относятся только
2,5,6
2,3,4,6,
1,3,5,7
4,6,7
Способ понимания социальности в науке как совокупности отношений внутри лаборатории, складывающихся в процессе конструирования нового знания, характерен для
экстернализма
интернализма
критического рационализма
микросоциологии
Идею «черных ящиков» выдвинул в рамках концепции «кейс стадис»
Т.Пинч
А.Тойнби
Р.Телнер
М.Малкей
Явления общественной жизни, оказывающие влияние на рост, углубление теоретического, объективно-истинного знания о мире (к этому разряду будут относиться все предпосылки, условия, причины, стимулы, обеспечивающие изменение и развитие научного познания) - называются
феноменами развития науки
механизмами развития науки
D.формами развития науки
факторами развития науки
Ситуационные исследования выдвигаются на передний план в философии науки в
50-е гг. ХХ в.
20-е гг. ХХ в.
90-е гг. Х1Х в.
70-е гг. ХХ в.
Работа «Тематический анализ науки» написана
Дж.Холтоном
К.Поппером
Ст.Тулмином
М.Полани
Феномен неявного знания исследовал в конце 50-х гг. ХХ в.
К.Поппер
И.Лакатос
М.Полани
П.Фейерабенд
Преобразование классической науки, становление неклассического естествознания происходит в ходе глобальной научной революции
первой
второй
четвертой
третьей
Принципиальную незавершенность мира, находящегося в стадии становления, неокончательный характер любой формируемой картины мира современная наука фиксирует принципом
историчности
наблюдаемости
детерминизма
дополнительности
Согласно И. Лакатосу, центральное место в научно-исследовательской программе занимает
«защитный пояс»
«жесткое ядро»
«отрицательные» эвристики
«положительные» эвристики
Развитие науки имеет объемный, нелинейный, многосубъектный и многособытийный характер согласно концепции
критического рационализма
«кейс стадис»
научно-исследовательских программ
тематического анализа науки
Принцип подтверждаемости знания в опыте, используемый позитивистами в качестве критерия научности, называется
принципом корроборации
принципом фальсификации
принципом верификации
эмпиризмом
Качественный скачок в научном познании, предполагающий коренную перестройку исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки, - это
научное изобретение
научное предвидение
эволюция науки
научная революция
Родоначальником кибернетического подхода в науке является
Н.Винер
В.Гейзенберг
И.Пригожин
Г.Хакен
Работа «Шаги за горизонт» написана
В.Гейзенбергом
Н.Бором
А.Эйнштейном
И.Ньютоном
Тенденцию превращения науки в непосредственную производительную силу капитала впервые зафиксировал
Г.Гегель
М.Вебер
К.Маркс
Э.Мах
Синергетика (теория самоорганизации) начинает формироваться в
60-е гг. ХХ в.
80-е гг. ХХ в.
70-е гг. ХХ в.
90-е гг. ХХ в.
Теория эрозионных циклов была создана
А.Вегенером
В.Паули
В.Дэвисом
Ч.Лайелем
В рамках «второго позитивизма» специально обсуждает проблему научного открытия
К.Пирсон
П.Дюгем
Р.Авенариус
Э.Мах
Термин, означающий (в концепции К.Поппера) опровержение теории ссылкой на противоречащий ей эмпирический факт, - это
корроборация
верификация
фальсификация
фальсифицируемость
Названием концепции П.Фейерабенда (в силу отрицания им наличия единого универсального метода, убеждения в господстве принципа «все дозволено» в деятельности ученого) является
тоталитаристская эпистемология
анархистская эпистемология
эгалитаристская теория познания
эгоистическая теория познания
Идеал исторической реконструкции внедряется в естествознание на этапе
дисциплинарно организованной науки
классической науки
неклассической науки
постнеклассической науки
Направление социологии науки, пытающееся социологически объяснить не только нормы науки как социального института, но и содержание научного знания в любых его формах - это
понимающая социология
органицизм
социологизм
когнитивная социология
Из всех ученых, когда-либо живших на земле, практически являются нашими современниками
90%
70%
80%
50%
Рассматривает развитие науки как процесс, детерминированный внешними для познания социокультурными факторами
«первый» позитивизм
логический позитивизм
экстернализм
интернализм
Работа «Принципы геологии» принадлежит перу
А.Вегенера
В.Девиса
В.Вернадского
Ч.Лайеля
Концепция тематического анализа науки была предложена
П.Фейерабендом
Дж.Холтоном
Т.Куном
И.Лакатосом
К основаниям науки из перечисленного: 1) идеалы и нормы исследования; 2) научные картины мира; 3) философские основания; 4) научные открытия; 5) научное предвидение; 6) парадоксы - относится
4,5,6
1,5,6,
3,4,5
1,2,3
Работа «Личностное знание» была написана и издана в 1958 г.
М.Полани
Т.Куном
Ст.Тулмином
И.Лакатосом
Дж.Холтон, Ст.Тулмин, П.Фейерабенд являются представителями
логического позитивизма
«второго позитивизма»
«первого позитивизма»
постпозитивизма
Проблемы комплексного характера, междисциплинарные методы и подходы, построение «объединительных теорий» - это формы реализации
математизации науки
интеграции науки
ускорения развития науки
дифференциации науки